Медиаобразование. Определение, функции, задачи и характеристики
ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра журналистики
РЕФЕРАТ
на тему:
Медиаобразовательные технологии как новый формат взаимодействия аудитории и СМИ
Работу выполнила
студентка 2 курса
очного отделения
Вергунова Марианна
Научный руководитель
доц. И.В. Жилавская
Москва-2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Глава 1 Взаимодействие медиаобразования и аудитории4
1.1 Медиаобразование. Определение, функции, задачи и характеристики.
1.2 Аудитория. 6
Глава 2 Медиаобразовательные проекты
Заключение12
Литература
Приложения13
ВВЕДЕНИЕ
Медиаобразование воспитывает молодежь. Оно способствует тому, что все больше молодых людей занимают активную гражданскую позицию в области медиа. Таким образом, молодежь начинает ориентироваться в поступающей информации. Приходит понимание того, чем живет район, округ, город, страна, и мир в целом.
Мы выбрали тему медиаобразовательных технологий с целью рассмотрения способов вовлечения новых людей в журналистику. Наши задачи: определить основные функции медиаобразования, проанализировать аудиторию и её особенности, а так же рассмотреть медиаобразовательные проекты. Как мы знаем, интерес аудитории к большинству аспектов возрастает так же резко, как и снижается, поэтому правильно оказанное на аудиторию влияние может принести неплохие плоды. Как добиться положительного результата? Какой период сейчас переживают медиаобразовательные технологии? Какие методы работы с аудиторией сейчас существуют? Ответ на эти вопросы является нашей основной задачей.
Выбранная тема актуальна в силу того, что журналистику и её роль в обществе довольно тяжело переоценить. Она не только формирует идеи и мнения аудитории, но и создает условия для развития медиаграмотности и медиакультуры.
На тему медиаобразования и аудитории рассуждали и писали многие исследователи и профессионалы в сфере журналистики. В нашей работе используются материалы Владимира Мезенцева, Ирины Жилавской, В.Есина и Константина Эрнста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1
Медиаобразование. Определение, функции, задачи и характеристики.
Для начала стоит дать определение медиаобразования. «Медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека»[1]. Исходя из определения, можно сказать, что медиаобразование открывает перед каждым из нас новые горизонты, дает нам возможность двигаться вперед, к своей цели, при этом можно реализовать себя как разностороннюю личность.
Теперь определим, какова же медиаобразовательная функция журналистики. По нашему мнению, она заключается в повышении медиакомпетентности массовой аудитории, развитии0ее способности адекватно воспринимать содержащуюся в СМИ информацию, анализировать ее и создавать собственные общественно значимые медиатексты, соответствующие нормам и принципам информационной культуры. Медиаобразовательная функция журналистики способствует гармонизации отношений аудитории и СМИ, их взаимодействию и продуктивному диалогу. В зависимости от того, как СМИ реализуют эту функцию, они играют большую или меньшую роль в организации духовного сотрудничества различных общественных сил, в развитии интегративных процессов.[2] Таким образом, медиаобразовательная функция журналистики помогает СМИ и обществу взаимодействовать на должном уровне.
Рассмотрим основные задачи и характеристики медиаобразования:
– медиаобразование предполагает преподавание и обучение медиа и с медиа, а не посредством медиа;
– медиаобразование требует критического анализа и творческого видения;
– медиаобразование может и должно осуществляться в официальной и неофициальной обстановке;
– медиаобразование должно развивать чувство коллективности и социальной ответственности, а также чувство собственного удовлетворения;
– медиаобразование должно соответствовать культурной атмосфере и продукции СМИ в данном регионе;
– медиаобразование должно быть направлено в первую очередь на молодежь в возрасте от 12 до 18 лет, но так же охватывать и детей от 5 до 12 лет, учитывая эволюцию развития и потребности детей (в приобретении знаний, разграничении реальности и вымысла, в развитии личности и гражданского самосознания)[3].
Анализируя пункты характеристики медиаобразования, мы невольно замечаем, насколько все лаконично и правильно. Развитие личности не только в творческом, но и в духовном плане, неординарная подача новых знаний – все это, по нашему мнению, выполняет только положительную функцию, поскольку медиаобразование в основном направлено на молодежную и детскую аудиторию.
Аудитория
Аудитория является одной из главных фигур в СМИ, вторая важная фигура – журналист.
Аудитория – это не только объект воздействия со стороны СМИ, но и субъект в массовом общении, осуществляемом с помощью СМИ. При этом процесс общения должен быть двунаправлен, то есть должен вестись некий диалог.
Внутренний мир аудитории гораздо шире, чем у отдельного журналиста. В нем помимо психологии и идеологии есть право на независимое от СМИ потребление информации.
Аудитория – это активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ часть журналистики как функционирующей системы.[4].
Когда читатели сами становятся авторами, начинают выступать в СМИ, обращаются в издание с пожеланиями, просьбами, письмами, впечатлениями, мнениями о какой-либо проблеме – во всем этом проявляется активность аудитории, которая происходит посредством «обратной связи».
Аудитория также имеет свои особенности:
· размеры носят неопределенный характер;
· реципиенты разобщены;
· непосредственная «обратная связь» отсутствует;
· восприятие информации многофакторно и ситуативно;
· сильно влияние «коллективного бессознательного»;
· часть информации интерпретируется «лидерами общественного мнения» и обретает двухступенчатый характер;
· поведение аудитории нередко непредсказуемо из-за психологического «эффекта бумеранга», когда пропаганда достигает обратных целей.[5]
Поскольку мы говорим о медиаобразовании, особое внимание необходимо уделить молодежной аудитории. Ведь именно она наиболее подвержена положительному влиянию медиаобразования. Старшее поколение уже вовлечено в журналистику, заинтересовано ею, чего не скажешь о младшем… Безусловно, множество людей хотят попасть в сферу журналистики, но тут же возникает вопрос: с какой целью? Наша задача – этих людей направить в нужное русло. Таким образом мы попытаемся сделать светлым не только будущее журналистики, но и будущее граждан нашего государства.
Целевой аудиторией являются не только школьники, как вы могли бы подумать, но и их родители. Ведь нередки случаи, когда противоречивые взгляды двух поколений играют важную роль в определении дальнейшего пути одного из них, причем младшего. Люди, родившиеся в сороковые - пятидесятые годы, обладающие консервативными взглядами, придерживаются мысли, что лучше юридического, финансового и инженерного образования их дети и внуки получить не смогут. Верна эта мысль лишь отчасти – специальности бухгалтера, адвоката, инженера, приносят стабильный доход, а человек, обладающий одной из этих профессий, сможет уверенно чувствовать себя на жизненном пути. Журналистика тем временем дает возможность творческой, духовной и даже физической самореализации. Повышается уровень медиаграмотности, человек, получающий медиаобразование, гораздо лучше ориентируется в окружающем мире и происходящих событиях. Индивид начинает сортировать поступающую информацию: отделять статьи с громкими неправдоподобными заголовками от материалов с высоким уровнем достоверности на подсознательном уровне. Его день начинается с просмотра новостей, а не криминальной передачи, которая несет в себе только отрицательную эмоциональную нагрузку или же не несет её вовсе.
[1] Рекомендациях ЮНЕСКО 2002 года
[2] Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. – С. 86.
[3] Рекомендации Севильской конференции «Медиаобразование молодежи», адресованные ЮНЕСКО
[Электронный ресурс]/ Бюро ЮНЕСКО в Москве.
[4],5 В.И.Есин Особенности взаимодействия печатных СМИ и аудитории. Психологическая культура журналиста: основные понятия.