Улицы, площади и набережные. Геленджик 1 страница
В честь 60-летия Октября в этом городе-курорте был проведен большой праздник. Длился он весь день. Основные мероприятия — торжественная манифестация с остановками у памятников и мемориалов и театрализованными ритуалами возле них, о которой мы уже говорили, и карнавальное костюмированное шествие с остановками и выступлениями на площадях. Средства и силы, как я уже сказал, были самые минимальные.
Манифестация происходила с 10 до 12 часов утра. Остановки: аллея перед памятником В. И. Ленину, бульвар перед мемориалом Памяти героев гражданской войны, набережная у памятника Воину-освободителю, площадь у Доски почета.
Необходимо было оформить эти площадки, а также всю трассу шествия.
Начали с того, что вынесли на улицу экспонаты местного краеведческого музея. Геленджик — город исторический. С самого начала XX века Геленджик был базой крупных исторических событий: базой для подготовки знаменитой «тачки новороссийских цементников 1905 года; базой формирования легендарной Таманской армии — «Железного потока» в 1918 году; базой героической 18-й армии и десанта на Малую землю; базой снабжения армии и флота, освободивших Новороссийск; базой лечения раненых солдат и офицеров. А сегодня город стал базой отдыха трудящихся. И все эти события нашли отражение на стендах музея, которыми были тематически оформлены подходы к каждой площадке. Помимо этого, на площадях и перекрестках стояли круглые афишные тумбы с плакатами разных лет — от 1918 года до наших дней. Вдоль всей трассы шествия от дерева к дереву, от одного фонаря к другому висели морские флаги расцвечивания. А под ними сплошным живым коридором стояли линейные: матросы, пограничники, прибывшие на праздник, и пионеры из многочисленных окрестных пионерских лагерей. У всех на груди алые банты.
Возле каждого памятника была передвижная трибуна — прицеп-платформа грузовика. Трибуну соответствующим образом декорировали и украсили. На последней площадке лестничные марши кинотеатра «Буревестник» тоже превратили в трибуны. Помимо этого, на каждой площадке смонтировали знаменную площадку. У памятника В. И. Ленину установили флаги всех союзных республик. Возле памятников героям гражданской войны и Воину-освободителю — подлинные боевые знамена соответствующего исторического периода (из местного музея, музея г. Новороссийска, Музея Революции и Музея Советской Армии в Москве). На ступенях кинотеатра и у Доски почета стояли ударники труда со знаменами лучших предприятий, колхозов и здравниц.
Белые колонны ротонды, перед которой установлен памятник В. И. Ленину, украсили огромными кумачовыми бантами. Такие же банты, но поменьше развесили на фонарях, окружавших памятник партизанам 1919 года. Стволы деревьев за памятником Воину-освободителю оплели громадной гвардейской лентой (примерно 50 м длиной и 2 м шириной), ограничивающей полукруглое пространство, в центре которого стоял монумент. Фоном для последней площадки послужил стеклянный фасад кинотеатра. На стекле художники нарисовали гуашью громадное панно на тему труда. Ну и конечно, все площадки устлали живыми цветами, собранными в букеты, узоры, клумбы, целые тематические композиции (например, Вечный огонь из алых гвоздик).
Что касается звукоусиления, то в нашем распоряжении находилась одна примитивная радиомашина, которую стационарно установили на последней площадке у кинотеатра. На остальных площадках смонтировали самодельные установки из бытовых магнитофонов, а также микрофонов и динамиков, взятых в местном Дворце культуры и у вокально-инструментальных ансамблей, игравших вечерами на танцплощадках. Собрать и смонтировать всю эту нестудийную аппаратуру, направить динамики так, чтобы, всем и все было слышно,— архисложная задача. И наш звукорежиссер М. Л. Челганский выполнил ее один, и выполнил отлично!
Но еще более сложные задачи нам пришлось решать вечером того же дня.
В карнавальном шествии участвовало 114 театрализованных групп, и все их надо было оформить, осветить и озвучить, кроме того, оформить всю трассу, особенно две площадки (площадь Лермонтова и площадь у входа в порт), где проходили театрализованные представления.
Еще за неделю до карнавала художники расписали и разрисовали нитрокрасками мостовые и парапеты набережной по трассе, шествия: в основном были надписи рекламного характера, например: «Внимание! Это место наиболее удобно для обзора всего карнавала!» или: «Здесь шествие остановится на 47 секунд!» Помимо этого, везде, где только можно, висели специальные плакаты, афиши, «приказ штаба карнавала», эмблемы, стихотворные листовки и т. д. После окончания утренней манифестации, когда были убраны стенды, на круглых афишных тумбах появились плакаты карнавала. Фонари вдоль трассы шествия были одеты в комические колпаки, шляпы и разрисованы веселыми клоунскими рожицами. С 13 часов в городе работала карнавальная ярмарка. Предприятия торговли выставили на улицы и площади сотни ларьков и киосков, лотков и тележек. Все они были разрисованы и украшены, продавцы одеты в маскарадные костюмы, а с наступлением темноты над каждым ларьком и киоском загорелся какой-нибудь затейливый фонарик, изготовленный мастерами местной артели по производству сувениров.
Все машины и пешие группы оформила бригада художников в составе шести человек. Главный художник рисовал эскизы и контролировал всю работу. Пятеро остальных с утра до ночи вырезали шаблоны и трафареты в натуральную величину. По шаблонам столяры предприятий и здравниц, готовивших ту или иную машину, вырезали из фанеры детали, сколачивали их и водружали на автомобиль. После этого готовая конструкция поступала к малярам, которые накладывали на нее соответствующий трафарет и проводили по нему кистью указанного цвета. Вчерне разрисованная машина вновь поступала к художникам для окончательной отделки. По этому же принципу готовились костюмы. Около 400 костюмов мы взяли в аренду на киностудии «Ленфильм». Но в шествии участвовало более 1500 человек. Это не считая продавцов на ярмарке. Помимо личной изобретательности самих участников карнавала, мы предлагали выкройки и трафареты, по которым можно было сшить и разрисовать костюмы. Например, музыканты одного из духовых оркестров оделись в белые тенниски с нарисованной на груди и на спине эмблемой карнавала, а на голове у них красовались картонные цилиндры с огромными ромашками. Все оформление удалось выполнить за две недели.
Использован был практически весь автопарк города, кроме рейсовых автобусов. В шествии участвовали милицейские, медицинские и пожарные машины, грузовики и такси, мотоциклы и велосипеды, шлюпки и катера (на платформах), электрокары и телеги, трехколесные велосипеды и самокаты, автобусы и самоходные самолетные трапы, трактор и поливальная машина, лошади, ослик и даже... корова.
Оставалось лишь все это осветить и озвучить, а в нашем распоряжении не было ни одного театрального прожектора и никакой студийной звуковой аппаратуры. Но несмотря на это, несмотря на настойчивое желание многих местных руководителей облегчить себе задачу и провести карнавал днем (это летом-то, на юге, когда все плавится от жары!), нам удалось поставить представление поздно вечером и интересно осветить его. На всей трассе карнавального шествия отремонтированы все фонари, в некоторых заменены лампы на более мощные. Внутри листвы между деревьев вдоль трассы были протянуты гирлянды электрических лампочек. В бухте стояли на якоре иллюминированные рыболовные суда, а на склоне горы светилась выложенная из электрических лампочек громадная надпись «60 лет Октября» (местные электрики «подключились» для этого к высоковольтной линии электропередачи, пересекающей горы над Геленджиком) У площади Лермонтова мы поставили две современные пожарные машины которые направили на площадку свои мощные прожекторы. Такие же прожекторы, но с прогулочных и пожарных судов, освещали площадь у порта. И наконец, мы постарались создать местный, локальный подсвет в костюмированных группах. Каждая автомашина шла на дистанции 10 м вслед за пешей группой и освещала ее фарами. Кроме того, третья фара выводилась в кузов и подсвечивала снизу свою группу. Милицейские, медицинские и пожарные машины шли с включенными мигалками. Автобус превратился в огромный аквариум. На его боковых стеклах светились наклеенные изнутри рыбы, медузы, морские коньки, крабы из прозрачной цветной целлофановой пленки. (В салоне горел свет, а светильники накрыли голубыми «морскими» фильтрами, так что и рыбы, и весь «аквариум» светились изнутри.) В оформлении машин и костюмов широко применялись светящиеся краски, светоотражающая фольга, всевозможные блестки и осколки зеркал. Наконец, мы максимально разнообразно использовали возможности «живого» огня. В первой колонне сияли, светились и искрились: пиротехническое колесо (головная машина с эмблемой), бенгальские факелы (на мотоциклах с названием каждой тематической колонны), бенгальские огни (в многочисленной пешей группе «Дружба народов»), лампы на шахтерских касках, подсоединенные к карманным аккумуляторам (группа «Слава труду!») и т. д. «Историческую колонну» освещали: стеариновые плошки («греческая галера»), факелы («отряд римских воинов»), фонари со свечами внутри («петровский фрегат»), керосиновые лампы (группа «1905 год»), китайские фонарики (карета с «дореволюционными курортниками»), елочные гирлянды, подсоединенные к аккумуляторам машины (группа «гуляющая знать»), церковные поминальные свечи (в руках у огромных кукол — «генерала», «помещика», «банкира», «попа», которых везли на тачках Рабочий, Крестьянин, Матрос и Красногвардеец), фонарь «летучая мышь» (у Комиссара, читающего декрет) и т. д. В «Рекламной колонне» работали фальшвейеры (реклама морского порта); кондукторские двухсветные фонари с аккумуляторами (реклама железнодорожного узла), карманные фонари (реклама Аэрофлота), костер в кузове машины (реклама туризма), канделябры с витыми свечами (реклама курортной моды) и т. д. В «Сатирической колонне» мы пользовались фотовспышкой, детскими автоматами с мигающей лампочкой на конце ствола, свернутыми в трубку и подожженными газетами, зажигалками и даже... одновременно зажигаемыми спичками (группа «курильщики»).
Теперь расскажем о звуковом оформлении карнавального шествия.
На двух площадках мы использовали те же звукоусилительные установки, что и во время дневной манифестации. Внутри карнавальных групп собственное звукоусиление имели только милицейские и пожарные машины. Отдельными группами шли и ехали несколько духовых и эстрадных оркестров. Но поскольку в каждой группе шло свое маленькое театрализованное представление, свое действие, то необходимо было для каждой группы дать свое музыкальное; оформление, а многим — средства усиления голоса. С последним дело обстояло просто. В каждой здравнице, на каждом судне, на спасательной станции, у пограничников, у милиции и т. д. есть мегафоны, их с лихвой хватило на всех участников карнавала. Что же касается музыки, то мы еще в Москве подготовили более 100 кассет с мелодиями для каждой тематической группы. Мелодия была записана подряд, без перерыва, много раз и на двух дорожках. В Геленджике мы собрали все имеющиеся в наличии транзисторные магнитофоны: у жителей, медперсонала, культпросветработников, работников артели «Говорящее письмо», даже у отдыхающих в здравницах и прямо на пляже. Таким образом, в каждой группе был магнитофон со своей тематической музыкой. Все они работали на полную мощность, но... все равно слышно было плохо. Не хватало Усилителей, динамиков, радиомикрофонов и т. п.
Какие выводы можно сделать из этих примеров? Прежде всего, одной из основных задач режиссера и художника при постановке массового театрализованного представления на открытом воздухе или на нетрадиционной сценической площадке является организация пространства. Выбранное место действия может быть благоприятным для данного представления, то есть соответствовать теме и сверхзадаче, подталкивать фантазию режиссера, подсказывать художнику решение площадки и т. д. Но очень часто (в тех случаях, когда место действия выбирается из престижных или иных, не имеющих отношения к творчеству соображений) оно может мешать режиссеру и художнику в реализации идеи. В этих случаях надо твердо усвоить и прочувствовать один непреложный закон: не следует прятать недостатки площадки, а надо стараться превратить их в достоинства.
В подобной ситуации пришлось оказаться нам с художником А. В. Стрельниковым, когда мы ставили представление в концертном зале «Россия», мало подходящем для массовых театрализованных представлений (см. главу IV). Огромная сцена размером 3.6 м по горизонтали и 8 м по высоте в то же время очень неглубока, так как ограничена конструкцией широкоформатного киноэкрана, две половины которого двигаются по рельсам на втором плане. В открытом состоянии экран образует как бы ворота шириной метров 10—12, ведущие в, глубь сцены, где зрителям, сидящим сбоку, уже ничего не видно. Кроме того, вся сцена увешана и диафрагмирована различными видами мягкой одежды — основным и интермедийными занавесами (раздвигающимися или поднимающимися), кулисами и падугами, раздержками и шторами-маркизами. На сцене установлены дополнительные приспособления для подъема и раздвигания занавесов и штор — лебедки, барабаны, тросы. Наконец, вся пышная обстановка зала — бархат и бронза, мрамор и ценные породы дерева, очень подходящая для блестящих эстрадных концертов, активно «сопротивлялась» строго документальному, суровому колориту представления о войне.
От сверхзадачи и условий места действия родился принцип оформления. Несмотря на активное сопротивление постановочной части концертного зала, нам удалось в буквальном смысле слова «раздеть» сцену. Когда исчезла вся мягкая одежда и обнажилась конструкция, «недостатки» сцены стали превращаться в достоинства. Опорные бетонные столбы превратились в доты с бойницами; решетчатое металлическое основание экрана, сваренное из двутавровых балок, — в противотанковые «ежи»; вместо элегантного парапета из бронзовых столбиков и бархатных шнуров, ограждающего боковые пандусы, появилось заграждение из колючей проволоки, колья которого легко вошли в те же пазы. Мы использовали карманы и галерки сцены, проходы и пандусы зала, а две половины громадного экрана работали, как военные карты 1941 и 1945 годов (диапроекция), как два боковых киноэкрана обычного формата (на них с помощью специального устройства проецировались одни и те же кинокадры в зеркальном отображении) и как громадные символические ворота, которые могли с грохотом сдвигаться («Окружение Сталинграда») и раздвигаться («Прорыв блокады Ленинграда»). Все, что мы добавили к этому (фотографии, детали военного быта, покореженный лист железа, шинельное сукно и т. д.), мною уже описано...
В последние годы работу по оформлению места действия для массового представления стали называть созданием окружающей среды.
Сам по себе термин «окружающая среда» в достаточной мере нов и пришел в театроведение из совершенно иной области — из области экологии. Однако это модное определение как нельзя более удачно отражает ту работу по подготовке и оформлению места действия массового театрализованного представления, которую уже ни «изготовлением декораций», ни даже «сценографией» не назовешь и которая включает в себя целый ряд качественно новых по сравнению с традиционным театром элементов.
Во-первых, создание окружающей среды предусматривает глобальное оформление всего места действия, включая подходы к нему, с целью погрузить зрителя в определенную, необходимую для данного представления атмосферу (этой же цели во многом служит световое и звуковое оформление). В традиционном театре, как мы уже говорили, сама архитектура зала, его интерьер и т. д. несут в себе привычную атмосферу праздничного зрелища. В условиях массового представления, происходящего на открытом воздухе, атмосферу данного праздника призваны создать режиссер и художник.
Примером подобного возникновения праздничной атмосферы посредством создания специальной окружающей среды (хотя в те годы такого термина еще и в помине не было) может служить Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году в Москве (главный режиссер И. М. Туманов, главный художник по оформлению города М. Ф. Ладур). В связи с фестивалем были соответствующим образом трансформированы и оформлены не только стадионы, залы и площадки, где происходили представления, митинги, соревнования, гулянья и т. д., но также все пароходы, поезда и самолеты, которые везли делегатов в Москву; все вокзалы, порты, аэропорты и пограничные станции; все улицы; переулки и дома столицы. Многие улицы Москвы на эти две недели сменили свои названия и стали проспектами Мира, Дружбы, Счастья, улицей 15 республик и т. д. (Кое-какие названия так и остались с тех пор навечно, скажем, 1-я Мещанская улица стала проспектом Мира.) По этим улицам ехали сотни автобусов и грузовиков, окрашенные в цвета пяти континентов и украшенные фестивальными ромашками. В создании необходимой атмосферы были использованы самые разнообразные средства художественной выразительности — от гигантских плакатов и иллюминации до маленьких значков, эмблем и сувениров... По эскизам художников промышленность подготовила и выпустила десятки тысяч специальных декоративных пакетов с наборами цветных флажков, бумажных ромашек, голубей и т. п. Жители столицы наклеили их на стены, балконы и окна своих домов, и весь город превратился в яркую, праздничную окружающую среду фестиваля...
Очень интересно были украшены улицы и площади Ленинграда в дни празднования 50-летия Октября. Создание атмосферы праздника, посвященного революции, развивалось в двух направлениях — по линии воссоздания документально подлинного облика Петрограда 1917 года и по линии сооружения аллегорических композиций, олицетворяющих значение Октября, подчеркивающих ту роль, которую сыграли районы Петрограда в развитии победоносного восстания. Эти две линии оформления, причудливо переплетаясь, создали неповторимый облик города.
На всех улицах были установлены старинные круглые афишные тумбы с декретами, плакатами и листовками тех незабываемых дней (точные копии с ятями, ижицами и твердыми знаками). На перекрестках находились стенды с документальными фотографиями, отображающими весь ход подготовки к восстанию. В аллеях у Смольного горели костры, стояли ружья, собранные в пирамиды. На многих заводах появились дореволюционные вывески. Наконец, крейсер «Аврора» был переведен к бывшему Николаевскому мосту, где он стоял в ночь с 24 на 25 октября 1917 года.
На крупнейших площадях и на набережных города были воздвигнуты огромные символические фигуры: кузнец, разбивающий оковы, опутавшие земной Шар; молот и серп, острый конец которого устремлен в космос, и т. д. Фонари на Марсовом поле превратились в большие красные факелы, а на стенах Петропавловской крепости зажглось пятьдесят огромных настоящих факелов. Отблески пламени, отражаясь в невской воде, дробились и сплетались с отражением огней на Ростральных колоннах, а над ними сияло пиротехническое солнце, смонтированное на плавучем кране; И наконец, высоко в небе, в скрещенных лучах прожекторов трепетал и переливался огромный портрет В. И. Ленина, поднятый на аэростате.
Ровно в час начала восстания, когда на Петропавловской крепости зажегся красный фонарь — сигнал к штурму, красный луч прожектора из крепости осветил «Аврору». Вновь грохнуло носовое орудие крейсера революции, и ему ответили пятьдесят залпов праздничного салюта. Из глади реки поднялись к небу пятьдесят фонтанов, и тысячами лампочек осветились контуры кораблей Балтийского флота, вошедших в Неву...
Иногда праздничную атмосферу удается создать предельно простым, но оригинальным способом, как говорится, одним ударом. Такой способ нашел известный кинорежиссер Клод Лелюш, которому было поручено поставить открытие зимней Олимпиады в Гренобле. С вертолетов на трибуны заснеженного стадиона, на зрителей в шубах и шапках были сброшены миллионы разноцветных благоухающих лепестков живых роз.
Вторая задача, которая входит в создание окружающей среды,— это конструирование специальной сценической площадки для массового представления.
В традиционном театральном помещении пропорции зала и сцены исторически сложились с учетом физического угла зрения человека (примерно 80° по горизонтали и 40° по вертикали). При этом зритель хорошо видит всю сцену и все, что на ней происходит. При постановке массового представления необходимо увязать пропорции человеческой фигуры с масштабами площади, ограничить угол зрения зрителя, направить его внимание на необходимую точку пространства и т. д.
Кроме того, в обычном театральном помещении и с присущими данному театру техническими возможностями (вращающийся круг, система плунжерных подъемов, штанкеты, занавес и т. д.) режиссеру и художнику приходится лишь приспосабливаться к условиям и использовать те средства, которые имеются в наличии. При постановке массового представления, в зависимости от его типа и от места действия, возможны разные способы решения сценического пространства. Например, может быть построена специальная сцена, состоящая из целой системы площадок больших и маленьких, для переброски места действия с одной на другую; или несколько сцен, расположенных на некотором расстоянии одна от другой, по принципу симультанной декорации, так что зрители переходят с места на место; может быть, наоборот, создана группа движущихся сцен-платформ, проезжающих перед зрителем, стоящим (или сидящим) на месте, и т. д.
Учитывая большие расходы на массовое представление и его слабую окупаемость (ведь оно идет один раз), оформление сцены следует делать дешевым и лаконичным. Но при этом оно обязано быть, с одной стороны, конструктивным, то есть давать возможности для интересного мизансценирования, а с другой — образным, символическим, помогать режиссеру в раскрытии темы, а зрителю — в ее восприятии. При создании сценической площадки необходимо заранее учесть возможность быстрого появления и исчезновения большой массы исполнителей, а также легкой и динамичной смены номеров. На больших комбинированных сценах эти задачи, как правило, решаются переносом света с одной площадки на другую, отвлечением внимания зрителей интермедийным действием, происходящим в другом месте, обычно в проходах зрительного зала. Часто применяются различные варианты привычной для нас одежды сцены — занавеса и кулис. Это легкие передвижные ширмы на роликах (прием, впервые использованный В. Э. Мейерхольдом в спектакле «Д. Е.») или большие знамена, которые время от времени проносят вдоль рампы участники в униформе (спортсмены, воины), перекрывая перестановку.
Для огромного театрализованного концерта в Париже посвященного 50-летию образования СССР, И. М. Туманов и Б. Г. Кноблок придумали особый задник из натянутых лент, так называемой корсажной резины. Она представляет собой полосы примерно в ладонь шириной, обшитые тканью голубого, розоватого или желтого цвета. Будучи натянутой, лента переливается в лучах прожекторов, так как начинает проглядывать серебристая оплетка резиновых нитей. Ленты, смонтированные вплотную одна к другой и соответственно подобранные по цвету, создают удивительно изящный перламутровый фон, который хорошо принимает свет и цвет и может служить экраном. На этом экране демонстрировались фото- и кинопроекции, служившие фоном для номера. Кроме того, между полос резины просовывались объемные элементы декорации: оленьи рога в танце коряков, резные оконные рамы в сибирском танце, уличные фонари в литовской песне и т. д. Но главное достоинство этого задника — возможность мгновенного появления и исчезновения массы исполнителей. Для этого достаточно было только раздвинуть две соседние ленты и, сделав шаг, выйти на сцену. Натянутые ленты сами смыкались за спиной, мгновенно превращаясь вновь в сплошной экран. Таким образом, большая группа исполнителей могла невидимо для зрителя «зарядиться» за экранами, а затем вдруг разом появиться на всем пространстве сцены. Очень эффектным было такое появление в прологе, когда все исполнители вышли на площадку из поля колосящейся пшеницы (кинопроекция).
Аналогичную одежду сцены мы применили в эти же дни на большом театрализованном представлении, которое происходило во Дворце спорта в Ростове (художник А. Б. Кноблок). Мы сконструировали специальную сцену, состоящую из шести площадок разного размера, лестничных маршей и пандусов-переходов, а также трех движущихся ступенчатых фур. Из резиновых лент было сделано пять задников-экранов. На каждом из них демонстрировались фото- и кинопроекции, проецировались тени и т. д. Иногда экраны подсвечивались цветным светом (рис. 28). Конструкция задника позволяла незаметно для зрителя выкатывать и убирать с центра сцены огромные фуры, а также добиваться совершенно-неожиданных эффектов. Например, во время марш-парада участников по всему периметру задника на разновысоких уровнях, «проткнув» перламутровые экраны, вдруг появлялись сверкающие трубы, тромбоны, саксофоны, кларнеты и валторны сводного духового оркестра (самих музыкантов не было видно, они находились на лестницах-стремянках за экранами и лишь выставили на 3/4 свои инструменты), которые в ритме марша, поворачиваясь то вправо, то влево, то вверх, то вниз, то к центру, то к краям, играли сами...
Возможности задника из корсажной резины поистине огромны и пока еще совершенно недостаточно использованы. Я думаю, что это тот случай, когда найден материал, идеально соответствующий специфике массового театрализованного представления.
И третья задача создания окружающей среды —организация мест для зрителей — проблема, с которой традиционный театр не сталкивается. Как расположить зрителей — будут ли они стоять, сидеть или передвигаться; как их легко и быстро» привести и увести с места действия, избежав при этом давки и столпотворения (ведь на массовых представлениях присутствуют, как правило, десятки тысяч людей); продумывание специальных: трасс движения, разметка их, установка указателей, ограждения, линейных — все это входит в задачи организации окружающей среды, все это также является спецификой работы художника и режиссера массового представления. От создания специальных: пригласительных билетов, с которых начинается погружение в атмосферу, и до согласования с ГАИ графика движения транспорта в момент окончания представления и единовременного ухода массы зрителей лежит амплитуда забот режиссера массовых
представлений.
Очень важную роль во внешнем решении массового представления играют костюмы и реквизит. Сшить специально для данного представления огромное количество костюмов по оригинальным эскизам с учетом стиля и жанра, цветовой гаммы и нарастания эмоционального воздействия почти невозможно. На практике приходится иметь дело с готовой одеждой тех коллективов, чьи номера используются в представлении, или брать ее напрокат (в театре, на киностудии, в специальной организации по прокату театральных костюмов для самодеятельности). В отдельных случаях удается одеть всех исполнителей в униформу (допустим, в парадную пионерскую форму на детских праздниках, в форму бойцов студенческих строительных отрядов, в трико, если все действие строится на пантомиме и т. д.). Можно порекомендовать такие виды готовой униформы: военную — гимнастерки без погон, бушлаты, тельняшки, черные брюки; спортивную— тренировочные костюмы, гимнастические белые брюки и безрукавки, спортивные тапочки или кеды; рабочую спецодежду — оранжевые жилеты строителей, комбинезоны и т. д. Но если коллективы одеты в свои костюмы, мы столкнемся с эклектикой, с пестротой и несоответствием цвета, фактуры, силуэта, степени условности каждого отдельного костюма общему стилю оформления. В случае же использования униформы мы встретимся с однообразием, унылым фоном, отсутствием ярких цветовых пятен. В обоих этих вариантах спасти положение могут только какие-то выразительные детали, одинаковые для всех исполнителей (головные уборы, платки, зонтики, шляпы, веера, банты, накидки и т. п.). Смена этих аксессуаров даст возможность мгновенной трансформации костюма, изменения и цвета, и образа.
Например, в. одном из массовых представлений, построенном по хронологическому принципу, трансформировались костюмы участников сводного хора следующим образом: революция — женщины и мужчины прикололи на грудь .алые банты; первые пятилетки — женщины повязали красные косынки, мужчины сняли пиджаки и оказались в ярких цветастых ситцевых рубахах; война — женщины накинули на головы большие черные траурные шали, мужчины надели пилотки и накинули на плечи плащ-палатки; Победа — женщины перевернули шали наизнанку — белой атласной стороной — и набросили их на плечи, мужчины сняли плащ-палатки и вновь оказались в ярких ситцевых рубахах...
Великолепно умеют трансформировать костюмы постановщики массовых спортивных выступлений. У них манишки, меняя цвет и фактуру, превращаются в фартуки, и наоборот, пояса — в косынки и т. д. Также меняется спортивный реквизит: четырехцветные веера, книжки с разноцветными страницами, булавы-цветы, пояса-ленты... Синхронное перестроение спортсменов, молниеносная смена реквизита — и на поле или на трибуне стадиона мгновенно меняются живые картины. О том, как это делается, подробно и интересно написал один из крупнейших наших специалистов по постановке массовых спортивных представлений, заслуженный деятель искусств РСФСР М. Д. Сегал в своей книге «Физкультурные праздники и зрелища». Поэтому здесь мы говорим только о принципе трансформации.
В массовом театрализованном представлении одна, даже удачно найденная, но мелкая деталь не «сыграет», ее попросту не заметят. Специфика этого вида искусства требует использования какого-то очень крупного выразительного элемента либо множества мелких, однотипных. Тогда синхронное их применение дает неожиданные выразительные образы. Например, маленькие разноцветные флажки в руках многотысячной толпы — одновременный взмах флажками одного цвета может превратить людское море в море огня, в море пшеницы, в море воды... Обычно режиссер и художник пользуются этими выразительными средствами в их совокупности и различных сочетаниях.