Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей
Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает На следующие вопросы:
Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка?
На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?
Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?
В чем возможности изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка?
Кто и что должен делать?
Какими путями, средствами, методами действовать?
Каков возможный результат (прогноз развития ребенка) при использовании методов профилактики и коррекции либо их отсутствии?
Таким образом, психолого-педагогический диагноз должен подтвердить либо опровергнуть наличие социально-педагогической запущенности, указать на деформации личности ребенка, вызванные этим состоянием, их причины, пути и способы профилактики и коррекции выявленных" отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «деформации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопатологии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и от принятого для данного ребенка стандарта (индивидуального оптимума).
Целью комплексной диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей.
Она выполняет следующие диагностические задачи:
определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности ребенка, вызванных этим состоянием;
выявление путей и способов их профилактики и коррекции;
прогнозирование дальнейшего развития ребенка как субъекта общения, деятельности и самосознания;
изучение эффективности проводимой работы в реальных из-'■ менениях личности ребенка и его ситуации развития.
Содержательными критериями диагностики должны стать:
а) отсутствие патологии развития;
б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация раз-; Вития;
в) неадекватная, не соответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности;
^ г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;
д) общая средовая дезадаптация;
е) педагогическая трудность ребенка.
Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить принципы построения ее методов: объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций; изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности-единство изучения ребенка и социальной среды; необходимость' достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.
Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности детей.
У дошкольников:
а) неразвитость комплекса игровых способностей;
б) трудности в игровых отношениях со сверстниками;
в) невключенность в- сюжет-но-ролевые и творческие игры;
г) слабая готовность к обучению в школе;
д) семейная тревожность.
У младших школьников:
а) дисгармония мотивов учения;
б) низкая учебно-познавательная активность;
в) несформированность основных учебных умений;
г) преобладание деловых отношений с учителем при неразвитости эмоционально-личностного общения;
д) школьная тревожность.
У обеих возрастных групп наблюдаются:
а) нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной самооценке и уровне притязаний;
б) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;
в) трудности и неспешность в деятельности (игровой, учебной и др.), связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;
г) неадекватное поведение в социальных ситуациях;
д) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.
Подавляющее большинство диагностических признаков связано с характеристикой социально-педагогической ситуации ребенка, понимаемой нами как своеобразное сочетание внутренних и внешних условий, определяющих активность ребенка во взаимодействии с социальной микросредой и предметным миром.
Механизм комплексной диагностики состоит в ее многоэтапно-сти, последовательности и непрерывности.
На первом этапе проводится сканирование всех детей в дошкольных группах детского сада или начальных классах школы на предмет выделения группы риска. Этот этап отличается быстротой проведения. Здесь используется разработанный нами метод экспресс-диагностики состояния запущенности. Прежде всего отделяются дети, отклонения в деятельности, общении и поведении которых не обусловлены причинами социально-педагогического характера. На этом этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагогическая запущенность.
На втором этапе группа обследуется психологом, продолжается более углубленное (по выявленным признакам запу-шенности) педагогическое изучение детей. В итоге такого скрининга ставится психолого-педагогический диагноз, определяются задачи коррекционной работы. Проводится глубокая психолого-педагогическая диагностика воспитательного микросоциума ребенка, определяются прогноз его развития, задачи профилактической и коррекционной работы с воспитательным микросоциумом.
На третьем и четвертом атапах проводится диагностика эффективности профилактической и коррекционной работы в параметрах, характеризующих изменения в личности ребенка и социально-педагогической ситуации его развития.
Перейдем к характеристике методов и инструментария комплексной ранней диагностики социально-педагогической запущенности детей. Ведущим является разработанный нами метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). Он основан на независимых характеристиках ребенка его педагогом, психологом, родителями и идентификации полученный да'няых с диагностически значимыми признаками исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики. Определяется наличие или отсутствие состояния запущенности, выявляется картина основных отклонений и недостатков и примерный их уровень. Эта работа сопровождается параллельным наблюдением за детьми, которое ведут педагоги, психологи и родители. Вспомогательным методом может стать изучение продуктов деятельности ребенка, «истории его поведения» через беседы с родителями и его медицинской карты. Преимуществами этого метода являются его нетрудоемкость и возможность отграничения на начальном этапе запущенности от сходных с ней состояний.
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ
(МЭДОС)
Инструкция: внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если Указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, за-
черкните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет вашему ребенку преодолеть имеющиеся трудности. В шкале III— СД отвечайте на вопросы по той графе, которая соответствует возрасту ребенка.
Список утверждений
Шкала 1 — СС
1. Хочет быть слишком маленьким или большим.
2. Считает себя некрасивым.
3. Считает себя нездоровым.
4. Считает себя слабее других.
5. Не любит свое имя.
6. Не хочет быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков).
7. Думает, что у него мало друзей.
8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
9. Ему кажется, что дома он всем мешает.
10. Ему кажется, что он глупее других.
11. Считает себя не очень способным.
12. Полагает, что родители им недовольны.
13. Считает, что ему часто не везет.
14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.
15. Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет.
16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).
17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.
Шкала II - СО
1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.
2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.
3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
4. У него мало друзей.
5. Редко подходит к воспитателю (учителю) по собственной инициативе.
6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
8. Часто жалуется на детей в группе.
9. Шумно ведет себя, когда рядом нет воспитателя (учителя).
10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
11. Случается, что прикидывается «шутом*, паясничает.
12. Мешает детям в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
15. Надоедает детям, пристает к ним.
16. Находится в плохих отношениях со.сверстниками.
17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
18. Подражает хулиганским проделкам.
19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
20. Избегает контактов с воспитателем (учителем).
21. Часто ведет себя невпопад.
Ш кала | III - СД | ||||
Для родителей и воспитателей дошкольников (игра) — СДИ | Для родителей и педагогов млад-ших школьников (учение) — СДУ | ||||
Д.Комплекс игровых способностей 1. Медленно входит в игру, не сразу берет на себя роль. 2. Трудно договаривается с партнерами но игре. 3. Часто не соблюдает правила 1 игры. 4. Не говорит о том, что он делает но ходу игры. 5. Похожие роли играет всякий раз одинаково. 6. Часто не понимает, как надо играть ту пли иную роль. 7. Интерес к игре быстро проходит. | А. Мотивация учения 1. Ему нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником. 2. В школу он ходит, потому что там много детей. 3. Особой любознательности не проявляет. 4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно. 5. Ходит в школу без особого желания. 6. Не любит учиться. 7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают. 8. Не любит учиться, потому что . его редко хвалят. 9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников. | ||||
Б. Игровая активность 8. Во многих коллективных | Б. Учебно-познавательная активность | ||||
j играх не участвует. 9.Сюжет игры выбирают другие дети. 10. Достаются роли, которые не хотят выбирать другие дети. 11. Редко играет в коллективных играх роль учителя, воспитателя. 12. Обходится небольшим коли-i чеством игрушек, затрудня-[ется заменить'их чем-то Другим. 13. Часто меняет сюжет, роль и не доводит игру до конца. В. Игровая рефлексия 14. Не понимает, чего от него Ждут в игре его сверстники. 15. Не может по ходу игры изменить игровое поведение в отпет на реакцию детей. 16. Часто заранее не знает результатов игры. . П. Затрудняется в оценке | 10. Не отличается прилежанием к учению. 11. Особого интереса к определен-_ ному предмету не проявляет. 12. На уроках часто пассивен. 13. Вопросы задает редко и не стремится отвечать. 14. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители). 15. Домашние задания самостоятельно выполняет редко или не очень качественно. 16. Мало читает. В. Целенаправленность и осознанность учения 17. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его - выполнить. 18. Быстро забывает условие и вопрос. 19. Чаще выполняет задание по стандарту. | ||||
своей роли в игре, неуверен в правильности своих действий. 18. Часто недоволен своим участием в игре и отношениями со сверстниками. | 20. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом. 21. Неуверен в правильности своих действий. 22. Недоволен результатами своей учебной деятельности. | ||||
Шкала | IV-ОТ | ||||
ОТС (семья) | ОТУ (школа, детский сад) | ||||
1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым. 2. Ведет себя дома беспомощно. 3. Ведет себя дома неуклюже. 4. Чувствует себя в семье бестолковым. 5. Чрезмерно привязан к матери. 6. Держится обособленно от всех близких. 7. Слишком боится жалоб Гр педагогов родителям. 8. Часто обманывает родителей. 9. Чрезмерно много вспоминает о семье. 10. Часто бывает в плохом настроении. | 1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом. 2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему. 3. Часто приносит и показывает ему различные предметы. 4, «Подлизывается», старается понравиться педагогу. 5. Постоянно нуждается в поддержке и помощи. 6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно. 7. Постоянно озабочен, чтобы заинтересовать собой других. 8. Легко устраняется в случаях неудачи. 9. Играет «героя», когда ему делают замечание. 10. Рискует без надобности. 11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя. 12. Неадекватно относится к оценкам окружающих. | ||||
Ш кал а | V- ВМ | ||||
ВМС (семья) | ВМУ (школа, детский сад) | ||||
I. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер. 2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным. 3. Работа родителей связана с командировками. с командировками. 4. У родителей очень ответственная должность. 5. Ребенок часто пропускает занятия. | 1. Ребенок у педагога вызывает скорее сожаление, чем симпатию. 2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников. 3. Для педагога очень важно сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил группу (класс). 4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания 5. Педагог считает, что уважать | ||||
6. Он растет довольно неряшливым. 7. Ребенок «портит нервы» родителям. g. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка. 9. Родители завидуют тем, у кого способные дети. 10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло. 11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьм,и. 12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о О своем ребенке и реже с ними встречаться. 13. Родителям редко удается посещать родительские собрания. 14. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми. 15. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств. | можно такого ребенка, который этого заслуживает. 6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными — в этом залог воспитания. 7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями. 8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь. 9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием. 10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему. | ||||
Шкала ДР (достоинства ребенка) В произвольном порядке ответьте на вопросы:
Что он любит? | Что он умеет? | Чего он хочет? |
Какой он? | ||
Обработка результатов
Шкала 1 — СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Суждения 1 —4 свидетельствуют о неприятии физического «Я»; 5 и 6 указывают на отсутствие идентификации с именем, иолом; 7, 8, 9, 12, 14 характеризуют социальную неприспособленность; остальные свидетельствуют о неадекватных самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Ш кала II — СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Суждения 1, 2 касаются потребности ребенка в признании; 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении; 4, 8, 16, 19 указывают на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими; 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией; остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально-отверженного ребенка.
Шкала III — СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Шкала имеет два варианта: для дошкольников (СДИ) и младших школьников (СДУ). По шкале СДИ вопросы I — 7 характеризуют комплекс игровых способностей, 8 — 13 — игровую деятельность, 14—18 — игровую рефлексию ребенка.
По шкале СДУ суждения 1 —9 демонстрируют дисгармонии мотивации учения, 10—16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17 — 22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).
Ш кала IV — ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка (ОТС). Наиболее значимым этот показатель является для диагностики дошкольников.
Следующие 12 вопросов содержат характеристику тревожности ребенка в школе (дошкольном учреждении) — ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.
Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта: ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ — воспитательный микросоциум учреждения (10 суждений). В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, автори-тарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка. .
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована. Она содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, чего он хочет, какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.
Экспресс-диагностика состояния социально-педагогической запущенности ребенка проводится методом независимых характеристик педагога, родителя и психолога. Полная интерпретация шкал известна лишь психологу. Вопросы-суждения для родителей и педагогов представлены в
закрытой форме. Их противоречивые данные могут уточняться психологом путем непосредственного наблюдения за ребенком; психолог обобщает полученные сведения.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по первой, четвертой, пятой и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности составляет 10 — 25%, при выраженной степени — 25 — 30 % и более. В первом случае совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.
Бланк ответов
Имя, фамилия ребенка_______________________________________
Возраст ____________________________________________________
Группа (класс) ______________________________________________
I -CC | 1 2 3456 789 10 11 12 13 14 1516 17 |
II-CO | 1 23456789 10 1112 13 14 1516 171819 20 21 |
HI - СДИ СДУ | 1 2 3456789 10 1112 13 14 1516 17 18 123456 789 10 11.12 13 14 1516 17 1SI920 21 |
IV - OTC ОТУ | 1 2 3456 7 89 10 1112 13 14 15 16 17 18 19 20 21 1 23456789 10 1112 |
V- BMC ВМУ | 1 23456789 10 1112 13 14 15 1 23456789 10 |
На втором этапе комплексной -психодиагностики при необходимости используются различные вспомогательные психодиагностические методы, которые помогают выявить дисгармонии личности ребенка, вызванные социально-педагогической запущенностью. Поскольку их проводит психолог, дадим лишь краткое описание их целевого назначения в случаях диагностики запущенности:
• личностный опросник Р. Кеттела (CPQ) — детский вариант для детей 8—10, 10—12 лет для сравнительного исследования особенностей личности запущенного, ребенка, его родителей и педагогов и определения характера их межличностного взаимодействия (опросник имеет параллельные формы для взрослых — 16 F);
• шкала измерения интеллекта Д. Векслера (WiSCR) — для детей 5 — 16,5 лет (субтесты «общая осведомленность», «понятливость», «словарь», «последовательные картинки», «кодирование») Для определения особенностей интеллектуального развития ребенка и влияния социокультурного фактора на происхождение этих особенностей;
• проективные методы — метод фрустрационной толерантности С. Розенцвейга (детский вариант для детей от 4 до 14 лет), выявляющий особенности поведенческих реакций и способов защитного поведения в ситуации фрустрации и уровень социальной адаптации;
• тест (выбор цветов) М.Люшера, определяющий эмоциональное состояние ребенка, уровень его работоспособности, характер компенсации неудовлетворенных потребностей, отношение к окружающим и самому себе, личностный баланс, степень автономности;
• методы рисуночных проб — «Рисунок семьи» Г.Т.Хоментаус-каса, тест-фильм Р. Жиля для исследования характера семейной ситуации глазами ребенка; определения его эмоциональных состояний, связанных с семьей; изучения межличностных отношений в семейной сфере: модальности, дистанции, характера общения и их влияния на адекватность поведения запущенного ребенка;
• тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен для выявления зон тревожности запущенных детей;
• методы моторных проб Шварцландера или Н.С. Курека для исследования уровня притязаний ребенка;
• метод комплексной самооценки ценностных ориентации ребенка, его отношения к самому себе, согласования «Я» реального и «Я» идеального В.Г.Щур, определяющий уровень самосознания ребенка, его личностную зрелость;
• метод диагностического обучающего эксперимента А. Я. Ивановой, комплексные методы изучения уровня подготовки детей к школе А.С.Смирновой и исследования умственной активности и самоконтроля учебной деятельности Ю.З.Гильбух, С.Л.Короб-ко и Л.А.Кондратенко; названные методы способствуют исследованию зоны актуального и ближайшего развития запущенных детей;
• методы социометрии и референтометрии (модификации Я.Л.Коломенского и Н.А. Березовина) для выявления характера межличностных отношений в группе (классе) и определения социального статуса запущенного ребенка.
Одновременно изучение* социально и педагогически запушенного ребенка осуществляется его учителем (воспитателем) с помощью педагогических методов диагностики. Они направлены на исследование запущенного ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения.
В числе методов, используемых на. втором этапе педагогами, важную роль играет психолого-педагогический эксперимент. Возможно проведение экспериментов по изучению уровня развития социальных эмоций у детей, осознания ими социально-этических норм и социальной рефлексии; по исследованию мотивов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уровня коммуникативных
умений, произвольности поведения, самоконтроля, отношения к социальным воздействиям. При проведении экспериментов подбираются жизненные ситуации, используются сюжеты сказок, басен, рассказов, реальных эпизодов из жизни группы, игровые ситуации, специальные задания, неоконченные предложения, которые служат своеобразным стимульным материалом. Учителя начальных классов могут дополнить метод эксперимента методом сочинения «Моя самая большая радость», «Когда мне грустно», «Мои друзья», «Мой учитель», «Когда мне трудно», «Я, какой я есть» и др.
При изучении свойств субъекта деятельности методы наблюдения и педагогического эксперимента и сама ситуация игры (учения) являются ведущими. При этом дошкольными педагогами проводятся эксперименты по анализу ситуаций игрового общения, изучению комплекса игровых способностей ребенка, его игровых предпочтений, характера игровой роли и игровых действий, выполнения правил, достижения результатов в игре. Таким образом, исследование свойств субъекта игровой деятельности происходит в процессе самой игры.
Учителями начальных классов для изучения свойств субъекта учебной деятельности может быть использован метод педагогического эксперимента, в котором с помощью специальных заданий по различным учебным предметам предполагается выявить уровень развития основных учебных действий: перенос, кодирование и прогнозирование; уровень развития психических новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, внутренний план действий) и мотивация учения запущенных младших школьников (методика Л.А.Матвеевой).
Для выявления общего уровня активности ребенка во взаимодействии со средой разработан метод регистрации социальной активности ребенка, включающий ее основные виды, — МЕРАС (Р. В.Овчарова).
МЕТОД РЕГИСТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Цель: определение уровня развития свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и их проявления в реальной социальной активности детей.
Инструкция: регистрация социальной активности каждого ребенка проводится индивидуально в одном и том же установленном наблюдателем временном диапазоне и может осуществляться в несколько этапов, На каждом из которых регистрируется единица только одного вида активности, например активность в деятельности. Для выделения и подсчету единиц активности используйте нижеприведенную карту единиц измерения активности. Условия обследования детей должны быть одинаковыми. Активность детей не стимулируется. Активность детей исследуется в группе (классе).
НАБЛЮДАЕМЫЕ ЕДИНИЦЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
РЕБЕНКА
Личностная активность | Игровая активность | Коммуникативная активность |
(субъект самосознания) общее самооценочное суждение, высказывание общее оценочное суждение, высказывание сравнение себя с окружающими, выраженное вер-бально оценка результатов своей деятельности оценка продуктов своей деятельности оценка своих отношений с окружающими оценка отношения окружающих к ребенку оценка событий и предметов окружающего мира | (субъект деятельности) самостоятельный выбор сюжета игры принятие и исполнение роли принятие роли учителя, воспитателя, родителя распределение ролей в игре планирование игры вербальное обозначение роли элементы творчества в игре подбор игрушек или их заменителей Учебно-познавательная активность познавательные вопросы элементы творчества число правильно выполненных письменных самостоятельных заданий элементы переноса, кодирования и прогнозирования элементы сравнения, моделирования, изменения элементы целепола- ■ гания <* число правильных устных ответов | (субъект общения) обращение к взрослому, выраженное вербально обращение к сверст-нику,выраженное вербально проявление невербальных форм активности в общении (жесты, мимика, позы, пантомимика) эмоциональное сопереживание, сочувствие сотрудничество с детьми сотрудничество со взрослыми инициатива в контакте с детьми или взрослыми демонстрация социально-этических знаний акты выполнения социальных норм и требований |
Обобщение результатов: общий индекс социальной активности под-считывается по формуле:
I где КА — коэффициент социальной активности; Еа:_4 — сумма зареги-
f стрированных единиц каждого вида активности. При этом можно отдельно определять коэффициент для каждого вида социальной активности ре-
' бенка: как субъекта самосознания, как субъекта деятельности (игра, уче-
I ние) и как субъекта общения.
Выделены несколько уровней социальной активности ребенка: (уровень 60 — 45% (социальное доминирование);
(«неадекватная активность»): 20 — 5% (социальная запущенность);
II уровень
(«адаптивная активность»): 30 — 20% (социальная готовность);
III уровень
(«адекватная активность»): 45 — 30% (социальная субъектность).
Таким ооразом, с помощью методов комплексной психолого-I педагогической диагностики, результаты которой коллективно ана-[; лизируются на консилиуме специалистов, изучаются особенно-I сти личности ребенка в состоянии социально-педагогической запущенности.
Необходимость развернутой психодиагностики обсуждается по I окончании первого этапа диагностики, который акцентирует вни-I мание на доминирующих негативных тенденциях в развитии лич-I ности запущенного ребенка в целях незамедлительной коррекции \ именно этих сторон.
Второй этап комплексной ранней психолого-педагогической t диагностики связан с ее упредительным характером и ориентаци-I ей на воспитательный микросоциум ребенка. Для исследования I личностно-профессиональных качеств педагогов и оценки их сти-I ля педагогического общения разработан метод экспресс-самодиа-| гностики педагога (Р. В.Овчарова).
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И СТИЛЯ
ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА
Часть I. Линностно-профессиональные качества
Инструкция: прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, нечасто, иногда, редко, никогда не проявляется.
1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих L обстоятельствах.
2. В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.
3. Знаю и чувствую, что мне надо-сделать для улучшения своей работы.
4. Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти г1 нужное решение.
5. Стараюсь четко продумывать свои действия и то, как эти действия I буду! восприниматься детьми.
6. Веду занятия строго по намеченному плану, не отклоняясь от него ни при каких обстоятельствах.
7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.
8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельности в работе.
9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.
11. На занятиях и в общении могу не сдержать проявления своих отрицательных эмоций.
12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
Бланкдля ответов
Учреждение_____________________ •_________________________
Ф.И.О (шифр)_________________»______________________________
Возраст____________________Пол ________________
Образование__________.-, Педстаж________________________
Всегда | ||||||||||||||
Очень часто | ||||||||||||||
Часто | ||||||||||||||
Нечасто | ||||||||||||||
Иногда | • | |||||||||||||
Редко | ||||||||||||||
Никогда | ||||||||||||||
Оценка |
Оцените каждое утверждение. Поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините последовательно прямыми линиями все сделанные отметки. Сравните полученные результаты со средними данными.
Обработка I части опросника
14 профессионально важных качеств педагогов (увлеченность работой, самостоятельность, самокритичность, профессиональная гибкость, рефлексивность, педагогическая импровизация, профессиональная уверенность, адекватная самооценка, целенаправленный подход, самооб-
ладание, коммуникабельность, познавательная активность, творчество) оцениваются по семибалльной системе:
Всегда | Иногда | ||
Очень часто | Редко | ||
Часто | Никогда | ||
Нечасто |
Средние данные по 1 части опросника, полученные на выборке педагогов в 300 человек:
Boa | штатели | Учителя |
1) ординарность — увлеченность | 5,15 | 5,88 |
2) зависимость — самостоятельность | 4,80 | 5,83 |
3) самоуверенность — самокритичность | 5,35 | 5,95 |
4) профессиональная ригидность — профессиональная гибкость | 5,33 | 6,05 |
5) экстрапунитивность — рефлексивность | 5,25 | 6,20 |
6) импровизация — стереотипность | 3,90 | 4,55 |
7) профессиональная неуверенность — | 4,28 | 5,13 |
профессиональное самосознание 8) заниженная самооценка — высокая самооценка | 5,32 | 6,15 |
9) упрощенное понимание детей — | 5,45 | 5,98 |
глубокое понимание детей 10) односторонний подход — целостный подход к детям | 5,62 | 6,18 |
11) самообладание — невыдержанность | 2,62 | 2,80 |
12) недостаточная коммуникативность — контактность 13) удовлетворенность знаниями'-*-познавательные потребности 14) стандартный подход — творческая направленность | 5,58 5,40 4,93 | 5,78 6,43 5,98 |
Часть II. Стиль педагогического общения
Инструкция: внимательно прочтите вопрос. Проанализируйте ваше мнение и выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе?
2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:
а) похвалите его и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался»?
4. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с вами. Как вы посту-пите:
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;
б) не обратите на него внимания;
в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе?
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочитаете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;
б) кому-то поможете, подскажет», сделаете замечание;
в) займетесь своими делами (записи, проверка и т.п.)?
6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом? '
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: \
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная Работа, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
а) положительно — без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно — она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом?
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
а) сказали бы: «Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по вашему мнению, более правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет; [ в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?
Бланкдля ответов