Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования
В связи с концептуальными изменениями в 1995 г. оперативно- розыскного законодательства, в тексте Федерального закона об ОРД вместо статьи «Производство оперативной проверки» появилась ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности». И хотя документирование в оперативно-розыскном смысле этого слова осуществляется, как правило, именно в ходе оперативной проверки, в наименовании этой статьи были использованы разнопорядковые термины:
а) информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности;
б) документирование оперативно-розыскной деятельности.
Оба они отражают лишь отдельные правовые категории оперативно- розыскной деятельности, а именно:
- средство оперативно-розыскной деятельности в виде оперативного учета (информационные системы и дела оперативного учета);
- составную часть оперативной проверки в виде документирования противоправной деятельности объектов оперативно-розыскной деятельности, характерной чертой которого является оформление соответствующих оперативно-служебных документов, фиксация данных на иных носителях.
Этим нормативным изменением Закон об ОРД 1995 г. не обеспечил надлежащей регламентации такого важного направления в оперативно- розыскной деятельности, как оперативная проверка.
Рассматривая и анализируя диспозицию ст. 10 Закона об ОРД, можно со всей уверенностью предположить, что правомерность и обоснованность деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предусматривает такой важнейший элемент, как обязанность сотрудников оперативных подразделений фиксировать результаты оперативно-розыскной деятельности путем формирования информационных массивов сведений и отражения результатов оперативно-служебной деятельности в различного рода материалах и делах оперативного учета.
Допустимость организации, создания, ведения и использования информационных систем органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, отмечается в Федеральном законе об ОРД неоднократно[80]. А уже основания организации ведения и использования информационных систем, в частности оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и иных, определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Таким нормативным закреплением в ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД законодатель определяет две основные формы, в которых может осуществляться информационное обеспечение - информационные системы и дела оперативного учета.
Помимо Федерального закона об ОРД, в содержание правовой основы создания и функционирования банков оперативной и оперативно значимой криминальной информации входят Федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ведомственные нормативные правовые акты и др.
Так, например, отдельные нормы разрешают компетентным органам «осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде; производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация».
Однако эти, как и некоторые другие нормативные акты, не регламентируют использование информационных систем в оперативно-розыскной деятельности, в частности информации, добываемой негласным путем и различными оперативными подразделениями.
Необходимость правовой регламентации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности обусловливается тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» документированная оперативная информация должна быть отнесена к категории конфиденциальной информации, имеющей ограниченный доступ. Сбор и использование сведений о лицах, предметах и событиях создает специфические оперативно- розыскные правоотношения, регулируемые различными отраслями права. Так, обязательному нормативному закреплению должны подлежать:
- основания постановки лиц на оперативные учеты в информационные массивы оперативных аппаратов;
- определение круга лиц (пользователей), имеющих право на получение информации об объектах учета;
- основания и порядок получения информации;
- ответственность должностных и иных лиц за нарушение правил работы с информацией.
Пока отсутствует единый нормативный акт, эти позиции должны предусматриваться ведомственными нормативными актами, которые разрабатывают и внедряют информационные системы оперативно-розыскного назначения.
Нормативному регулированию также подлежат права и обязанности сотрудников, обслуживающих информационные системы оперативного назначения. Должны быть определены:
- носители информации, подлежащей помещению в банки данных (формы документов);
- порядок формирования банков данных;
- ограничения по использованию поступившей информации (режимы доступа);
- порядок обращения информации;
- периодичность введения информации в автоматизированные банки данных (АБД) с документов длительного ведения;
- основания и правила выдачи сведений;
- режимы анализа информации автоматизированных банков данных (запросный, инициативный);
- формы итоговых документов и пр.
Соответствующие нормы, регламентирующие деятельность информационных подразделений ОВД, могут входить в содержание положений о данных подразделениях и инструкций по организации их функционирования, а также составлять предмет самостоятельных нормативных документов.