Основные школы и направления транзактного анализа
В современном транзактном анализе сложился целый спектр школ и направлений,
признающих основополагающий вклад Эрика Берна, но различающихся теоретическими
моделями и практическими подходами:
1. Классическая школа транзактного анализа, основанная собственно Эриком Берном
и его последователями - Стивеном Карпманом, Клодом Стайнером, Джеком
Дюсеем, Фанитой Инглиш. Она базируется на сочетании методов психоанализа и
когнитивного поведенческого подхода. Основное направление работы - приведение
к осознанию и анализ эго-состояний, транзакций, психологических игр, жизненных
сценариев с целью достижения автономии личности.
2. Школа Катексиса, основанная семьей Шифф в их Институте Катексиса. В этой
школе разработаны практики регрессивной работы в терапевтических
сообществах, чтобы создать новые структуры Ребенка и Родителя клиента
(реперентинг). Достигнуты положительные результаты по излечению тяжелых
психических расстройств, включая клинический диагноз шизофрении.
3. Школа перерешения, основанная Робертом и Мери Гулдингами в сочетании
методов транзактного анализа и гештальт-терапии, а также психодрамы. Работа
направлена на изменение патологических решений, принятых в травматических
ситуациях, при терапевтическом проигрывании этих ситуаций в техниках 2 стульев
и подобных ей.
4. Направление конструктивизма, развиваемое в работах Джеймса и Барбары Аллен,
Брюса Лории, основано на идеях нарративной терапии о переоценке фактов
прошлого с целью построения новой субъективной реальности в настоящем.
5. Телесное направление в транзактном анализе оперирует с понятием телесного
сценария с целью освобождения от его ограничений и достижения
организмической свободы (Билл Корнелл). Опирается на соответствующие
разработки Райха, Лоуэна, Александера, Фельденкрайца.
6. Направление процесса коммуникации, развиваемое в работах Тайби Калера, Поля
Вара, Вэнна Джойнса и Яна Стюарта, как для психотерапевтического, так и для
других применений транзактного анализа. Целью работы является эффективный
само-менеджмент, достигаемый за счет анализа и нахождения способов успешной
коммуникаций с людьми различного личностного стиля.
7. Направление взаимоотношений, представленное в работах Ричарда Эрскина,
Ребекки Траутман (интегративная психотерапия), Шарлотты Силлс, Хелены
Харгаден и других авторов. Основано на представлениях английской
психоаналитической школы объектных отношений и селф-психологии и
направлено на организацию для клиента корректирующего опыта контакта
посредством настройки и вовлеченности психотерапевта.
8. Направление развития основано на практическом применении концепции циклов
детского развития (Памела Левин, Джин Илсли-Кларк) для диагностики
источников проблем клиентов и организации корректирующего опыта для клиента.
Направление также широко используется в детской психотерапии и при
консультировании и обучении родителей.
9. Транзактный психоанализ, развитый в работах итальянских авторов Карло Мойзо и
Мишеля Новеллино, представляет сочетание представлений и методов работы
транзактного анализа и традиционного психоанализа для достижения инсайта и
распутывания эго-состояния Ребенка клиента.
10. Духовное направление в транзактном анализе, развиваемое Мюриэл Джеймс, Кеном
Меллором, Джоржем Кандафил, направлено на продвижение за пределы эго-
состояний к сердцевине человеческого духа.