Особенности и классификация систем «человек— машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ
Разными авторами предлагается общее представление о систе «человек— машина» (СЧМ) [8, с. 63—70; 3; 4]. Система (в общей ории систем) — это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействуя
иХ элементов, предназначенных для решения единой задачи».Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из отдельных органов. Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом, единая задача, общая цель строит систему.
Выделяются различные критерии классификации СЧМ:
по степени участия в работе системы человека'. 1) автоматические (работающие практически без человека); 2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств);
по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО); 4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделиру-юшие установки, макеты);
по характеристике «человеческого звена» («человеческого фактора»): 1) моносистемы (один человек, например пилот или оператор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работают на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов);
по типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель — автомобиль»); 2) частичное стохастическое (например, система «оператор — компьютер, ЭВМ», «наладчик— станок с ЧПУ»); 3) эпизодическое взаимодействие;
по типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т. е. важна роль самого человека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система Расширяется до «человек— человек— машина» как некая иерархия более простых систем).
Традиционно выделяются следующие показатели качества сис-пем «человек— машина» (СЧМ):
Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичностъ.
Целом эргономичность СЧМ предполагает: 1) управляемость стемы (социально-психологические и психологические харак-Ристики; возможность контролировать систему); 2) обслужива-
емость (соответствие физиологическим и психофизиологическ характеристикам оператора); 3) освояемость (соответствие сие мы антропометрическим характеристикам оператора); 4) мость (соответствие гигиеническим требованиям).
Основные показатели работы систем «человек — машина»:
1) быстродействие (определяется временем прохождения и*
формации по замкнутому контуру «человек —машина», т.е.
мя, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сщ
нал);
2) надежность и точность работы оператора (степень вероятно
сти правильного решения задач оператором);
3) своевременность решения задачи (как вероятность того, чт
поставленная задача будет решена вовремя, т. е. не позже устаноя
ленного времени);
4) безопасность труда оператора (как снижение вероятност
травм и аварий);
5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное ко
личество информации, перерабатываемой автоматическими ус
ройствами);
6) экономические показатели (полные затраты на проектирс
вание, создание и эксплуатацию СЧМ).
Заметим, что по всем этим показателям можно производить дс таточно точные измерения, что позволяет использовать в инженер ной психологии современные математико-статистические среде
Классификация основных условий (элементов), определяющих э^ фективность труда [3, с. 319—321]:
1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (ее
ственная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэр
золи); микроклимат (температура, влажность, скорость движени
воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук|
излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующе'
электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (пи
вышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биолС
гические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы — растею
животные);
2) психофизиологические («трудовые») элементы — физичв
екая нагрузка (энергозатраты в ккал/ч; грузооборот за смену в ]
рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность •
вого процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточнь
недельный, годовой); травмоопасность;
3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой ко!|
позиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахе
композиционная согласованность природного пейзажа; композ
ционная целостность интерьеров рабочих помещений; композ
ционная согласованность компонентов технологического обор
дования; композиционная согласованность компонентов допс
: объектов (объектов, не несущих функциональной нагруз-<; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;
4) социально-психологические элементы — сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидерство, производственные конфликты); внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения).
4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)