Исследование шкалы эмоций
Все существующее движется и развивается по спиральному пути. Иван Ефремов "Туманность Андромеды". |
Выше я рассмотрел несколько теорий рассматривающих природу человеческих эмоций. Конечно, теорий рассматривающих устройство человеческого сознания и в том числе природу эмоций гораздо больше, чем это было рассмотрено выше. Рассмотренные теории представляют ряд характерных подходов к решению этого вопроса.
Необходимо отметить, что все эти теории признают, что с самого рождения человеческие тела, и в частности их нервная система, обладают различными характеристиками, определенными генетически. Все теории признают влияние на сознание человека социального фактора. Все теории признают, что эмоции связанны с оценкой человеком своего окружения. Разница между ними в том, как различные исследователи видят отношение между этими факторами.
Необходимо отметить еще и то, что все исследователи человеческого сознания находятся под влиянием определенных идей, определенных религий или философских убеждений. Особенность этой ситуации заключается в том, что сами предметы веры, философских убеждений и мироощущения в полной мере являются продуктом человеческого сознания.
Вера и мироощущение исследователя играют роль в современной физике и даже математике, но когда речь идет о человеческом разуме, это проявляется в полной мере. Этот факт многое говорит вообще об уровне развития психологии. В физике такая ситуация была во времена Коперника, когда часть ученых верила в то, что Солнце вращается вокруг Земли, а часть в то, что Земля вращается вокруг Солнца.
Различие между рассмотренными выше подходами к природе эмоций, обусловлено, в первую очередь, как раз личными убеждениями исследователей и традицией психологических школ, которые они представляют. И различие это заключается в том, каким им видится источник эмоций. Сторонники теории дифференциальных аффектов (эмоций) полагают, что вначале эмоции развивались как один из механизмов регуляции организма, а потом уже сигналы этих систем регуляции стали восприниматься высшей нервной системой как эмоции и использоваться при общении между особями. Сторонники теории трансакций полагают, что эмоции вначале развивались как сценарии общения между особями, а уже затем эти сценарии стали использовать в своих целях физиологические системы организма и стали восприниматься высшей нервной системой как эмоции. Сторонники информационной теории полагают, что восприятие эмоций развивались вместе с высшей нервной системой, а оценка ситуации и сигналы систем регуляции организма, служат лишь факторами определяющими эмоцию. Сторонники этих точек зрения вполне справедливо полагают, что изначально возникновение эмоций было связанно только с одной определенной причиной, но каждое из направлений по-своему видит эту причину.
Если психологические теории видят источник механизма эмоций в человеческом теле, то Хаббард придерживается иной точки зрения. Он сторонник множественности жизней и считает, что после смерти тела разумное существо входит в другое тело и продолжает жить, обычно забывая прошлую жизнь. Согласно своей концепции, он разделял эмоции на две группы, эмоции характерные для "сплава" духовного существа с человеческим телом, которые приведены на шкале от 0 до 4, и эмоции характерные для духовного существа. Эмоции характерные для духовного существа он нанес на расширенную шкалу. Хабарда совершенно не интересовали физиологические механизмы, связанные с эмоциями, а источником эмоций он считает духовное существо, которое он называет термином тэтан, от древнегреческой буквы тэта, которой античные герметические общества обозначали разум.
Не забывая, конечно о том, что Симонов убежденный материалист, а Хаббард еще более убежденный противник материалистической философии, я хочу отметить, что саентологическая теория эмоций наиболее близка к информационной концепции механизма эмоций. И та и другая концепции рассматривают эмоции, прежде всего, как оценку сложившейся ситуации. Хаббард полагает, что эту оценку производит тэтан, а Симонов, что определенные структуры мозга. Тем не менее, между шкалой эмоций Хаббарда и классификацией эмоций по Симонову существует определенная корреляция.
При анализе этой корреляции, я нанес на шкалу эмоций Хаббарда указанные Симоновым эмоции. Эмоции, которые Симонов классифицировал как "потребность небольшая", на шкалу Хаббарда не попали, за исключением эмоции "безразличие", которое я отождествил с тоном "апатия" по Хаббарду. Остальные эмоции я расположил на шкале, добиваясь максимального совпадения. Бодрость, торжество и воодушевление я отождествил с тоном веселье по Хаббарду, а эмоции уверенность, смелость и бесстрашие с тоном энтузиазм. В результате получились следующие таблицы:
Таблица 1
. | . | Контакт- ное взаимо- действие | Дистан- ционное взаимо- действие Облада- ние | Дистан- ционное взаимо- действие Защита, сохране- ние | Дистан- ционное взаимо- действие Борьба, преодо- ление |
| | Счастье | . | + | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | Восторг | . | + | . | . |
| | Удовольствие, наслаждение | + | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | Радость | . | + | . | . |
4,0 |----- | Уверенность, бесстрашие, смелость | . | . | + | . |
| | Бодрость, торжество, воодушевление | . | . | . | + |
| | . | . | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | Гнев, ярость, бешенство | . | . | . | + |
| | Беспокойство, тревога, страх, ужас | . | . | + | . |
| | Горе, отчаяние, печаль | . | + | . | . |
0,0 |----- | Безразличие | + | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
| | Отвращение | + | . | . | . |
| | . | . | . | . | . |
Расположение эмоций во втором столбце и классификация по Симонову в последних четырех столбцах произведена независимо, то есть без специальной подгонки под результат. Меня самого интересовала объективная информация. Тем не менее, на этой диаграмме можно проследить существование некой зависимости.
Я могу предположить (мнение Симонова по поводу данной шкалы мне неизвестно и, скорее всего, эта шкала была неизвестна Симонову), что тона между бодростью и гневом он определил бы как эмоции связанные с борьбой за свои интересы, положительные и отрицательные. Беспокойство, тревогу и страх, как состояние защиты своих интересов в ситуации явной опасности (с отрицательным знаком), а уверенность, как эмоцию, свидетельствующую о движении ситуации в желательном направлении к более стабильному и безопасному состоянию (защита своих интересов с положительным знаком). Радость он связывает с приобретением ( положительный знак), а горе с потерей (отрицательный знак). И то, и другое, он отождествляет с обладанием и очевидно эти эмоции должны располагаться симметрично относительно состояния борьбы. У меня нет прямых доказательств, что Симонов рассуждал подобным образом, но такой подход представляется мне логичным.
Эмоции счастье, восторг и радость Симонов объединил в одну группу. У Хаббарда на расширенной шкале этих эмоций нет, я их расположил, следуя собственным ощущениям этих эмоций. Если же следовать точно классификации Симонова, то эмоции счастье и восторг нужно переместить на одну строчку с эмоцией радость, тогда в таблице четко прорисовывается колоколообразная кривая .
Таблица 2
. | . | Потреб- ность нарас- тает | Потреб- ность неболь- шая | . | Вероят- ность превы- шает имев- шийся прог- ноз | Вероят- ность высо- кая | Вероят- ность пада- ет |
| | Счастье | + | . | + | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | Восторг | + | . | + | . | . | |
| | Удовольствие, наслаждение | + | . | + | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | Радость | + | . | + | . | . | |
4,0 |----- | Уверенность, бесстрашие, смелость | + | . | + | . | . | |
| | Бодрость, торжество, воодушевление | + | . | + | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | Гнев, ярость, бешенство | + | . | . | . | + | |
| | Беспокойство, тревога, страх, ужас | + | . | . | . | + | |
| | Горе, отчаяние, печаль | + | . | . | . | + | |
0,0 |----- | Безразличие | . | + | . | + | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | . | . | . | . | . | . | |
| | Отвращение | + | . | . | . | + | |
| | . | . | . | . | . | . |
По колонкам "потребность нарастает" и "потребность небольшая" можно определить, что в шкалу Хаббарда попадают только эмоции открытые, сильные, к тем объектам, которым придается большое значение. Подробнее я рассмотрю это во второй главе.
Колонки "вероятность превышает имевшийся прогноз" и "вероятность падает" соответствует делению эмоций на положительные и отрицательные в полном соответствии с формулой Э = f {П, (Ин - Ис), ...}.
Из общего ряда выбивается эмоция "безразличие", которую можно ассоциировать с "апатией" по Хаббарду. Здесь проявляется различный подход к причинам вызывающим апатию/безразличие.
Подобное совместное рассмотрение классификации эмоций по Симонову и шкалы эмоций Хаббарда, которые очевидно были построены независимо друг от друга, дает основание сделать вывод, что они рассматривают с разных точек зрения одно, действительно существующее явление.
По сравнению с теорией дифференциальных эмоций, которая описывает эмоции как отдельные не связанные между собой аффекты, классификация по Симонову и теория эмоций, которая принята в саентологии, рассматривает все эмоции как часть непрерывного процесса происходящего в сознании. Это напоминает мне ситуацию, которая сложилась в химии в середине девятнадцатого века, когда Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов, основанный на их атомном весе. До открытия этого закона каждый химический элемент рассматривался сам по себе, а Д. И. Менделеев предложил системный подход, который открыл возможности для более глубокого исследования и открытия атомной структуры элементов.
Согласно теории дифференциальных эмоций, такой системы, как периодический закон, в отношении к эмоциям не должен существовать, потому, что каждая из эмоций связанна с определенным физиологическим механизмом. В теории дифференциальных эмоций систематичность ограничивается только существованием противоположных пар эмоций.
Теории трансакций существования периодического закона тоже не предусматривает, потому, что, согласно ей эмоции это всего лишь особый язык общения. А шкала эмоций, предложенная Хаббардом, как раз и интересна тем, что предлагает базу для подобного системного подхода. Я уже отмечал, что в трудах Хаббарда, шкала тонов аффинити представлена просто как нечто, обнаруженное им в ходе наблюдений. Подобный эмпирический подход вообще характерен для Хаббарда, которого больше интересовало создание практических методик, чем их точное теоретическое обоснование.
Познакомившись с описанием шкалы эмоций, я стал ее проверять и в итоге пришел к выводу, что она действительно хорошо отображает происходящие процессы. Придя к такому выводу, я заинтересовался и тем, почему эмоции на шкале расположены именно в такой последовательности, и какой закон может объяснить данное явление.
Некоторое время назад, практикуясь с этой шкалой тонов, я сделал наблюдение. Я отметил зависимость в расположении тонов на шкале эмоций, которая не была отмечена и описана раньше. Это наблюдение привело меня к тому, что я всерьез занялся изучением этой шкалы и обнаружил в расположении тонов на шкале аффинити еще несколько закономерностей. Дальнейшее отдаленно напоминало сборку многомерной головоломки, когда отдельные известные мне факты и сведения из психологии, саентологии и других источников, существовавшие ранее сами по себе, стали собираться в стройную логичную систему. Мне этот процесс был интересен, он требовал определенных усилий и много времени, но давал очень интересные результаты.
Как я уже отметил выше, наиболее изучена и наиболее хорошо описана шкала тонов от 0 до 4. Исследуя именно эту часть шкалы, я обнаружил периодически повторяющуюся зависимость. Ниже дано описание ключевых тонов этой шкалы наиболее явно ее отражающих.
Верхняя точка этого интервала, тон 4,0, это "Энтузиазм". В этом эмоциональном тоне человек активен. Он управляет окружающими его объектами, изучает и активно преобразует их. Для того чтобы изучать объект, нужно получать от него информацию, это входящий поток коммуникации. Преобразование объекта это исходящий поток коммуникации. Для эффективного управления эти потоки должны быть согласованы и соизмеримы, и в энтузиазме они примерно равны.
Ниже по шкале расположен тон 3,5 "Веселье". В этом тоне исходящая коммуникация значительно превышает входящую. Человек в веселье ощущает свою причинность по отношению к окружающему его миру, активно воздействует на него. Однако в этом тоне человек несколько некритичен. Урезанная входящая коммуникация мешает ему объективно оценивать свое окружение.
Когда человек опускается по шкале до тона 3,0 "Консерватизм", входящий поток коммуникации снова возрастает и становится соизмеримым с исходящим потоком. Реальность окружения весьма высока, но теперь, активность человека направлена не на преобразование объекта, а на его сохранение. По своей величине входящий и исходящий потоки несколько ниже, чем в энтузиазме.
В тоне 2,5 "Скука", исходящий поток коммуникации становится значительно меньше, чем входящий. В этом тоне человек пассивен, он будет рад, если кто-то придет и сможет развеселить его, если кто-то придумает что-либо забавное, интересное. Испытывая такую эмоцию, как скука, человек становится следствием происходящих событий. Он воспринимает информацию о своем окружении, но очень незначительно на него воздействует.
Еще ниже, в тоне 2,0 "Антагонизм", человек испытывает недовольство чем-то уже существующим и стремится это изменить или как-то иначе его использовать. Активность по отношению к окружению значительно выше, чем в скуке, но ниже чем в энтузиазме и консерватизме. Входящий и исходящий потоки коммуникации при этом снова примерно одинаковы.
В тоне 1,5 человек испытывает сильное раздражение или "Гнев". В гневе исходящая коммуникация значительно интенсивней входящей. Человек плохо воспринимает приходящую к нему информацию, его представления об окружающем его мире часто бывают ошибочны. В гневе человек пытается стать причиной по отношению к объекту или объектам, на который он направлен. Если попытка быть причиной оказывается неудачной, человек склонен разрушать препятствие.
Следующая ключевая точка на шкале тонов это 1,0 "Страх". В этом тоне, человек стремиться избегать общения с угрожающими ему объектами, но при этом может достаточно активно использовать свое окружение для нейтрализации опасности или выхода из опасной зоны. Входящая и исходящая коммуникации соизмеримы и значительно меньше, чем при консерватизме. В страхе человек стремится сохранить себя и свое непосредственное окружение от угрозы.
Ниже по тону, в тоне 0,5 "Горе" человек пассивен по отношению к своему окружению и объекту, вызвавшему эту эмоцию. Восприятие потери или угрозы проигрыша доминирует. Преобладает входящая коммуникация, она гораздо интенсивней исходящей.
Еще ниже по тону, человек впадает в апатию по отношению к первоначальному намерению что-то сделать с объектом. Он признает свое "Поражение", свою неспособность в этой области. На предмет он почти не обращает внимания, плохо воспринимает его и не совершает попыток воздействовать на этот предмет. Его действия направлены только на изменения себя, своих действий, своих постулатов. Например, в этом тоне человек может принять решение не заниматься деятельностью связанной с этим объектом. Входящая и исходящая коммуникации минимальны и примерно равны между собой.
На этот участок шкалы тонов я хочу обратить особенное внимание. Изначально, на шкале от 0 до 4, тон ноль был обозначен как смерть тела. Несомненно, если человек надолго впадает в апатию по отношению ко всему окружающему и своему телу, не будет ничем управлять, и не будет ни на что реагировать, как во время летаргического сна, то это может вызвать смерть тела. Но когда человек впадает в апатию по отношению к какому-то конкретному объекту или группе объектов, это вовсе не означает смерть всего тела. В этом случае корректнее говорить о поражении или провале по отношению к тому предмету, на который направлена эта эмоция. По этому поводу уместно сослаться на книгу шкал "Саентология 0-8", и приведенную в ней таблицу: "Шкала эмоциональных тонов". В этой таблице напротив числа 0 на шкале тонов написано: "Смерть тела. Провал". В оригинале на английском языке: "Death Body. Failure". Основные варианты перевода слова Failure на русский язык это неудача или провал. Вполне уместно использовать слово поражение, передающее смысл происходящего в этом тоне.
Все изложенное здесь можно представить наглядно в виде графиков на рисунке 1.
График слева показывает, как зависит разница между входящей и исходящей коммуникацией от тона аффинити. График справа показывает преимущество в направлении деятельности человека на сохранение или на изменение объекта. Хочу специально обратить ваше внимание на одну вещь. На графиках показана именно разница между исходящей и входящей коммуникацией. Наиболее велика на этом графике она в тоне Веселье, но даже в этом тоне присутствует и входящий и исходящий поток коммуникации. Точно также и в тоне "Скука", входящая коммуникация намного больше исходящей, но присутствует и та и другая. Точно также и в тоне "Гнев". Трудно что-то объяснить человеку, находящемуся в гневе, но все же возможно при помощи общения поднять его до тона "Антагонизм", в котором он будет многое оспаривать, но все же и слушать собеседника.
Два графика на рисунке 1 подобны фронтальной и профильной проекциям чертежа. То есть они подобны виду на объект спереди и виду сбоку. Если эти два графика объединить, можно получить объемную фигуру - спираль, сужающуюся внизу и расширяющуюся вверху (рис. 2). Такое представление более наглядно.
Из этого рисунка видно, что спираль на интервале от 0 до 4 делает два полных витка. В точках 0, 2,0 и 4,0 этой спирали находятся соответственно тона "Поражение", "Антагонизм" и "Энтузиазм". В этих точках шкалы тонов человек что- либо активно изменяет. В тоне "Энтузиазм" изменяет свое окружение, создавая нечто новое, в тоне "Антагонизм" изменяет свое окружение, пересоздавая нечто уже существовавшее и исправляя недостатки, а в тоне "Поражение" изменяет самого себя.
В точках 1,0 "Страх" и 3,0 "Консерватизм", человек стремится к сохранению. В тоне "Консерватизм" к сохранению существующего положения, а в тоне "Страх" к спасению чего-либо.
Еще тона на шкале обладающие похожими характеристиками это 1, 5 "Гнев" и 3,5 "Веселье". В тоне "Веселье" человек ощущает себя в состоянии причины по отношению к объекту. В тоне "Гнев" он стремится к нахождению в состоянии причины, добивается этого. В обоих тонах человек активен и не очень хорошо воспринимает свое окружение.
В точках 0,5 тон "Горе" и 2,5 тон "Скука", человек пассивен и является по большей части приемником коммуникации. В скуке человек воспринимает свое окружение. В горе человек воспринимает потерю или перспективу весьма возможного или неизбежного проигрыша.
Все остальные точки шкалы, расположенные между указанными выше ключевыми точками, также соответствуют обнаруженной зависимости. Например, тон "Слабый интерес" (2,8), расположен между тоном "Скука" (2,5) и тоном "Консерватизм" (3,0). Для этого тона характерно следующее. Человек является в большей степени приемником потока коммуникации. Он воспринимает объект, но реагирует на него вяло. При коммуникации с объектом он предпочитает оставить все как есть, скорее сохранить, чем изменять. Но при необходимости не будет возражать против изменений.
Тон "Скрытая враждебность" (1,2) расположен между тоном "Страх" (1,0) и тоном "Гнев" (1,5). Человек, находящийся в этом тоне, отличается небольшим превышением исходящей коммуникации над входящей. И он боится изменения ситуации, поскольку этот тон близок к тону "Страх".
Многие открытия последних десятилетий происходят на стыках различных наук, таких как физическая химия или химическая физика, которые подходят к решению задач комплексно. В полной мере это относится к изучению явлений, связанных с человеческим сознанием. Для того чтобы двигаться дальше в этом направлении, необходимо учитывать данные не только физиологии и психологии, но и рассматривать человеческое сознание с точки зрения законов сложных информационных систем, и учитывать данные, которые можно почерпнуть в нетрадиционных методиках.
Современные ученые психологи не считают сведения, полученные от таких источников как Ошо, Хаббард и ряда других исследователей, достоверным материалом. Точно так же и Хаббард в своих работах заявляет, что современная психология антисоциальна и предостерегает саентологов от использования сведений полученных от психологов. Истина же состоит в том, что и среди психологов и среди сторонников нетрадиционных направлений есть серьезные исследователи человеческого сознания. Они используют разную терминологию и придерживаются разных философских и религиозных взглядов, и, описывая одни и те же явления, объясняют их разными причинами, но объединяет их всех стремление действительно понять, что же такое человеческое сознание.
Я не пытаюсь идеализировать никого из них, Хаббард, в своем отрицании существования объективной реальности, представляется мне столь же нерациональным, как и ученые, которые отрицают существование некоторых явлений только потому, что "этого не может быть", согласно их убеждениям. Так, еще в девятнадцатом веке, французская академия наук на одном заседании приняла решение не рассматривать сообщения двух типов, о изобретении вечного двигателя и о падении камней с неба, именно потому что "этого не может быть". Если первая часть этого решения актуальна и сейчас, то вторую пришлось отменить после очередного метеоритного дождя.
Для того чтобы разобраться в описанном выше явлении спиралевидной зависимости на шкале эмоций, мне пришлось провести собственное исследование и при этом в равной степени обратиться как к работам психологов, так и к работам альтернативных исследователей. И об этом я расскажу в следующих главах.
глава 1 глава 2 глава 3 глава 4
Опря В. Р.