Человечества и человека. Обретение Бессмертия. Апокалипсис
Одним из наиболее важных моментов культурно-исторической концепции непротиворечия научных и религиозных истин является положение о бессмертии человеческой Души и обретение человеком осознанного бессмертного существования. Русский философ Н.Ф.Федоров утверждал, что высшая цель человечества – победа над смертью, воскрешение всех, обитавших на Земле. Именно недостатком любви объясняется причина смертности людей, поэтому будущее должно стать эпохой Божественной Троицы. (63,с.532). Научное познание современности привело человека к острой проблеме смысла и цели человеческого бытия, проблеме жизни и смерти. «Если вместе со смертью, - писал В.М. Бехтерев, - навсегда прекращается существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К чему, наконец, понятие долга, если существование человеческой личности прекращается вместе с последним предсмертным вздохом? Не правильно ли тогда ничего не искать от жизни и только наслаждаться теми утехами, которые она дает, ибо с прекращением жизни все равно ничего не останется. Между тем иначе сама жизнь, как дар природы, протечет без тех земных удовольствий и наслаждений, которые она способна дать человеку, скрашивая его временное существование. Что же касается заботы относительно других, то стоит ли вообще об этом думать, когда все: и «я», и «другие» - завтра, послезавтра или когда-нибудь превратятся в «ничто». Но ведь это уже прямое отрицание всякой общественности, неизбежно связанной с известными обязанностями. Вот почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного существа в другие» (93,с.5). Известный генетик академик Н. Дубинин считает, что в основе развития и общечеловеческого прогресса лежит процесс смены поколений. Индивид, отдавший все для развития вида (человечества), должен уйти. Мавр сделал свое дело – Мавр должен умереть. По его мнению, личное бессмертие человека явилось бы непреодолимой преградой на пути его духовного развития (6,с.359). «Против смерти нет никаких средств», - писал Ф.Энгельс (6,с.357). С точки зрения диалектического материализма смерть – необходимый момент жизни, необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа. (4,с.412). Все эти утверждения приводят современного человека к осознанию бесполезности своего бытия, формируют потребительский образ мышления. Смыслом жизни становится материальный престиж, максимальный комфорт физического существования, получение всех благ от жизни, несмотря ни на что. Падение морали в современном обществе достигло своего предела, ради денег, ради своего собственного комфорта можно воровать, убивать, переступать все рамки дозволенного. Это логически обоснованное отношение к жизни, когда человек не осознаёт своего собственного «Я», не ощущает себя личностью, способной изменять мир в прогрессивном направлении, не понимает принципов и основ мироздания. Атеистическое мировоззрение привело к тому, что человек современности в одном из направлений психологии (бихевиоризма) рассматривается как животное. Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера (9,с.294). Его механистическая концепция поведения и разработанная на её основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, как инструмент идеологии и политики (9,с.295). Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Биологизаторский подход к человеку, где нет отличия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека. Для разрешения социальных проблем современности Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Чтобы эффективнее управлять поведением человека, необходимо учитывать, какое подкрепление является для человека наиболее важным, значимым, ценным в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления) и, предоставляя это субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека, или угрожая лишить человека этой субъективной ценности в случае его неправильного поведения, возможно с высокой вероятностью управлять его поведением. Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания: «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными – живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Поэтому одним из способов воздействия на поведение человека являются «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий» (9,с.296-297). Все эти способы являются Языческими способами воздействия на личность человека, способствуют его уменьшению свободы, его деградации как личности. Таким образом, современный человек представляет собой существо, с одной стороны, лишенное сознательного понятия морально-нравственных основ, воспитанное на научном видении мира и не осознающее основных принципов мироздания. А с другой, представляет объект для манипулирования с применением различных языческих научных технологий. Поэтому, философия современного мира на основе научных достижений должна решить центральную проблему - проблему жизни и смерти, проблему смысла и цели человеческого бытия. Ответить на сформулированные еще И. Кантом вопросы:
« Кто мы такие?» и «Куда мы идем?» Смерть низводит человека к этим вопросам, властно побуждает напрягать ум и волю в поисках ответа на них.
Культурно-историческая концепция на основе последних научных достижений, исторических фактов и религиозных морально-нравственных принципов предлагает достаточно стройную систему взглядов, позволяющую ответить на все эти вопросы.
Рассмотрим некоторые исторические факты решения проблемы бессмертия.
Человеку на протяжении всего его существования казалось, что природа поступила несправедливо, отведя ему столь краткое существование и обрекая его смерти. На всем историческом этапе неистребимой оставалась вера, что есть путь, единственный среди множества, ведущий к бессмертию. Существует множество эпосов, приданий, которые свидетельствуют о поисках средства дающего бессмертие. Эпос о Гильгамеше, говорит о цветке, несущем бессмертие, эпос «Махабхарата» упоминает о соке какого-то дерева, продлевающем жизнь человека до 10000лет. Древнегреческие историки Мегасфен и Страбон тоже упоминают об этом. А Элиан, римский автор, живший во 2-3 веках, рассказывает о деревьях, плоды которых способны якобы возвращать утраченную молодость. Другие тексты упорно говорят о какой-то «воде вечной жизни». Традиция эта существовала и у африканских народов, и у народов Америки, и у славян в форме преданий о «живой воде». Русские былины помещают источник живой воды на острове Буяне, который стоит среди океана. Жители же океанских просторов искали источник воды, дающей вечную жизнь, в краях, лежащих за «много дней пути» (43,с.10). Точно так же если жители соседних с Китаем стран помещали такой источник живой воды в Китае, то сами китайцы, следуя той же логике, отправлялись на поиски её куда угодно, но только как можно дальше, за пределы своей страны. Китайский император Цинь Шихуанди (259-210 до н.э.), объединивший страну и начавший строительство Великой Китайской стены, был озабочен проблемой бессмертия. Ни посланная им экспедиция, которая отправилась в море за поисками островов бессмертия, ни изготовление тайных снадобий не решили этой проблемы. Император умер в свой день и час (43,с.11). Испанцы искали источники живой воды в Америке, иезуиты и католические миссионеры в Индии, на острове Цейлон, Эфиопии. Но нет ни одного исторического факта, который бы свидетельствовал об успешности поиска (43,с.13). Но факты свидетельствуют и о том, что в истории человечества известны случаи невероятного долгожительства людей. На протяжении всей истории человек искал эликсир бессмертия, который даровал бы ему бессмертие или заметно удлинял жизнь. Неизвестно удавались ли попытки изготовления такого снадобья. Чжан Даолину (34-156) основатель философской системы Дао в Китае, якобы преуспел в изготовлении легендарных пилюль бессмертия, и когда ему было 60 лет, вернул себе молодость и дожил до 122 лет. Аристотель упоминает жреца и известного поэта Эпименида, который прожил 300 лет (43,с.24). Роджер Бэкон, ученый и философ средневековья, рассказывает об одном немце по имени Папалиус, который прожил 500 лет. Китаец Ли Цаньюн умер в 1936 году, а родился 1690 году, прожив 246 лет. Индиец Тапасвиджи, проживший 186 лет (1770-1956), освоивший практику самадхи, свидетельствует о том, что у отрогов Гималаев он встретил старика-отшельника, говорящего только на санскрите (языке Древней Индии), которому было 5000лет. Достижение возраста в 5000 лет никем из долгожителей не было «перекрыто» - ни в исторических документах, ни в преданиях, ни легендах (43,с.25-26). Эликсир бессмертия искал и молодой Гете, и его современник Александр Калиостро. Не меньший интерес вызывает граф Сен-Жермен, которому якобы был известен путь, ведущий к бессмертию и Агасфер, которого согласно преданию, обрек на вечное скитание Иисус Христос, когда шел на место казни, неся тяжелый деревянный крест. Агасфер не разрешил Иисусу Христу прислониться к стене одного из домов, чтобы передохнуть. Известны исторические записки богословов, свидетельствующие о встречах с вечным странником, в течение достаточно большого промежутка времени (1223 – 1830г.г.). Но нельзя с уверенностью сказать, что стоит за этой легендой, истина или вымысел (43.с. 26-37).
Научные изыскания в этой области смотрят на эту проблему достаточно оптимистично. К.Э. Циолковский писал по проблеме бессмертия: «Жизнь не имеет определенного размера и может быть удлинена до тысячи лет. Неопределенного удлинения жизни наука рано или поздно достигнет». В процессе восхождения к высшим степеням космического совершенства человечеству предстоит пройти ряд ступеней, длительностью в миллиарды лет каждая: 1.эру рождения, характеризующуюся созданием гармоничной социально-экономической организации; 2.эру становления, отсчитываемую с момента начала активной космической экспансии; 3. эру расцвета, создающую предпосылки для овладения универсальными законами Вселенной; 4.терминальную эру – эпоху перехода человечества из «корпускулярных» в энергетические, «лучевые» формы существования, что будет означать конец страдающей органической плоти и достижение «вечного блаженства» в рамках вселенского единства.( Циолковский, 63,с.601). Американский лауреат Нобелевской премии физик Р. Фейнман предполагал, что в биологии нет закона, который утверждал бы обязательную конечность жизни каждого индивида. Вопрос заключается только во времени, когда человеческое тело сможет избавиться от обреченности. Проблема бессмертия всё больше становится проблемой науки.
Проанализируем основные направления научного поиска решения данной проблемы.
Научные исследования доказывают, что основными факторами, определяющими продолжительность жизни человека являются непосредственное окружение, род занятий и образ жизни. Сегодня человек вместо 100 лет живет в среднем 70, т.е. жизнь человека укорачивается на 30 лет. Первой причиной этого, отнимающей 20 лет, можно считать повседневную нагрузку на мозг – болезни, переживания, неправильный образ жизни; все это как бы бьёт по мозгу и вызывает его преждевременное изнашивание. Второй причиной, отнимающей около 10 лет, является указанное И.И. Мечниковым самоотравление гнилостными веществами из толстого кишечника. Чтобы подавить их губительное действие, он предлагал каждый день съедать на ночь стакан простокваши (6,с.386). Ученые замечают определенную связь между питанием и старением организма. Это подтверждают эксперименты сотрудников Института физиологии АН УССР (бывшего СССР). Введя особый режим питания для подопытных крыс, они добились потрясающих результатов: двухгодовалые крысы, находившиеся, как считается, в старческом возрасте, стали вести себя словно молодые трехмесячные. Но самое главное, в их организме, как сообщают, не было обнаружено никаких изменений, связанных с наступлением старости. Подобными экспериментами уже более четверти века занимается Клив Маккей из Корнеллского университета. Заставив мышей голодать два дня в неделю, он добился того, что продолжительность их жизни возросла в полтора раза. Когда же он сократил их рацион на треть, жизнь их удлинилась почти вдвое. Эти лабораторные результаты очень четко соотносятся с тем, что известно об образе жизни долгожителей. Советские геронтологи провели опрос 40000 человек, доживших до глубокой старости и сохранивших при этом крепкое здоровье. Оказалось, что все они проявляли умеренность за столом. Эту же черту выявили американские геронтологи у южно-американских долгожителей, обитающих в районе Анд (43,с.39). Ученые выделяют пять условий долголетия: закаленное тело, здоровые нервы и хороший характер, правильное питание, климат, ежедневный труд. Правильный образ жизни И.И. Мечников называл ортобиозом («орто» - прямой, правильный; «био» - связанный с жизнью) (6,с.386). Первым наиболее важным условием ортобиоза является труд, являющийся важнейшим условием физиологического благополучия. Вторым условием ортобиоза является нормальный сон. Дирижером симфонии жизни, старящимся в первую очередь, является мозг. Средством же восстановления его сил, даваемым самой природой, служит в первую очередь состояние сна. Правильное пользование этого блага абсолютно необходимо. Следующие непременное условие – служба доброго настроения, положительные эмоции. Их обеспечивают доброжелательное отношение к другим людям, юмор, оптимизм. Надо фиксировать внимание на хорошем, и уметь радоваться ему. Положительные эмоции уменьшают болевые ощущения. Согласно теории, которую разработали американские ученые Р. Мелзак и П. Уолл, положительные эмоции как бы закрывают «болевой шлагбаум» в сером веществе спинного мозга, а отрицательные, наоборот, открывают его. Положительные эмоции – универсальный исцелитель от многих недугов, иногда даже от такого тяжелого заболевания, как рак. Среди условий правильного образа жизни ученые весьма существенным является рациональное питание. Знаменитый кардиолог Уайт говорил: «Чтобы не болеть атеросклерозом и дольше прожить, надо не злоупотреблять двумя вещами: желудком и будильником, т.е. есть не досыта, а спать по потребности». Избегать алкоголя и никотина одно из условий ортобиоза. Соблюдение режима, т.е. выполнение определенной деятельности организма в определенное время, приводит к образованию в мозгу рефлексов на время. Закаливание организма – важное условие ортобиоза. Под закаливанием понимают процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям, главным образом к холодовому фактору, причем приспособление это достигается путем использования естественных сил природы – солнечных лучей, воздуха, воды. Физические упражнения, достаточный объем двигательной активности – важнейший элемент правильного образа жизни (6,с.386-388). Это основные факторы, отмечаемые официальной системой здравоохранения для поддержания здорового состояния организма и продления жизни, известные каждому современному человеку.
Научные исследования по проблеме долголетия проводятся и по другим направлениям. Одним из направлений является изготовление так называемого эликсира бессмертия. Над этой задачей упорно работал И.И. Мечников, пытавшийся получить некую сыворотку, которая стимулировала бы деятельность клеток и тем самым омолаживала бы весь организм. Некоторое подобие такой сыворотки было изготовлено советским академиком А.А. Богомольцевым. Состав этот повышал устойчивость стареющего организма и действительно производил определенное омолаживающее действие (43,с.40). Но больше всего надежд и ожиданий связывается с гормонами. Введение гормональных составов приводит к некоторым эффектам – приостанавливаются возрастные сдвиги, процессы старения, улучшается внешний вид человека. В настоящее время распространено мнение о влиянии разного рода витаминов на омоложение организма. Нашли широкое применение биодобавки, якобы продлевающие жизнь и замедляющие процессы старения 43,с.41).
Другое направление – воспроизводство индивидом копии с себя самого, т.е. клонирование. В настоящее время мировым сообществом запрещено клонирование человека, так как этот процесс достаточно неоднозначен в морально-нравственном смысле, он является неизученным и может привести к негативным последствиям. Учеными всего мира также проводятся работы по созданию симбиоза человека и машины – «киборга». Этот термин предложен американскими учеными М. Клайпс и Н. Клайни. Симбиоз человека и машины предполагает, что искусственному синтетическому телу будет присуще сознание, посредством переноса человеческого мозга машине (43,с.44). Еще одним направлением является погружение человека в анабиоз в специальных крионических центрах. Считается, что это позволит человеку преодолеть огромные расстояния во времени и жить в разных веках. Люди, заключившие себя в прозрачные капсулы, которые обтекает жидкий азот, охлажденный до – 360 С, надеются попасть в то время, когда будет решен вопрос бессмертия (43,с.47).
Таким образом, можно выделить два основных научных направления по решению проблемы бессмертия:
1. Естественное продление жизни человека - сознательное отношение человека к своему здоровью – соблюдение условий ортобиоза.
2. Искусственное продление жизни человека – использование различных препаратов, влияющих на долголетие (клонирование, анабиоз и т.д.).
Далее рассмотрим религиозные воззрения на бессмертие человека.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Библия. Бытие. 2. 16-17).