Введение. по дисциплине: «Возрастная психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Возрастная психология»
на тему: «Исследование тревожности в подростковом возрасте»
Выполнила:студентка 3 курса
специальности «Практическая психология»
группы ПП-3
Парфенова Яна Сергеевна
Научный руководитель:
Воронина Галина Григорьевна
Ровеньки 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Психологическая сущность состояния тревожности.
1.1. Общее понятие тревожности.
1.2. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии.
1.3. Причины проявления тревожности у подростков.
Глава 2. Практическая работа по исследованию особенностей тревожности у подростков.
2.1. Гипотеза исследования.
2.2. Методика исследования.
2.3. Анализ и обсуждение результатов.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Тревожность - это личная психологическая особенность, содержащаяся в завышенной предрасположенности испытать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, даже в таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
В данные «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.
В настоящее время представляется крайне важной проблема гармоничного и полноценного развития личности. Большое влияние на становление личности имеет подростковый возраст. В этом критическом возрасте возрастает проблема эмоциональных реакций и характерологических проявлений, влияющих на уровень тревожности. Тревожность, и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются детей данного возраста.
Тревожность является значительным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения. При этом центральным и наименее исследованным является вопрос о причинах возникновения тревожности, её содержания, уровня и характеристики в подростковом возрасте.
Проблематревожностиявляется одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Актуальность исследования уровня тревожности в подростковом возрасте заключается в недостаточной разработанности данной проблемы на современном этапе.
Важность, актуальность данной проблемы и определило выбор темы моего исследования.
В качествеобъекта моего исследования выступает тревожность как психологический феномен личности.
Предметом исследования являются психологическая природа и особенности проявления тревожности у старшеклассников.
Целью курсовой работы является исследование тревожности как психологического феномена личности.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты изучения тревожности в психологии;
- выявить источники состояния тревожности и ее проявления;
- рассмотреть типы, виды и уровни тревожности
- провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей тревожности у старшеклассников.
Выборка исследования представлена 15 подростками 15-17 лет – учениками 9-11 классов специализированной школы №11 г. Свердловска (Из них 8 мальчиков и 7 девочек).
Гипотеза исследования:
1. В коллективе старшеклассников наблюдается повышенный уровень тревожности.
2. Главными детерминирующими факторами в возникновении повышенной тревожности у старшеклассников является нарушение социальной ситуации развития, в частности – характера детско-родительских отношений и особенности индивидуальных свойств личности.
Методы исследования: при выполнении курсовой работы применялись теоретические и экспериментальные методы: метод опроса, тестирование, методы статистического анализа.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных данных в психологической консультационной и психокоррекционной работе психологической службы образования, в разрешении проблемы повышенной тревожности у старшеклассников.