Уровень исполнительского мастерства

Подготовка солистов-вокалистов

И вокальных коллективов

К участию в конкурсных выступлениях

Методические рекомендации

для руководителей самодеятельных вокальных коллективов

г. Ростов-на-Дону

2011 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……….……... 2

1. Как правильно выбрать конкурсную программу?......................................... 2

2. Уровень исполнительского мастерства…………………...……………...… 3

3. Сложность репертуара и органичность в нём исполнителя

(исполнителей)…….………………………………………….……………… 4

4. Постановка (драматургия) номера……..………………………..………….. 5

5. Качество использования дополнительных выразительных средств

(костюмирование, хореографическое сопровождение, бек-вокал,

спецэффекты и т.д.)……...……………………………………….……..…… 9

6. Аранжировка и оригинальное прочтение музыкального (песенного)

материала. Качество, профессиональный уровень фонограмм

(номинация эстрадный вокал)…….……………………………………….. 11

7. Эмоционально-психологическое состояние вокалиста перед конкурсным выступлением:

˗ причины сценического волнения,

˗ приёмы, повышающие психологическую устойчивость вокалиста

до и во время конкурса………..…………………….……………………. 13

Заключение…………………………………………..………….……………… 17

Список использованной литературы…….……….……..….…………………. 18

Фестивали, конкурсы различного уровня являются одной из распространённых форм работы с исполнителями различных жанров. Говоря о вокальном исполнительстве и об участии вокалистов в фестивалях, конкурсах, необходимо обратить внимание руководителей на требования, предъявляемые к конкурсной программе. Все без исключения фестивали, конкурсы имеют Положения, в которых чётко сформулированы условия участия, критерии оценки выступления участников. Только после того, как руководитель внимательно ознакомится с этим документом, можно, соотнеся требования организаторов с возможностями вокалиста, подавать заявку в строго установленной форме.

Как правило, только выбором и подготовкой конкурсной программы невозможно ограничиться. Важно ещё, чтобы вокалист смог успешно выступить, показал все свои достоинства исполнителя, умения и приобретённые навыки. Конкурсант должен уверенно чувствовать себя на сцене, уметь управлять своим дыханием, справляться с естественным волнением, которое никак не должно отражаться на выступлении. Руководителю вместе с воспитанниками необходимо постоянно работать над снятием эмоционального и психологического напряжения, которое усиливается непосредственно перед выступлением. Это один из важных аспектов работы при подготовке к конкурсам, фестивалям. Этому посвящён один из разделов настоящей работы.

1. Как правильно выбрать конкурсную программу?

Как правило, участники конкурса должны исполнить 2 произведения, требования к которым прописаны в Положении. Это могут быть песни патриотической, молодёжной, детской тематики, разнохарактерные произведения или песни определённого автора. Далее руководителю следует обратить внимание на пункт Положения «критерии оценки», в котором можно встретить такие разделы:

1. уровень исполнительского мастерства,

2. сложность репертуара и органичность в нём исполнителя (исполнителей),

3. постановка (драматургия) номера,

4. качество использования дополнительных выразительных средств (хореографическое сопровождение, костюмирование, бек-вокал, спецэффекты и т.д.),

5. аранжировка и оригинальное прочтение музыкального (песенного) материала, качество и профессиональный уровень фонограмм (номинация эстрадный вокал).

Рассмотрим каждый из критериев отдельно.

Уровень исполнительского мастерства

В категории «уровень исполнительского мастерства» оцениваются такие навыки владения голосом как:

˗ правильное вокальное дыхание,

˗ индивидуальный тембр,

˗ вокальный стиль,

˗ владение вокальными приемами,

˗ чистота интонации,

˗ ансамблевое звучание.

Все вышеперечисленные критерии сугубо индивидуальны для каждого вокалиста. Успех конкурсного выступления и победа зависят от многих факторов:

˗ исполнитель должен стремиться к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем),

˗ уметь двигаться под музыку,

˗ не бояться сцены,

˗ стремиться передать характер песни,

˗ проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, уметь петь по фразам, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, чётко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении),

˗ владеть основами нотной грамоты: исполнять легато, нон легато, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (четвертная нота с точкой, пунктирный ритм).

Подготавливая вокалиста к конкурсу, нужно подбирать такую конкурсную программу, в которой он будет максимально выигрышно звучать. Необходимо стремиться к тому, чтобы в исполняемых произведениях проявились его многогранные таланты: актёрский, коммуникативный (взаимосвязь со зрителем); вокальный.

Сложность репертуара и

органичность в нём исполнителя (исполнителей)

Иногда случается так, что Положения о фестивалях, конкурсах доходят до руководителей вокальных коллективов (солистов) поздно (за 1-2 месяца до конкурса), в связи с этим не хватает времени хорошо продумать и подготовить конкурсную программу. Быстро выбираются произведения, которые звучат неуверенно, «сыро», что негативно сказывается не только на конкурсном выступлении, но и на психологическом состоянии конкурсантов.

Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо предусматривать в учебной программе наличие конкурсных произведений, в которых вокалист чувствует себя уверенно. Это могут быть ранее исполняемые им в различных концертных выступлениях песни. На этих песнях он уже не учится, а показывает приобретённые и отработанные навыки: свободно владеет голосом и дыханием, слышит красоту своего голоса, умеет исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, умеет петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

Вокальные группы должны уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: петь a’capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинных фразах, использовать цепное дыхание, в произведениях использовать элементы двухголосия, фрагментарного пения в терцию, фрагментарного отдаления и сближения голосов – принцип «веера». Они должны уметь самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров.

Если у участников вокальных коллективов, солистов повышенный интерес к вокальному искусству, они с увлечением занимаются, поют в ансамбле и соло, принимают участие в концертах, чувствуют себя уверенно в исполняемых произведениях – это способствует творческому самовыражению и приводит к успешным выступлениям на конкурсах.

Наши рекомендации