Обработка и анализ результатов

Анализируемые показатели:

- возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности);

- целенаправленность деятельности;

- параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

- количество правильно заполненных фигур по отношению по отношению к общему их числу (индекс правильности);

- количество заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);

- число ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества ошибок);

- распределение ошибок (и их количество) в разных частях листа – в данном случае анализируется как характер распределения ошибок в пространстве бланка ( в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияние на количество ошибок;

- характер необходимой мотивации деятельности ( мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.

Возрастные нормативы выполнения

- К 5-5,5 годам доступно выполнение методики в полном варианте предъявления ( заполнение 3-х фигур) с различными ошибками , в частности пропусками, и достаточно быстро наступающим пресыщением ( ребенка «хватает» обычно не более, чем на 5-6 строк). Темп деятельности, как правило, неравномерен.

- К 6-7 годам доступно выполнение в полном объеме с постепенной врабатываемостью ( обычно к концу второй строки ребенок перестает обращаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо постепенно нарастает, либо , достигнув определенного уровня, остается постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мотивации.

- После 7 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается: заполнение 100 фигур бланка в среднем до 3 минут, безошибочно или с единичной ошибкой, а скорее с собственным исправлением ошибки, при ориентации не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке.

Диагностика уровня развития воображения у детей дошкольного возраста

Методика «Дорисовывание фигур»

[ Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный образовательный и психологический колледж. – 1996. – С. 27.

Данная методика является модификационным вариантом методики Е.П. Торенса. Методика позволяет выявить творческий потенциальный уровень развития воображения у детей 5-7 лет ( Графический материал с. ).

Цель. Методика направлена на изучение уровня развития воображения у детей 5-7 лет.

Наши рекомендации