Обследование состояния оптико-пространственной ориентации
Задачами четвертой сериизаданий является изучение:
- сомато-пространственной ориентации и пространственной организации движений рук и ног;
- состояния пространственных представлений и ориентации в трехмерном и двухмерном пространствах;
- возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;
- возможностей выполнения пространственно-ориентированных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности;
- особенностей манипулирования предметами в трехмерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости;
- возможностей развития оптико-пространственных ориентировок в рамках экспериментального времени.
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).
Комплекс А
Задания на выявление особенностей сомато-про-странственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.
Задание 1 Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки.
Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».
Задание 2. Копирование положений одной руки:
вверх, в сторону, вперед, назад.
Задание 3. Копирование положений одной ноги:
сгибание в колене, отведение в сторону,
вытягивание вперед, отведение назад.
Задание. 4. Копирование несимметричных движений двух рук:
правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону;
правая рука находится на поясе, левая поднята вверх;
правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.
Задание 5. Копирование движений руки и ноги:
левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону;
правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене;
левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед.
Процедура проведения обследования по копированию движений следующая: экспериментатор поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».
Комплекс Б
Задания на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.
Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые:
а) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора;
б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находящиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки.
Инструкции:
а) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»;
б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».
Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве:
а) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора;
б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора.
Инструкции:
а) «Положи мячик перед собой»;
«Посади куклу позади себя»;
«Поставь пирамидку близко к себе»;
«Положи мячик далеко от себя»;
«Поставь кубик дальше мячика»;
«Посади куклу между пирамидкой и мячиком»;
б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»;
«Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед куклой».
Комплекс В
Задания на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.
Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование).
Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фигур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.
Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги:
а) в заданных пространственных позициях;
б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат.
Процедура обследования следующая:
а) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги.
Инструкции: «Нарисуй кружок в середине листа»;
«Поставь крестик наверху листа»;
«Нарисуй треугольник внизу листа»;
б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в центре которого - схематичное изображение домика, в правой половине листа - схематичное изображение дерева.
Инструкции: «Нарисуй кружок вверху над домиком»;
«Поставь крестик внизу под домиком»;
«Нарисуй квадратик между домиком и деревом».
Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа.
На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец расположения элементов фигуры на плоскости.
Инструкция: «Смотри, запоминай».
Далее следуют комментарии действий: «Сначала в середину листа кладем туловище (овал), затем рот (треугольник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плавник и нижний плавник (треугольники)».
На втором этапе ребенку предоставляются геометрические фигуры, необходимые для создания аппликации. Образец остается перед ребенком.
Инструкция: «Сделай сам».
Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа.
На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения.
Инструкция: «Смотри, запоминай».
Далее следуют комментарии действий: «Проводим линию сверху вниз. Это ствол. Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа. Это ветки».
На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Образец остается перед ребенком.
Инструкция: «Нарисуй сам».
Анализ результатов четвертой сериизаданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
- количество правильно выполненных заданий;
- автоматизированность, точность, скорость, самостоятельность выполнения действия;
- возможность удержания программы последовательных пространственно организованных действий, точность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения);
- характер стратегии и тактики всей оптико-пространственной деятельности в целом;
- возможность оценивать собственные действия.