Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка 2 страница
Как уже много раз подчеркивалось, представление о ситуации взаимодействия — одна из важнейших детерминант нашего поведения. Ранее, рассматривая способы восприятия и понимания другого человека в общении, мы уже говорили о том, какое большое значение для адекватного понимания другого имеет правильное понимание ситуации. Мы выяснили, что источником ошибок социального восприятия может быть неадекватное си-~ ту.ации применение механизмов социальной перцепции [см. 1;2Т. Скажем эмпатия, примененная в ситуации межгруппового взаимодействия приводит к ложному иллюзорному пониманию на основе беспочвенного «вчувствования» в очень далекого человека. А стереотипизация, которая в межгрупповой ситуации как раз наиболее адекватный механизм восприятия, примененный «не по адресу», т. е. в ситуации близкого межличностного общения, также приводит к ошибкам.
Эффективность воздействия, способность правильного учета и преодоления барьеров на пути коммуникации сильно зависят от того, какой видят и строят ситуацию участники взаимодействия. Мы говорили отом, что барьеры наиболее активизированы
о межгрупповой ситуации, а наименее — в межличностной, что для разных ситуаций взаимодействия наиболее адекватны различные приемы и методы воздействия и что, не учитывая характер восприятия партнером ситуации, нельзя в достаточной степени добиться эффективного достижения своих целей.
Однако если при анализе социального восприятия и межличностного воздействия, мы не обсуждали вопрос о том, как именно человек понимает, в какой ситуации он общается, как происходит узнавание и определение ситуации, то сейчас, обсуждая соотношение ситуации и действия, самое время это сделать. При разборе существующих классификаций видов общения очень легко заметить, насколько тесно связаны все три стороны общения между собой и как сильно они зависят от того, какое происходит общение.
В большинстве случаев, и это закономерно, основаниями, по которым проводится анализ видов общения, являются следующие: характеристики субъектов общения, цели общения, предмет общения, отношение к партнеру по общению или сочетание этих характеристик.
Так, известный советский философ М. С. Каган [42], анализируя общение в философском плане и понимая его как межсубъектное взаимодействие, на основании определения субъекта общения, выделяет следующие четыре основных вида общения: общение реального субъекта с реальным партнером, общение реального субъекта с субъективированным объектом как иллюзорным партнером, общение реального субъекта с воображаемым партнером (квазисубъектом) и общение воображаемых партнеров. Внутри первого выделенного вида общения, который нас наиболее интересует в данной работе, М. С. Каган опять же на основе установления субъекта общения выделяет четыре разновидности — индивидуальное, представительское, групповое и диалог культур, предлагая рассматривать существование и проявление этих разновидностей на трех уровнях: материально-практическом, практически-духовном и духовно-информационном. Так, примером группового общения на материально-практическом уровне будет взаимодействие команда спортивных играх, а на духовно-информационном Уровне—дискуссия, в которой субъектами будут не люди, а партии (большевики — меньшевики) или научные школы, где так или иначе во взаимодействие вступает некий целостный коллектив и каждый человек является и для себя и для других в связи с особенностями взаимодействия лишь частью этой Пзуппы.
Таким образом, основой для определения типа ситуации в данном случае является (субъективная) идентификация человека — участника общения. Если человек выступает в общении как свободная, суверенная личность и представляет в основном себя (хотя, конечно, человек всегда является членом многих
групп), т. е. если налицо «индивидуальная» идентификация в данном общении, то и общение индивидуальное. Если же участник идентифицирует себя с какой-то группой, чувствуетсебяее представителем (независимо от своих реальных полномочий), то это общение представительское. Если он не только сам идентифицирует себя с какими-то группами или силами, но и реально имеет полномочия их представлять (например, посолстранына дипломатических переговорах), то это также будет представительское общение, но которое уже «ближе» к групповому.
Вероятно, нельзя говорить о существовании «чистых» видов общения по этому основанию. В любом случае субъективная идентификация участника взаимодействия определяется не изначально заданным представлением о себе, а несколькими моментами, например, степенью осознания себя членом конкретной группы и теми характеристиками ситуации, которые вынуждают его поступать именно как члена группы [183]. Определение вида общения по этому основанию дает возможность представить себе какие «требования» предъявляются в подобных ситуациях. Конечно, та или иная субъективная идентификация сказывается на многих аспектах общения, но прямо она связана с закономерностями восприятия и понимания других и с тем, как воспринимается другими сам субъект общения.
Ситуация общения задает не только восприятие партнера, но и понимание его действий, например их направленности. В ситуации индивидуального общения в духовно-информационной сфере действия партнера будут направлены на собеседника как личность, на его мысли, знания, убеждения, в то время как в случае группового общения действия будут поняты как направленные на ценности, нормы, поведение той группы, которую он представляет. Естественно, что ответные действия в этих случаях могут быть совершенно другие.
Задание ситуации общения по параметру целей также дает возможность определить составляющие общения и смысл действий участников.
Рассматривая функциональные ситуации общения, М. С. Ка-| ган приходит к выводу, что их может быть только четыре: цель I общения находится вне самого взаимодействия субъектов; цель | общения в нем самом; цель общения состоит в приобщении '' партнера к опыту и ценностям инициатора общения; целью общения является приобщение самого инициатора к ценностям партнера. В соответствии с этими функциональными ситуациями выделяются следующие виды общения: как обслуживание предметной деятельности, ради общения, как приобщение другого к своим ценностям и как приобщение к ценностям другого.
Примером первого вида является общение в обрядах и ритуалах, в играх, где оно опосредует цели деятельности. (Важно подчеркнуть, что, согласно представлениям М. С. Кагана, взаимодействие, состоящее в управлении одним человеком другими,
де является общением, так как здесь мы имеем дело с отношением человека к человеку, как субъекта к объекту, что, по определению, не общение). Примером второго вида может быть дружеское общение, примером третьего—воспитание и четвертого—самовоспитание. Перечисленные виды общения, выделенные в связи с его целями, также предполагают определенные сочетания характеристик трех сторон общения, и наиболее жесткие требования предъявляются к коммуникативной стороне.
Таким образом, подчеркивая цели, знаем средства. Но и в этом случае ситуация общения, вычисленная по параметру целей, позволяет задать направление в понимании взаимодействия. Так, в ситуации воспитания действия могут истолковываться как направленные на изменение партнера, а в ситуации самовоспитания как аутонаправленные, на изменение себя. И естественно, что это определяет и ответные действия по развитию ситуации. Именно поэтому в этой классификации очень хорошо прослеживается связь между целями общения и его средствами — выбранными способами действия.
То же и в другой классификации видов общения. Известный советский психолог А. А. Леонтьев [56] выделяет три его вида:
социально-ориентированное, предметно-ориентированное и лич-ностно-ориентированное. Под первым подразумевается общение, направленное на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Такое общение происходит между людьми как предста-:
вителями социальных групп. Предметно-ориентированное общение направлено на урегулирование совместной деятельности людей. Личностно-ориентированное — на изменение отдельной личности. Таким образом, основой этой классификации также являются целевые характеристики. Как уже отмечалось, в ситуациях, определяемых по целям, наиболее четко видна связьсосредствами, т. е. с коммуникативной стороной общения.
Эксперименты, поставленные Б. X. Бгажноковым, подтвердили различия в средствах общения, избираемых людьми в социально-ориентированном и личностно-ориентированном общении '[10]. В эксперименте ученики десятых классов средней школы Должны были объяснить смысл научных терминов либо одному из своих товарищей (личностно-ориентированное общение), либо всему классу, выступая перед ним (социально-ориентированное общение). Оказалось, что выделенные виды общения отличаются по многим характеристикам. Так, в личностно-ориентированном общении участники свободно беседовали, роли говорящего и слушающего постоянно менялись. В социально-ориентированном испытуемый произносил монолог перед пассивной аудиторией. Личностно-ориентированное общение по выделенным характеристикам — соотношению используемых лекси-ских единиц, синтаксису, интонации, по композиции тяготеет
к нормам разговорной речи, в то время как социально-ориентированное ближе к монологическому повествованию. Итак, выделенные виды общения действительно предполагают определенные средства — способы поведения, построения общения в различных ситуациях.
Следует также обратить внимание на то, что в общении важны не только его цели и средства, но и то качество, в котором выступают участники общения — или как члены группы, или как отдельные личности, или по отношению к цели совместной деятельности. Это качество может быть также основанием классификации, так как оно сильно влияет на истолкование действий партнера и на его восприятие. Так, очевидно, что в ситуации личностно-ориентированного общения воздействие встретит совсем иные препятствия и барьеры, чем в ситуации предметно-ориентированного и может быть это определит различное построение коммуникации.
Отношение к партнеру по общению — еще одно возможное основание классификации видов общения. Его, например, использует В. Н. Сагатовский[93], который выделяет следующие уровни общения:
уровень манипулирования. Один партнер рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности, как «объект особого рода» («говорящее орудие»);
уровень «рефлексивной игры». Один человек в проекте своей деятельности учитывает «контрпроект» другого, но не признает• за ним самоценности и стремится к «выигрышу», к реализации своего проекта и блокированию чужого;
уровень правового общения. Субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные для взаимодействующих сторон нормы такого согласования;
уровень нравственного общения. Это высший уровень субъект-субъектных отношений, на котором партнеры внутренне принимают общий проект взаимной деятельности как результат добровольного согласования проектов деятельности друг друга.,
Хорошо видно, что отношение к партнеру, признание или непризнание его самоценности в основном сказывается на интерактивной стороне, хотя затрагивает и перцептивную. Причемнауровне манипулирования действия будут рассматриваться как управление или сопротивление управлению, а на уровне нравственного общения — как достижение понимания или взаимопонимания.
А. Б. Добрович на том же основании — отношения к партнеру по общению — выделяет семь уровней общения: примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой и духовный. От примитивного к духовному уровню отношение к партнеру меняется от бесчеловечного, предметного, бездушного к высоко духовному, человечному, благоговейно-
му. Соответственно, на разных уровнях (в разных ситуациях) по-разному трактуются и действия партнеров: от «силовых» приемов на примитивном уровне—давления, дерганья и т. п.— через управление к взаимопониманию, взаимопроникновению
на духовном уровне[34].
На этом же основании (отношения к партнеру) построена
и классификация американских исследователей Бернарда и Хе-кинса. Важным ее достоинством является то, что она позволяет проанализировать включенность в общение характеристик восприятия, коммуникации и взаимодействия, т. е. она дает целостные образы разных ситуаций общения. Авторы выделяют пять уровней разговора, каждый из которых определяется своей комбинацией содержания, значения, эмоциональной вовлеченности. Приведем их в порядке возрастания значимости партнеров друг для друга. Первый уровень определяется отношением к другому как к неодушевленному предмету. Это наименее интимная, фор-мальная ситуация, обычно предполагающая случайных участников. Такой разговор содержит много штампов, полон социальными условностями, малозначителен для партнеров, хотя это обычно скрывается. За ним следует уровень, который определяется отношением к партнеру как к объекту воздействия. Это информативный уровень разговора, обычно включающий в себя передачу каких-то фактов, знаний, указаний. Разговор на этом уровне имеет все характеристики лекции. Следующий уровень — это первый, на котором в разговор включены реальные чувства партнера. Здесь появляется интерес к партнеру как к таковому. Однако передаются чувства в основном об окружающем мире, а не о себе и не о партнере («Я думаю, что это одно из красивейших мест в мире»). Далее—передаваемые чувства уже относятся к внутреннему миру партнеров. Здесь можно открыто выражать свои чувства. «Я вас люблю» — фраза именно этого уровня. И, наконец, последний — наиболее интимный уровень разговора, предполагающий существование значимых отношений между партнерами. Здесь особо важны невербальные компоненты. Типичный пример —отношения матери и младенца [151]. Существуют и другие подходы к различению видов общения. Взяв за основу идею соответствия реакций друг другу, Джоунс и Джерард выделяют четыре типа взаимодействия: псе-вдо-соответственный, асимметрично-соответственный, реактивно-соответственный и взаимно-соответственный.
Псевдо-соответственным называется такое взаимодействие, когда ни один из партнеров не реагирует на другого, исключая вопрос о времени говорения. Каждый участник имеет свое видение ситуации, некий внутренний план, которому и следует. Такое взаимодействие целиком и полностью определяется правилами, которые не допускают изменений по существу, однако возможны разные стили их исполнения. Примером таких взаимодействий является взаимодействие в играх, в исполнении обыденных
ритуалов, таких, как приветствие, встреча, прощание, взаимодействия на некоторых официальных церемониях.
Асимметрично-соответственное—это такое взаимодействие, когда только один из участников имеет план действий,в товремя, как второй может лишь реагировать на действия первого, имея очень ограниченные возможности для проявления собственной инициативы. Данное общение почти целиком определяется «активным» партнером. Примером такого взаимодействия может служить преподавание, интервьюирование.
Реактивно-соответственное взаимодействие предполагает, что каждый из его участников реагирует только на последнее движение другого, не имея собственного плана взаимодействия, как это бывает в беседах бессвязных, беспорядочных, когда партнеры постоянно перескакивают с одной темы на другую. Такое взаимодействие ограничено общими правилами взаимодействия, принятыми в обществе, и частными правилами, диктуемыми данной ситуацией. Так, «реактивный» разговор в пивной будет отличаться от «реактивного» разговора в политическом клубе.
И, наконец, взаимно-соответственное взаимодействие подразумевает наличие цели и плана у каждого из партнеров и при этом реакции на действия друг друга. Примером такого взаимодействия могут быть переговоры или научные дискуссии [153].
Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с похожих позиций, предварительно выделяя две основных, с их точки зрения, ориентации, возможные для участников взаимодействия. Это — ориентация на контроль и ориентация на понимание. Первая предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии с преследованием своих, не связанных прямо с взаимодействием целей. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других, которая обычно связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности, а не односторонней.
' Авторы указывают, что выделенные ориентации нельзя считать целиком и полностью отграниченными друг от друга, взаимоисключающими. Наоборот, они довольно часто могут сосуществовать, пересекаться, границы между ними стерты. Однако анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет нащупать некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в разговоре относительно говорения и молчания: «контролеры» часто говорят значительно больше, чем другие партнеры, они как бы пытаются монополизировать взаимодействие, полностью связать его своими целями
и своими темами. Довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием, ориентируя его в сторону своих нужд. «Пониматели» обычно больше молчат — слушают, наблюдают, пытаются понять. Они активно вовлечены во взаимодействие, однако внешне более пассивны, так как заняты внутренней работой по пониманию взаимодействия.
Частью стратегии «контролера» является стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, в то время как «пониматели» в основном демонстрируют стремление адаптироваться к партнеру и поэтому, если вернуться к схеме Джоунса и Джерарда, разговор двух «контролеров» часто будет напоминать псевдо-соот-ветственное общение, когда каждый партнер пытается навязать другому свой план и не реагировать на план другого. Взаимодействия же «контролера» и «понимателя» будет скорее реактивным. ;
Ориентация на контроль предполагает стремление устанавливать и диктовать правила взаимодействия, ориентация же на понимание предполагает приспособление к имеющимся правилам. Показательно, что разные ориентации связаны также и с разными типами взаимодействия, с точки зрения позиций, занимаемых в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и подчиняющим позициям, «вертикальным» взаимодействиям. Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями [см. по: 134].
Тут важно отметить, что существуют и обратные влияния:
например, человек, «попавший» в общении на самую «верхнюю» позицию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать правила взаимодействия, управлять реализацией плана взаимодействия, хотя и обязательно будет
меньше видеть и понимать его.
Последняя классификация видов общения, которую мы рассматриваем, это классификация Э. Берна, создателя теории транзактного анализа. Ее не назовешь стройной — она затрагивает сразу несколько оснований, главными из которых являются мотивы общения и отношения к партнеру. Как уже отмечалось, и сам Берн, и все направление транзактного анализа в основном обращают внимание на интерактивную сторону общения, практически не касаясь двух других. Но этот подход очень интересен тем, что в нем прямо указывается на способы истолкования действий партнера в конкретных ситуациях.
Э. Берн выделяет шесть типов «совместного проведения времени», или общения, имея в виду, что они могут быть и самостоятельными, и составлять части целостного и сложного взаимодействия. Рассмотрим их.
1. «Отсутствие» — состояние, когда человек физически при-
сутствует, но психологически, мысленно отсутствует. Это те моменты в любом разговоре, когда один из собеседников отвлекается на что-то, думает о своем и не слышит, не видиттого,что перед ним происходит, что говорят, делают и т. д.
2. «Ритуалы» — привычные, повторяющиеся, не несущие почти никакой смысловой нагрузки и в основном не имеющие никаких целей, кроме собственно выполнения ритуалов. Наиболее типичные примеры ритуалов, согласно Э. Берну, это приветствия и прощания: «Привет», «Здравствуй», «Как дела?» — «Нормально», «Как живешь»—«Как всегда», «Не слыхали, будет сегодня дождь?», «Ну бывай»—«Будь здоров» и т. д. Такие привычные диалоги всегда стереотипны и обычно свидетельствуют лишь о хорошем воспитании.
3. «Развлечения»—полуритуальные разговоры о всем известных общественных проблемах и событиях (общих темах). Э. Берн считает, что их основная цель — приятное и отчасти информативное и, следовательно, полезное, препровождение времени. Обычно такое общение начинается с ритуала: «Я вас где-то видел», «Как давно мы не встречались» и определяются набором стереотипных тем, таких, как политика, спорт, дети, приготовление пищи, достоинства разных марок машин, последние публикации в газетах и журналах, интересные телевизионные передачи и т. д. К их числу относятся разговор за новогодним столом, когда все присутствующие давно и хорошо знают друг Друга, когда и темы установились и всем примерно известно мнение каждого по любому вопросу. Э. Берн рассматривает следующие типичные примеры развлечений: «Дженерал Моторс» (какая машина лучше), «А вот раньше», «Что почем», «Гардероб», «Куда они смотрят» и т. д. Важно отметить, что специфическим аспектом развлечений, по Берну, является их взаимная исключительность—нельзя смешивать разные развлечения. Таким образом, существуют некоторые правила развлечений.
4. Совместная активность—целенаправленное взаимодействие, например при совместной работе. Такое общение направлено на урегулирование общих проблем или решение общих целей. Э. Берн выделяет два вида такого общения. Во-первых, направленное на управление окружающей действительностью или решение рабочей задачи. Типичный пример — переговоры летчиков и авиадиспетчеров. Во-вторых, манипулятивное, направленное на то, чтобы другой выполнил необходимые для общих целей операции.
5. Игры — наиболее сложный из выделенных Э. Берном типов общения, так как в играх каждая сторона неосознанно пытается достичь превосходства над другой. Берн подчеркивает, что основное отличие игр от остальных типов совместного проведения времени — их скрытый характер. Ритуалы, развлечения обычно откровенны, в играх же каждый из партнеров ведет скрытую «линию», которая должна привести его к превосходст-
ву над другими. Рассматривая игры по «местам обитания» — бытовые, супружеские, общественные и т. п., Берн выделяет и описывает более сорока их видов. Например, широкораспространенные — «Все из-за тебя», «Вот что я из-за тебя наделал»;
«Я только хотел тебе помочь» и т. д.
6. Интимность — свободное от игр общение, предполагающее теплое, заинтересованное отношение к другому человеку. Этот тип общения сочетается с осознанно хорошим отношением к партнеру, которое исключает наличие скрытых мотивов манипулировать партнером.
Для каждой из приведенных ситуаций существуют не только правила участия в них, но и способы понимания действий партнера. Так, в «ритуалах» смысл действий определяется как «поглаживание» или «укол» — своеобразные зачетные очки хорошего или плохого отношения. В ситуации «развлечения» те же действия означают начало ситуации, а внутри нее оценивается главным образом приемлемость выбранного развлечения. В ситуации совместной деятельности действия в основном понимаются как управление. В играх сложные маневры используются для получения выигрыша, причем каждый своим действием может либо продолжить игру, сохранив ситуацию в неприкосновенности, либо изменить ситуацию, выйдя из игры — совершить действие, которое не может быть понято внутри ситуации. Таким образом, каждый тип ситуации может быть опознан, и одновременно определение типа общения создает способ интерпретации действия партнеров и возможности поведения в ситуации.
Какую же классификацию можно взять за основу, по которой можно было бы строить анализ собственного общения? Представляется, что имеет смысл обратиться к тем «базовым» ситуациям, которые были рассмотрены ранее.
В первой части при обсуждении способов восприятия людьми друг друга, были обсуждены три «базовые» ситуации общения:
межгрупповая, межличностная и деятельностная. Межгрупповая ситуация определяется тем, что люди, действующие в ней, выступают в основном как представители каких-то групп, в межличностной ситуации они представляют самих себя, а в деятель-ностной являются как бы «агентами» собственных целей. Хотя выделение таких ситуаций в общении возможно только в абстракции, в реальной жизни они почти всегда смешанные, темнеменее разделение помогает лучше понять происхождение конкретных способов восприятия и понимания другого, способов коммуникации и тех ошибок, которые при этом возможны.
На основе этих же «базовых» ситуаций можно рассмотреть и способы понимания взаимодействия, тем более, что это в целом не будет противоречить тем классификациям, которые были проанализированы раньше и, следовательно, можно использовать все те возможности анализа обгцения, которые они представляют. По сути дела в разработанных подходах общения можно усмот-
реть иногда явные аналогии этим ситуациям, а иногда предложенные виды общения можно «привести» к «базовым» ситуациям. Это совершенно не значит, что используемые «базовые» ситуации являются обобщением всех остальных, однако они служат, по нашему мнению, удобным инструментом для анализа общения. Связано это не только с тем, что подобные ситуации в социально-психологическом плане являются фундаментальными, но и с тем, что данные ситуации специфическим образом отражаются в обыденном сознании того или иного человека.
Дело в том, что ситуации социального (межгруппового), психологического (межличностного) и целевого (деятельност-Ного) взаимодействия по-разному описываются и представлял ются людьми. Так, ситуация социального взаимодействия в основном описывается словами «нападение», «защита», «выигрыш», «проигрыш», «победа», «поражение». Обыденное сознание фиксируется на позициях, занимаемых участниками взаимодействия, и не предполагает возможности добровольного их изменения. Ситуация целевого взаимодействия передается словами «цель», «средства», «тактика», «стратегия», «результат», подчеркивается необходимость изменения какого-то элемента ситуации (партнера, его представлений, его поведения и т. п.) для достижения цели. Ситуация психологического взаимодействия обычно представляется в терминах «взаимопонимание», «эмоциональное удовлетворение», «приспособление», «взаимопроникновение». Хорошо видно, что в этом виде ситуаций делается акцент на взаимной адаптации партнеров.
В соответствии с таким представлением о базовых ситуациях и истолковываются действия партнеров, и планируются собственные действия. Если участнику общения ситуация видится как межгрупповая, то любые действия партнеров будут пониматься как «силовые» приемы, направленные на получение выигрыша. В зависимости от конкретного содержания это будет либо нападение, либо давление, либо защита, либо активная оборона. Все понимается в терминах ведения военных действий. Скажем, если спор понимается как межгрупповое взаимодействие («принципиальный спор»), то аргументы—это удары, противоречия — линия фронта, также будут существовать и «последние рубежи», и «отпор» противнику, и «отбитые атаки», и многое-многое другое. Если же спор расценивается как ситуация целевого взаимодействия, то в таком случае он предстанет по дру гому и даже сменит название — это будут уже переговоры» В целевом взаимодействии действия партнеров воспринимаются как управляющие, как маневры, манипуляции. Тогда будет определена тактика, стратегия, будет выбран объект воздействия, и действия будут производиться по правилам управления. Причем, если в социальном взаимодействии действие направлено на позицию (определенную группой) партнера, то в целевой оно
будет направлено на изменение отношения партнера к цели. В психологическом межличностном взаимодействии все действия понимаются в ключе попыток адаптироваться друг к другу, найти общее во мнениях, понять точку зрения партнера.
Естественно, что никакое реальное общение не может быть только социальным или только психологическим — одна ситуация постоянно переходит в другую, за счет того, что партнеры не только опознают ситуацию, но и активно действуют, формируют их. Например, разговор, начавшийся как целевое взаимодействие, может стать межгрупповым или межличностным, и наоборот.
Скажем, вы пришли в магазин купить продукты. Подходите к прилавку и просите взвесить и нарезать вам сыру (ситуация началась как целевая) и вдруг... продавец вместо сыра выдает вам агрессивную реакцию — разражается целым набором высказываний в ваш адрес, общий смысл которых сводится к тому, что «ходят тут всякие и она не обязана каждому угождать». Вы воспринимаете это как результат естественного противостояния продавцов и покупателей (межгрупповое взаимодействие, она не понимает ваших прав), возмущаетесь и совершаете целый ряд социально-стереотипных действий (например, требуете «жалобную книгу»). Перепробовав все варианты, вы уходите домой, не получив сыра. Ситуация из целевой стала межгрупповой из-за вашей интерпретации действий продавца, и вы, по крайней мере, испортили себе настроение. Возможен другой вариант. Вы понимаете реакцию продавца следующим образом: