Уровень исполнительского мастерства
Подготовка солистов-вокалистов
И вокальных коллективов
К участию в конкурсных выступлениях
Методические рекомендации
для руководителей самодеятельных вокальных коллективов
г. Ростов-на-Дону
2011 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………..……….……... 2
1. Как правильно выбрать конкурсную программу?......................................... 2
2. Уровень исполнительского мастерства…………………...……………...… 3
3. Сложность репертуара и органичность в нём исполнителя
(исполнителей)…….………………………………………….……………… 4
4. Постановка (драматургия) номера……..………………………..………….. 5
5. Качество использования дополнительных выразительных средств
(костюмирование, хореографическое сопровождение, бек-вокал,
спецэффекты и т.д.)……...……………………………………….……..…… 9
6. Аранжировка и оригинальное прочтение музыкального (песенного)
материала. Качество, профессиональный уровень фонограмм
(номинация эстрадный вокал)…….……………………………………….. 11
7. Эмоционально-психологическое состояние вокалиста перед конкурсным выступлением:
˗ причины сценического волнения,
˗ приёмы, повышающие психологическую устойчивость вокалиста
до и во время конкурса………..…………………….……………………. 13
Заключение…………………………………………..………….……………… 17
Список использованной литературы…….……….……..….…………………. 18
Фестивали, конкурсы различного уровня являются одной из распространённых форм работы с исполнителями различных жанров. Говоря о вокальном исполнительстве и об участии вокалистов в фестивалях, конкурсах, необходимо обратить внимание руководителей на требования, предъявляемые к конкурсной программе. Все без исключения фестивали, конкурсы имеют Положения, в которых чётко сформулированы условия участия, критерии оценки выступления участников. Только после того, как руководитель внимательно ознакомится с этим документом, можно, соотнеся требования организаторов с возможностями вокалиста, подавать заявку в строго установленной форме.
Как правило, только выбором и подготовкой конкурсной программы невозможно ограничиться. Важно ещё, чтобы вокалист смог успешно выступить, показал все свои достоинства исполнителя, умения и приобретённые навыки. Конкурсант должен уверенно чувствовать себя на сцене, уметь управлять своим дыханием, справляться с естественным волнением, которое никак не должно отражаться на выступлении. Руководителю вместе с воспитанниками необходимо постоянно работать над снятием эмоционального и психологического напряжения, которое усиливается непосредственно перед выступлением. Это один из важных аспектов работы при подготовке к конкурсам, фестивалям. Этому посвящён один из разделов настоящей работы.
1. Как правильно выбрать конкурсную программу?
Как правило, участники конкурса должны исполнить 2 произведения, требования к которым прописаны в Положении. Это могут быть песни патриотической, молодёжной, детской тематики, разнохарактерные произведения или песни определённого автора. Далее руководителю следует обратить внимание на пункт Положения «критерии оценки», в котором можно встретить такие разделы:
1. уровень исполнительского мастерства,
2. сложность репертуара и органичность в нём исполнителя (исполнителей),
3. постановка (драматургия) номера,
4. качество использования дополнительных выразительных средств (хореографическое сопровождение, костюмирование, бек-вокал, спецэффекты и т.д.),
5. аранжировка и оригинальное прочтение музыкального (песенного) материала, качество и профессиональный уровень фонограмм (номинация эстрадный вокал).
Рассмотрим каждый из критериев отдельно.
Уровень исполнительского мастерства
В категории «уровень исполнительского мастерства» оцениваются такие навыки владения голосом как:
˗ правильное вокальное дыхание,
˗ индивидуальный тембр,
˗ вокальный стиль,
˗ владение вокальными приемами,
˗ чистота интонации,
˗ ансамблевое звучание.
Все вышеперечисленные критерии сугубо индивидуальны для каждого вокалиста. Успех конкурсного выступления и победа зависят от многих факторов:
˗ исполнитель должен стремиться к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем),
˗ уметь двигаться под музыку,
˗ не бояться сцены,
˗ стремиться передать характер песни,
˗ проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, уметь петь по фразам, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, чётко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении),
˗ владеть основами нотной грамоты: исполнять легато, нон легато, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (четвертная нота с точкой, пунктирный ритм).
Подготавливая вокалиста к конкурсу, нужно подбирать такую конкурсную программу, в которой он будет максимально выигрышно звучать. Необходимо стремиться к тому, чтобы в исполняемых произведениях проявились его многогранные таланты: актёрский, коммуникативный (взаимосвязь со зрителем); вокальный.
Сложность репертуара и
органичность в нём исполнителя (исполнителей)
Иногда случается так, что Положения о фестивалях, конкурсах доходят до руководителей вокальных коллективов (солистов) поздно (за 1-2 месяца до конкурса), в связи с этим не хватает времени хорошо продумать и подготовить конкурсную программу. Быстро выбираются произведения, которые звучат неуверенно, «сыро», что негативно сказывается не только на конкурсном выступлении, но и на психологическом состоянии конкурсантов.
Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо предусматривать в учебной программе наличие конкурсных произведений, в которых вокалист чувствует себя уверенно. Это могут быть ранее исполняемые им в различных концертных выступлениях песни. На этих песнях он уже не учится, а показывает приобретённые и отработанные навыки: свободно владеет голосом и дыханием, слышит красоту своего голоса, умеет исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, умеет петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Вокальные группы должны уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: петь a’capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинных фразах, использовать цепное дыхание, в произведениях использовать элементы двухголосия, фрагментарного пения в терцию, фрагментарного отдаления и сближения голосов – принцип «веера». Они должны уметь самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров.
Если у участников вокальных коллективов, солистов повышенный интерес к вокальному искусству, они с увлечением занимаются, поют в ансамбле и соло, принимают участие в концертах, чувствуют себя уверенно в исполняемых произведениях – это способствует творческому самовыражению и приводит к успешным выступлениям на конкурсах.