Характеристика основных и вспомогательных методов
Классификация методов
Все многообразие методов исследования, входящих в целостную систему, можно разделить на четыре основные группы методов (по Б.Г. Ананьеву): организационные, эмпирические, методы качественно-количественного анализа научных факторов и интерпретационные методы.
Организационные методы - группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.
К этой группе относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Сравнительный метод — это изучение одного и того же психического явления у разных групп испытуемых в зависимости от пола, возраста и т.д.
Лонгитюдный метод — это многократное обследование одного и того же человека на протяжении долгого времени, позволяет в течение многих лет прослеживать ход психического развития испытуемых.
Комплексный метод широко применяется для многостороннего исследования одного и того же явления с использованием множества частных методик и является переходом к междисциплинарному изучению деятельности (в исследовании принимают участие представители разных наук).
Эмпирические методы группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. К ним относятся: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, методы психодиагностики (тесты, опросные методы), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
Методы обработки полученных данных, которые подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных. Качественные методы позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто опираются на количественную информацию. Наиболее распространены такие приемы, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация.
Интерпретационные методы - различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. включают генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением особых фаз, стадий, критичных моментов и т.д.) и структурный метод (установление структурных связей между всеми характерными особами).
Ввиду того, что психологам часто приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование её познавательной сферы, помимо методов, указанных Б.Г.Ананьевым, целесообразно выделить ещё одну группу.
методы психологического воздействия – специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.
Характеристика основных и вспомогательных методов
Рассмотрим основные методы психологии
Наблюдение - систематическое, целенаправленное изучение интересующих исследователя объектов. Требования, предъявляемые к научному наблюдению: цель, наличие плана (программы), фиксация и интерпретация результатов наблюдения, систематичность. Выделяют еще самонаблюдение как метод описания человеком протекания в самом себе тех или иных психических процессов и переживаний. Самонаблюдение может быть непосредственным, то есть происходить в режиме реального времени, или отсроченным (воспоминания, дневники, мемуары).
Для проведения научного наблюдения нужны гипотеза, план наблюдения и фиксирование полученных данных в специальной форме (протоколе или дневнике).
Для составления программы наблюдения необходимо ответить на следующие вопросы:
1. С какой целью наблюдать? (Определение цели и задач наблюдения.)
2. Что наблюдать? (Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.)
3. Как наблюдать? (Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации.)
4. Как регистрировать результаты? (Выбор способов регистрации наблюдаемых объектов.)
5. Как анализировать полученные результаты? (Обработка и интерпретация полученной информации.)
Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям.
В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяется включенное и невключенное наблюдение. Включённое предполагает участие наблюдателя в деятельности группы, за которой ведётся наблюдение на правах её участника.
Невключенное (или внешнее) наблюдение проводится без контактов наблюдателя с объектами. Невключенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о проводимом наблюдении) и открытое наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права личности, поэтому его проводят в исключительных случаях.
В зависимости от того, когда происходит регистрация результатов, наблюдение может быть сплошным и выборочным. Сплошное наблюдение характеризуется тем, что ход событий фиксируется постоянно.
Выборочное наблюдение выражается в том, что изучаемые процессы фиксируются в определённые промежутки времени.
Наблюдение также может быть констатирующим (когда происходит непосредственное описание происходящих событий) и оценивающим (в случае, если в процессе наблюдения к описанию добавляется оценка исследуемого явления по заранее заданной шкале).
Когда в ходе наблюдения чётко выделяются единицы наблюдаемого, и только они фиксируются, говорят о формализованном наблюдении. В обратном случае (если чёткие объекты фиксации не выделяются), речь идёт о неформализованномнаблюдении.
Главным методом психологического исследования является также и эксперимент. Эксперимент - метод сбора фактов в специальных условиях, которые обеспечивают активное проявление изучаемых психических явлений.
Основные достоинства метода эксперимента:
- исследователь не ждет случайного проявления интересных для него психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых людей;
- исследователь может целенаправленно изменять условия и протекание психических явлений;
-в эксперименте может принимать участие огромное количество испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических явлений;
-результаты эксперимента подвергаются количественной обработке.
В психологии выделяют 2 вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент — метод психологии, при помощи которого осуществляется сбор информации в специально созданных условиях с использованием специальной аппаратуры. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях и испытуемые не подозревают о том, что они выступают в качестве таковых.
В зависимости от степени вмешательства исследователя в просекание психических явлений эксперимент делится на: контрольный ,формирующий и констатирующий эксперименты.
При констатирующем эксперименте регистрируются изменения в изучаемом явлении, происходящие независимо от экспериментатора. Роль экспериментатора в данном случае сводится к выявлению воздействующих факторов и отслеживанию изменений.
Формирующий эксперимент характеризуется тем, что изменения в изучаемом явлении происходят под воздействием факторов, вводимых экспериментатором. Факторы, вносимые исследователем, изменяют изучаемое явление и называются независимыми переменными, а явление, которое подвергается изменению, называется зависимой переменной. Таким образом, в формирующем эксперименте закономерности развития исследуемых качеств, свойств, процессов выявляются путём активного их формирования.
Контрольный эксперимент, который позволяет в ходе сравнительного анализа выявить динамику изучаемого явления, а также эффективность формирующей экспериментальной методики.
Опросные методы основаны на получении словесной информации от испытуемых.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Анкетирование - это метод множественного собирания статистического материала путем письменного опроса.
Недостатком письменного опроса является то, что, применяя его, нельзя заранее учесть реакции отвечающего и, исходя из этого, изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.
Свободный опрос - это такая разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы. Стандартный опрос, при котором вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее, более экономичен.
Беседа - выяснение с помощью системы специально подобранных вопросов особенностей психических явлений или качеств. Использование беседы требует следующих условий: установление психологического контакта с испытуемым, протоколирование содержания беседы, наличие ранее полученной информации о психическом явлении.
Вопросы, используемые в группе опросных методов, могут быть открытыми (если ответ исследуемого не ограничивается, он имеет свободу в выборе того, что писать) и закрытыми (исследуемый должен выбрать тот или иной ответ из ряда предложенных исследователем).
Существуют правила составления вопросов, используемых в данной группе методов. Вот перечень некоторых из правил:
1. Каждый вопрос должен быть логически законченным.
2. В вопросе не должно быть сложных понятий, узкоспециализированных терминов, слов с двойным значением и т.д.
3. Вопросы должны быть максимально конкретными и короткими.
4. При сообщении в ходе опроса малознакомой информации она должна быть доступно разъяснена.
5. Формулировка вопросов должна быть такой, чтобы исследуемый не был склонен давать формальные, стереотипные ответы;
6. Вопрос не должен наталкивать исследуемого на тот или иной ответ.
Тесты -это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
По форме тесты делятся на индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные.
Индивидуальные тесты — это вид методик, при котором взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отметить функциональное состояние испытуемого и др. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста.Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, больших затрат времени для проведения эксперимента, чем групповые.
Групповые тесты — это вид методик, который позволяет одновременно проводить испытания с большой группой людейПри этом инструкции и процедура проведения детально разработаны, и экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации.
Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по способам подачи заданий, которые используются при тестировании. Бланковые тесты представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графу.] для ответов.
В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п.Наиболее известные из них — кубики Косса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского — Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.
Аппаратурные тесты — это вид методик, требующий применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления.
Компьютерные тесты — это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и компьютера. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память компьютера с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.
Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.
Невербальные тесты — это вид методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются "Прогрессивные матрицы" Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
По содержанию тесты обычно делятся на следующие виды: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности.
Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методиками. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (мышлению, памяти, вниманию, восприятию). Тесты способностей. Это вид методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях: математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей. Последующий анализ результатов этого вида тестов показал, что в действительности они измеряют не возможности, а непосредственно сами знания, умения, навыки, которыми человек уже владеет к моменту тестирования.
Тесты личности. Эти психодиагностические методики направлены на оценку неинтеллектуальных проявлений испытуемых (например, эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях, которые согласно теоретическим концепциям психологов соотносятся с интеллектуальными.
Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки.
Каждый научный тест проходит проверку на соответствие многочисленным требованиям, основными из которых являются валидность и надёжность. Валидность показывает насколько данная методика позволяет измерять именно те характеристики, которые она измеряет. Данный показатель может быть получен в результате сопоставления результатов, выявленных при помощи нового теста с проверенным тестом, измеряющим те же качества (показатели должны быть сходными). Другим вариантом оценки валидности является установление соотношения между результатами тестового исследования и проявлением изучаемого явления в реальной жизни.
Надёжность указывает на то, насколько устойчивы результаты, полученные с помощью теста. Надёжность также может определяться различными способами. Например, тест может проводиться двумя разными людьми на одних и тех же испытуемых. Либо тестирование одних и тех же испытуемых осуществляется через некоторое время. Чем устойчивее результаты, тем надёжнее тест. Но при этом следует помнить, что существуют случаи, когда изучаемое тестом психическое явление является нестабильным по своей природе и потому подверженным частым изменениям. В данном случае надёжность проверить невозможно.
Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Микрометр, например, более точный инструмент, чем линейка.
Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.
Анализ продуктов деятельности. Под продуктом деятельности в данном случае понимаются материализованные результаты активности человека (например, сочинения, рисунки, поделки и т.д.). При использовании данного метода первоначально определяются те характеристики продуктов деятельности, на основе которых будет проводиться анализ. Затем полученные показатели фиксируются, подсчитываются и даётся качественная интерпретация полученным результатам.В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку не всегда на его основе представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека.