Проблема периодизации развития
Вопрос о возможности периодизации жизни человека — выделении периодов жизни, в которых развитие подчиняется особым закономерностям, имеет многовековую историю. Так, Б.Ливехуд приводит данные о том, что еще древние греки и римляне делали попытки осуществить периодизацию. Греки делили жизнь человека на 10 периодов (хептомаденов) — по 7 лет. А римляне знали 5 фаз жизни, каждая из которых соответствовала 13—15 годам жизни [1].
Однако, несмотря на столь длительную историю проблемы периодизации, до настоящего времени она сохраняет свою актуальность. Открытым остается вопрос о том, существуют ли периоды развития или оно осуществляется непрерывно и можно говорить лишь о последовательной смене форм поведения. Идут дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и их возрастных границ. Особенно это касается периодизации развития взрослых.
Как нам представляется, продуктивно рассматривать проблему периодизации развития в междисциплинарном контексте. В этом плане большой материал содержит социальная (культурная) антропология. По мнению многих ученых, интерес к проблеме возраста возник именно в антропологии, затем перешел в психологию и социологию. Так, при изучении традиционных обществ было выявлено, что возраст и возрастные слои — важнейшие структурообразующие принципы функционирования социума. Имеется в виду, что принадлежность человека к тому или иному возрастному слою обеспечивала его права и обязанности, определяла основные социальные роли и нормы поведения. Можно сказать, что традиционная культура понимала возраст как последовательное изменение социального статуса в процессе жизненного пути. Надо заметить, что подразумевался не хронологический возраст человека (понятие о нем появилось на довольно поздних этапах социогенеза), а коллективный, означающий факт принадлежности к определенному возрастному слою, например стариков и т.п. Важно отметить, что достижение индивидом той или иной стадии жизненного цикла не только обеспечивало определенный социальный ранг, но и во многом определяло его идентичность возрасту. Таким образом, периодизация жизненного пути человека имеет древнейшее происхождение и является отражением объективно существующей реальности, своеобразной рефлексией закономерностей жизни человека. Следовательно, можно утверждать, что выделение возрастных периодов в жизненном пути вполне правомерно.
Какие же основания использовались для периодизации развития в традиционных обществах?
Н. Е. Мазалова, анализирующая представление о жизненном цикле в русской традиционной культуре, считает, что основаниями для периодизации служили изменения производительной силы. Выделялись группы людей, соответствующие различным периодам жизненного цикла: новорожденные, дети, подростки, юноши и девушки, зрелые мужчины и женщины, старики. Период детства длился до 5 —7 лет, подростковый — до 11 — 12 лет. Девушками и юношами считались молодые люди, достигшие совершеннолетия. Их обозначения связаны со словой «рост»: «ростоватая», «выросток» — в знак того, что в это время прекращается физический рост. В пик совершеннолетия о девушке или юноше говорили: в самой поре — в полном расцвете сил, именно они должны были вступать в брак. Названия взрослых людей могли употребляться по отношению ко всем взрослым, включая молодежь и стариков, что означало отсутствие четких возрастных границ между жизненными периодами. Наиболее распространенные названия взрослых: «войти в года», «летний», «порнящий» и т.п. [2]. В русских традиционных представлениях понятие старости рассматривалось неоднозначно. С одной стороны, в славянской мифологии противопоставление старый — молодой подчеркивает различие между зрелостью, максимумом производительных сил, и дряхлостью. С другой — этимологический анализ слова «старость» позволил сделать вывод о близости представлений о старости и крепости.
Интересные данные о возрастной периодизации в Средневековье и отражении этой темы в искусстве приводит Ф. Арьес. Он цитирует латинского энциклопедиста Исидора: «Первый возраст — детство (enfance), которое сажает зубы, и начинается этот возраст с рождением ребенка и продолжается до семи лет. За детством следует второй возраст, называемый pueritia, и называют его так потому, что человек в этом возрасте подобен глазному зрачку, и продолжается этот возраст до 14 лет. Потом наступает очередь третьего возраста. Его называют отрочеством (adolescence), которое длится до 28 лет. В этом возрасте члены гибки и могут еще расти. После наступает молодость ( jeunesse ) — она находится в середине между всеми возрастами, и человек в этот период достигает своей самой большой силы. Молодость продолжается до 50 лет. Потом наступает зрелость (senecte)». Исидор называет ее тяжестью, потому что в этом возрасте человек очень тяжел в поступках и манерах. В этом возрасте человек еще нестарый, но уже прошел молодость. После этого возраста приходит старость (viellesse).
Арьес также приводит любопытную попытку возрастной периодизации, связанную с двенадцатью знаками зодиака:
Шесть первых лет человеческой жизни
Подобны январю,
Когда все слабо и бессильно,
Как и ребенок до шести годов...
...Месяц, который следует за сентябрем,
Называется октябрь,
Когда же исполняется шестьдесят лет,
Человек становится седым стариком,
И ему пора вспомнить,
Что пришло время умирать [3].
Понятно, что работы Н.Е. Мазаловой и Ф. Арьеса можно рассматривать лишь как иллюстрации к проблеме периодизации. В целом социальная антропология говорит о том, что переход к следующему возрастному периоду должен сопровождаться изменением социального статуса человека, выполняемыми социальными ролями и жизненной активностью. Следовательно, основанием для выделения периодов развития можно считать положение человека в системе общественных отношений.
Обращение к социологическим исследованиям по проблеме возраста позволяет сделать важное замечание. Принимая понимание возраста и возрастных слоев как принципа, определяющего социальную организацию общества, социология делает акцент на влиянии так называемых когортных различий на жизненный путь человека, т.е. последствий разного социально-психологического опыта, полученного людьми близкой возрастной группы. При этом «опыт каждой когорты является продуктом двух процессов: старения и специфических культурных и социальных процессов, которые воздействовали на ту или иную когорту» [4].
В качестве примера влияния когортных отличий можно привести данные И. Н. Гурвича о результатах изучения мужчин, чье раннее детство пришлось на годы Великой депрессии в США [5]. Оказалось, что многие из них впоследствии обнаруживали трудности социальной адаптации. И в этом состоит специфика данной когорты. Можно предположить, что российские школьники, раннее детство которых пришлось на годы экономического кризиса и социального стресса, став взрослыми, также будут испытывать аналогичные трудности.
Перейдем к обсуждению проблемы периодизации развития в психологии. Большинство психологов также соглашаются с тем, что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений. И выделение стадий развития не только необходимо, но и возможно. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства.
Как полагают Е.А. Сергиенко и В. И. Белопольский, такое ограничение имеет свои основания. Оно является следствием абсолютизации авторами периодизаций внешней, культурной обусловленности процесса развития и находится в противоречии с современными данными о взаимообусловленности генетического и средового в развитии человека. Согласно мнению авторов отечественных периодизаций развития, возрастные изменения можно описать как формирование тех или иных новообразований. А «после отроческого периода новообразования становятся трудно интерпретируемым феноменом прямого культурного влияния» [6]. Действительно, можно согласиться с мнением Е.А. Сергиенко и В. И. Белопольского, что природа человека и культура социума являются равноправными факторами развития, но роль их на разных этапах становления человека может меняться.
Возможно, ограничение периодизацией детства объясняется и большей сложностью периодизации взрослости. В период взрослости развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т.е. принимает качественно новую форму саморазвития.
При описании развития взрослых необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т. е. несовпадение темпов развития у одного человека различных процессов (биологических, социальных, познавательных), а также несовпадение этих темпов у разных людей.
Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы: профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни — является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов. Как отмечает В.Л. Ефименко, физиологические предпосылки личностной инволюции появляются в молодом возрасте, а уже с 40 лет наблюдаются значительные физиологические изменения. Так, первые инволюционные психозы возможны уже в 40-летнем возрасте [7]. Таким образом, говоря о развитии во взрослости, в отличие от детства нужно иметь в виду появление не только позитивных, но и негативных качественных изменений.
Сегодня широкое распространение получила тендерная психология, поэтому не вызывает сомнения, что необходимо по-разному подходить к периодизации жизни мужчин и женщин. Хотя установлено, что женщины и мужчины решают схожие задачи развития и сталкиваются с одними и теми же кризисами, их опыт имеет существенные различия. Более того, есть мнение, что для женщин фазы семейного цикла являются лучшим индикатором переходов от стадии к стадии, чем возраст.
Но помимо отмеченных факторов, осложняющих периодизацию взрослости, необходимо добавить еще один, может быть, наиболее существенный. Для описания развития взрослого человека недостаточно выделения только биологической и психической линий, необходимо рассматривать и духовный аспект жизни, поскольку он не только существенно влияет на динамику развития, но и определяет качественные изменения. Так, Б. Ливехуд, рассматривая развитие человека в трех аспектах: биологическом, психическом, духовном, отмечает, что с момента рождения человека и примерно до 40 лет психические и духовные функции развиваются параллельно биологическим. Однако примерно с 40-летнего возраста начинается существенная физическая инволюция. И далее возможны два варианта движения психики: либо психическая инволюция проходит параллельно физической, либо продолжается психическая и духовная эволюция. Для второго варианта развития, понятно, необходимо наличие достаточно высокого уровня духовного развития. Получается, что 40-летний рубеж, по мнению Б. Ливехуда, является своеобразной точкой расходящихся путей [1]. Таким образом, только введение в рассмотрение духовного аспекта развития человека позволяет определить качество второй половины его жизни.
Однако, принимая во внимание все вышесказанное, отметим, что, на наш взгляд, основополагающими при построении периодизации должны стать принципы, предложенные Л. С. Выготским применительно к детскому развитию. Критикуя попытки периодизации детства на основе сопоставления с другими процессами жизни человека, носящими ступенчатый характер, а также попытки, направленные на субъективное выделение какого-либо одного параметра развития, он говорит, что «только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [8]. Соответственно резкое изменение развития, повороты в его течении позволят выделить основные периоды жизни взрослого человека. Мы полагаем, что на современном уровне развития психологической науки можно говорить о выделении трех качественно различных периодов, основываясь на изменении в социальных ролях, статусе, поведенческих нормах, жизненной активности. Это молодость, зрелость и старость. Вполне вероятно, что дальнейшие исследования позволят дифференцировать эти периоды, и в первую очередь период зрелости. Понятно, что о возрастных границах можно говорить достаточно условно. Но большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16—17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называют 24— 25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Следовательно, основным новообразованием молодости должно стать достижение социальной зрелости. Самый длительный период взрослости — зрелость — можно определить возрастными границами от 23 — 25 до 55 — 60 лет, а основным новообразованием можно назвать достижение личностной зрелости. За условные нижние границы старости принимают 55 — 65 лет, т.е. возраст ухода на пенсию, развитие здесь осуществляется в направлении достижения духовной зрелости. Содержание понятий социальной, личностной и духовной зрелости обсудим при рассмотрении возрастных задач развития в молодости, зрелости и старости. Пока же примем в качестве рабочих понятий социальной зрелости возможность выполнения социальных обязанностей, принятие ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки; личностной зрелости — возможность освоения внутреннего мира, получение доступа к духовности; духовной зрелости — возможность осознанно принимать факт собственной конечности [9].