Праздник как одна из форм современного досуга сельских жителей
В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и телевидению, проводят социологические опросы. И чем больше говорят и пишут, тем жарче становятся споры о том, что такое свободное время и что значит разумно его использовать. Причина подобного интереса состоит в том, что у нас заметно возрос объём свободного времени и мы в известной мере оказались застигнутыми врасплох, так как не были достаточно подготовлены к наиболее разумному его использованию.
В свое время К. Маркс под свободным временем понимал время, которое необходимо человеку «...для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил...».
Величину и характер использования свободного времени он рассматривал в качестве критерия развития личности и подчёркивал, что свободное время — «время, которым можно располагать, есть само богатство». Общий объём свободного времени он разделил на две как бы самостоятельные части: досуг и время для более возвышенной деятельности.
При содержательном досуге (развлечения, общение, игра, активный отдых, спорт и т. п.) человек восстанавливает физические силы и психическую энергию, которые ежедневно поглощаются трудом и другими неотложными занятиями. Более возвышенная деятельность в сфере свободного времени непосредственно связана с совершенствованием личности, раскрытием и развитием способностей и дарований, которыми обладает каждый человек. К ней относят такие виды занятий, как учёба, самообразование, общественная деятельность, техническое и художественное творчество, чтение и т. п.[1] Следовательно, если каждый человек будет разумно использовать своё свободное время, то оно превратится в подлинное богатство, поможет ему стать высокообразованной, высококультурной и физически совершенной личностью.
Сколько же у нас сегодня реального свободного времени? В России во второй половине 19 в. свободное время составляло 500 часов в год, в СССР в 1980-е годы - почти 1800. Свободное время занимает у работающего человека почти столько же, сколько и рабочее (2000 часов в год). Исследования бюджетов (распределения количества) времени в нашей стране дают следующие показатели. Рабочее время в течение дня в среднем составляет 7-8 часов. Остальное время суток относится к нерабочему времени, которое состоит из времени для выполнения обязанностей, связанных непосредственно с работой (передвижение к месту работы и обратно, решение различных производственных вопросов до и после работы, умывание, переодевание и т. д.), - 1-1,5 часа; времени, необходимого для домашнего труда и самообслуживания – 3-4 часа; времени для удовлетворения физиологических потребностей (сон, принятие пищи, личная гигиена и т. д.) – 8-9 часов. Итого 20-22 часа.
Таким образом, собственно свободное время составляет 3-4 часа в сутки. С 1951 г. объём свободного времени увеличился примерно на 1,5 часа в день. Такая существенная добавка достигнута за счёт сокращения продолжительности рабочей недели, улучшения условий жизни и благосостояния народа.[2]
Само по себе увеличение свободного времени ещё не ликвидирует различий в его объёме у различных категорий трудящихся и социальных групп населения. В этом направлении государством предпринят ряд конкретных мер, которые помогут в ближайшем будущем значительно улучшить положение.
В последние годы наравне с термином «рациональное использование свободного времени» всё чаще употребляется понятие «культура свободного времени». Каждый человек должен обладать хотя бы элементарной культурой свободного времени. Это значит, что свободное время необходимо заполнять разнообразными занятиями, которые приносят максимальную пользу, как конкретному человеку, так и обществу.[3] В целом занятий в сфере досуга (в значительной степени самостоятельных) можно выделить свыше 400 и более. Это поистине океан возможностей для любого человека.
Первое место в структуре свободного времени среди досуговых занятий занимает чтение, однако почти рядом с ним находится просмотр телепрограмм. Телевизор стал определённым катализатором «одомашнивания» досуга, а иногда и своеобразным членом семьи. У многих же почти всё свободное время сводится к «телесмотрению», что безусловно нежелательно. Значительное место в структуре свободного времени занимает прослушивание радиопрограмм. Не следует забывать, что радио слушание, как и любой другой вид досуговой деятельности, хорошо в умеренном количестве. Каждый вид деятельности, если он чрезмерно доминирует в сфере свободного времени, не развивает, а тормозит развитие личности. В свободном времени всё должно быть рационально, нужно успевать многое, а не единственное, лишь тогда можно получить определённую пользу и удовлетворение.
Результаты исследований и жизненная практика показывают, что значительное количество людей, особенно молодых, не знает, как с наибольшей пользой и интересом для себя и окружающих проводить своё свободное время. Оно не планируется, а намечаются лишь отдельные мероприятия, проведение отпуска. В целом в структуре его преобладают досуговые занятия развлекательного, восстановительного характера.[4]
Содержательно проводить свободное время, развивать способности личности помогает досуговая квалификация. Это значит, что каждый должен хорошо овладеть навыками различных занятий, выполняемых только в свободное время (например, фотоделом, игрой на музыкальном инструменте, коллекционированием, занятием в творческом коллективе, каким-либо видом физкультуры и спорта и т. п.).
В рационально организованном свободном времени не может быть места пустому времяпровождению, то есть тем видам занятий, которые не развивают личность, а лишь препятствуют её развитию (азартные игры, домино, встречи вокруг бутылки, ничегонеделание и т. п.). Организуя своё свободное время, следует руководствоваться тремя основными положениями.
Во-первых, должна быть направленность в освоении свободного времени. Каждый человек в определённые периоды своей жизни на первый план выдвигает те или иные устремления и желания, которые являются жизненными целями. Они должны служить основой для наиболее разумного использования свободного времени.
Во-вторых, нужно стремиться к наибольшей эффективности свободного времени (коэффициент полезного действия, который получает человек от различных занятий). Сами затраты времени на ту или иную деятельность ещё не свидетельствуют, что время расходуется наиболее рационально. Любая досуговая, как и более возвышенная, деятельность должна выполняться с максимальной отдачей.
В-третьих, должно присутствовать отношение человека к свободному времени как своему богатству. Не следует постоянно предпочитать книге её экранизацию или ограничивать своё «участие» в спорте посещением спортивных зрелищ. Некоторые полагают, что развлечения - это лишь когда развлекают. Преобладание такого стиля организации свободного времени в повседневной жизни угрожает росту культуры, формирует утилитарное, потребительское отношение к жизни, обедняет интеллект.[5]
Поэтому активный, разумный досуг является важным средством сохранения и повышения работоспособности. К. Д. Ушинский писал, что у человека, не знающего, чем занять часы досуга, портятся и голова; и сердце, и нравственность. Таким образом, свободное время — это время для наслаждений, развития духовной сферы, творческой личности, время «свободного творчества», где учреждения культуры должны занять одно из ведущих мест среди других социальных институтов.
Тем не менее, надо признать, что глубокие социально-политические и экономические преобразования в российском государстве и обществе, проведение земельной реформы, переход к рыночной экономике, возникновение и развитие частного сектора, изменение состава и структуры сельского населения привели к изменению социального статуса и роли культурно-досуговых учреждений на селе.
В последние годы в сельской местности наблюдается сокращение сети учреждений культуры, увеличение морального и физического износа отраслевых ресурсов, ухудшение структуры досуга населения. Некоторые малые населенные пункты остаются без каких-либо очагов культуры. А материально-техническая база большинства выживших клубов значительно отстает от современных требований. [6]
В настоящий момент современное культурно-досуговое учреждение становится одним из учреждений, влияющих на создание социально-культурной среды. Его специфика состоит в том, что оно призвано организовать досуг населения, их свободное от учебы и работы время.
Проблема удовлетворения потребностей и запросов посредством учреждений культуры наиболее остро стоит в сельской местности, где и материальная база, и обеспечение кадрами по сравнению с городскими учреждениями культуры находятся на гораздо более низком уровне.
Клуб на селе - место коллективного праздника, коллективной игры, коллективного творчества, коллективного отдыха. Поэтому основополагающим в деятельности становится массовая работа, помогающая привлечь в клуб людей, заинтересовывающая их, восполняющая развитие познавательной и художественной деятельности, прививающая любовь к земле, сельскому труду, традициям в быту и культуре, сельской жизни.[7]
Чтобы люди с разными интересами, запросами пришли в клуб и стали его активными участниками, он, прежде всего, должен создать максимально приемлемые условия для культурного использования свободного времени. Главным среди них является организация разнообразных видов деятельности. Это создает предпосылки для всестороннего развития разнообразных интересов, способностей, выбора индивидуальных занятий людей, участвующих в работе клуба. При этом клубный работник должен четко знать:
- социально-экономические особенности села;
- культурные возможности;
- возможности педагогической общественности;
- возрастной состав людей села;
- положение воспитательной работы в школе;
- социальную характеристику семей;
- общие тенденции увлечений, наклонностей и потребностей людей.
Выбор форм и их правильное использование, в свою очередь имеет большое значение. Часто от выбора форм зависит результат деятельности. Сейчас мы рассмотрим наиболее предпочитаемые населением формы работы в условиях сельского клуба:
Викторина - популярная форма массово-затейной работы, непосредственное или заочное (посредством радио, телевидения, печати). Соревнование игрового характера, преследующая цель популяризации знаний в области науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.п. Участие в викторине предполагает выявление победителя - человека наиболее эрудированного и сообразительного. По сути, викторина - это интеллектуальная игра, развивающая фантазию, воображение, находчивость и изобретательность в поиске ответов на поставленные вопросы.
Конкурс - познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. Конкурс - это всегда состязание, столкновение, борьба; это специально разработанный ритуал или церемония включения в соревнование; это проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знания, умения, навыки; это активная форма культурного отдыха.
Концерт - это едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающейся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного.
Соревнования - мероприятия физкультурно-спортивного или культурно-просветительного характера, участники которого стремятся превзойти друг друга в ловкости, силе, мастерстве, эрудиции, способностях и талантах.
Праздник (народное гуляние) - массовая общественно-политическая или культурно-просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней, и представляет собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей, совпадающими или близкими друг другу общественно значимыми темами и проблемами. Праздники стали неотъемлемым элементом общественной жизни в сельской местности, они несут в себе социальную и культурную функцию. Праздник - это прикосновение к счастливой жизни, эфемерное состояние приподнятости и высокого эмоционального настроя. Праздник рассматривается как массовое действие, организованное в ознаменовании общественно-политического, трудового, семейного или личного события, отражая настроение и отдельного человека, и широких масс и выражаются как в символических и аллегорических формах, так и в праздничных шествиях, движении, народных гуляниях.
Одной из ведущих форм клубного воспитания становится детский праздник. Каждая встреча - это большая игра. Поэтому в работе с этой возрастной аудиторией игра становится не только ведущим методом воспитания, но и основным методом организации мероприятий. Встречи с известными героями, насыщенность сценариев стихами, театрализация отдельных сцен, красочность оформления помещения - все это делает праздник наглядно-образным, более привлекательным. Чередование разнообразных по форме элементов на празднике отвечает особенности детей быстро переключать внимание с предмета на предмет. Составной частью каждого праздника должна быть своеобразная «физическая разрядка». Это могут быть подвижные игры, танцы, участие в соревнованиях.
Обряд - определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни. Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряды обусловлены обычаями, традицией.
Игра - групповая, массовая или индивидуальная форма культурного развлечения с элементами интеллектуальных занятий, межличностного общения и организованного отдыха.
В педагогической литературе игра рассматривается, прежде всего, как эффективное воспитательное средство формирования личности, как основное пространство, для ее естественного развития. Удача в игре возвышает человека в собственных глазах, улучшает его настроение, способствует снятию напряжения, восстановления физических и моральных сил. Кроме того, в процессе игры формируется воля, закаляется характер, тренируется память, воспитывается эстетический вкус, обретается опыт общения с окружающими
Театрализованная игровая программа - это яркая и действенная форма культурно-досуговой деятельности, в основе которой лежит театрализация.
Выставка - это публичный показ предметов, экспонатов, художественных произведений, предметов культурно-бытового назначения с информационно-познавательной целью. Выставки бывают художественные, декоративно-прикладного творчества, художественной фотографии, природоведческие и другие.
Фестиваль - массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного, художественного творчества. Воспитательная роль фестиваля исключительно велика. В процессе их подготовки и проведении заметно оживляется культурная жизнь, растут ряды участников художественной самодеятельности, повышается социальная активность людей, обеспечивается приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям .
КВН - конкурс веселых и находчивых - одна из наиболее интересных форм театрализованного игрового состязания. Юмор, находчивость, эрудиция - основные принципы, на которых строится КВН.[8]
* Досуг: вопросы теории и социальной технологии [Текст]: сб. ст. /Под ред. В.В. Туева. - Кемерово: КГИК, 1995. -33 с.
* Досуг в кругу семьи [Текст]. – М., 1989. – 302 с.
* Жарков, А.Д. Технология культурно–досуговой деятельности [Текст]: учеб.пособие / А.Д. Жарков. – М.: МГУК, 1998. – 6 с.
* Жарков, А.Д. Технология культурно–досуговой деятельности [Текст]: учеб.пособие / А.Д. Жарков. – М.: МГУК, 1998. – 27 с.
[1] (28, с.2) Никитина, Г.Я. История культурно - досуговой деятельности [Текст]: учебное пособие / Г.Я. Никитина. - М.: МГУК, 1999. -2 с.
[2] (29, с.6) Пича, В.М. Ваше свободное время [Текст] / В.М. Пича. – Киев, 1988. – 6 с.
[3] Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы [Текст]: сб. ст. - М.: МГУК, 1995. -27 с.
[4] Стрельцов Ю.А. Клуб-организатор отдыха и развлечений. М., Сов.Россия, 1978.54-с.
[5] Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие/Л.С.Жаркова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 52 с
[6] Великий П.П. Проблемы управления процессами духовной жизни современного села//Духовная культура современного села.-Л. ЛГПИ, 1982.-с.48-50
[7] Брызгалова Н.С. Культурная среда современного села//Духовная культура современного села.-Л.:ЛГПИ,1982.-с.3-11.
[8] Ерошенков, И.Н. Культурно–досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: / И.Н. Ерошенков. - М.: МГИК, 1994. - 43 с.