Сущность мышления как познавательного процесса
Что представляет собой мышление как познавательный процесс? Односложно или однозначно нельзя ответить на этот вопрос, поскольку мышление – самый сложный из процессов познания.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.[3]
Мышление в психологии определяется как психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Оно представляет собой познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных знаний, опыта.[4]
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности
Обобщенноеотражение действительности, как характеристика мышления, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений.
К опосредованномупознанию человек прибегает в следующих случаях:
- непосредственное познание невозможно из-за невозможности восприятия элементов действительности анализаторами (например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);
- непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;
- непосредственное познание возможно, но не рационально.
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика.
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы (речи), отражающих реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущения, восприятия, представления). В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система опирается на первую и обусловливает непрерывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятия, представлений.
В становлении мышления выделены две стадии: допонятийная и понятийная.
Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, тенденцией связывать все со всем, переходом от частного к частному, минуя общее, отсутствием представления о сохранении количества.
Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного, которое формируется к 16-17 годам.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. Процесс решения задач состоит из пяти этапов:
· мотивация (желание решить проблему);
· анализ проблемы;
· поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, и выбора оптимального варианта, на основе принципиально нового решения с учетом логических рассуждении, аналогий, эвристических и эмпирических приемов;
· решение задачи;
· контроль выполнения решения.
Типы и виды мышления (табл. 6).
По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются следующие его виды:
- мышление, совершаемое в уме (с помощью действий с образами или понятиями);
- мышление, совершаемое с помощью практических действий.
По использованию логики мышление делится на логическое и интуитивное:
логическое - это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить с начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики.
Интуитивным называют мышление, в котором человек в поиске истины или на пути к намеченной цели руководствуется не логикой, а тем, что называют здравым смыслом. Основу здравого смысла составляет особого рода чувство, которое подсказывает человеку, что он на правильном пути. Интуитивно мыслящий человек не всегда может объяснить, каким образом он пришел к тому или иному решению, не в состоянии его обосновать, но, тем не менее, найденные им решения не менее часто оказываются правильными, чем решения, предлагаемые логически мыслящим человеком.
Таблица 6.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ
По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь, в свою очередь, деятельностями, в которых возникают соответствующие задачи. Так, например, можно выделить математическое, техническое, физическое, химическое, психологическое и множество других подобных видов мышления. Их специфика заключается в том, что для решения соответствующих задач человеку необходимо хорошо ориентироваться в данной области профессиональной деятельности.
По уровням (генезису, последовательности появления в процессе интеллектуального развития человека) можно выделить следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является предмет отражения.
Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут участвовать в одной и той же деятельности. В зависимости от ее характера и конечной цели в мышлении человека, связанном с данной деятельностью, может преобладать тот или иной вид мышления. По степени своей сложности, по требованиям, которые разные виды мышления предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все они, за исключением наглядно-действенного и наглядно образного, не уступают друг другу. Однако наличие в мышлении логики делает его более точным и обоснованным.
В логике мышленияможно выделить следующие операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.
Сравнение - это логическая операция, которая обнаруживает общее и различное в сравниваемых друг с другом объектах, а результатом сравнения как логической операции становится точное описание того, в чем сходны и в чем различны сравниваемые между собой объекты. Итогом сравнения также может стать классификация соответствующих объектов, их разделение на группы по тем или иным признакам. Нередко классификация выступает как первичная форма теоретического и практического познания окружающего мира с помощью мышления.
Анализ - это логическая операция расчленения сложного предмета на элементы с последующим выяснением связей, существующих между этими элементами в составе сложного целого. Результатом анализа становится познание строения или структуры сложно устроенного объекта.
Синтез - это логическая операция, противоположная анализу. Она заключается в соединении элементов или частей друг с другом в единое целое с последующим изучением свойств образованного таким образом целого.
Анализ и синтез обычно дополняют друг друга и осуществляются вместе. «Анализ и синтез, - писал С. Л. Рубинштейн[5], - «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-либо чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное».
Абстракция (или абстрагирование) это выделение какой-либо стороны или аспекта некоторого объекта или явления с целью их от дельного изучения. Абстракция выполняется для более тщательного исследования какого-либо свойства, которое вне конкретных объектов как самостоятельное не существует. Примерами абстрактных образов являются геометрические образы: точка, прямая, плоскость, геометрические фигуры, которые в природе не существуют, но применяются в геометрии.
Обобщениевыступает как выделение общего, существенного в том или ином классе предметов или явлений. Слово как понятие представляет собой одну из форм мысленного обобщения свойств предметов. В результате обобщения выделяется то общее, что присуще многим предметам и явлениям. Например, карандаш, ручка, фломастер – пишущие инструменты; стол, стул, шкаф, диван – мебель.
Конкретизация выступает как логическая операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего понятия выводится суждение о принадлежности данного или иного конкретного свойства определенному предмету или явлению.
Кроме рассмотренных видов и операций мышления имеются и процессы мышления, которые в логике называют его формами.
Формы мышления.Мыслительный процесс человека осуществляется в трёх основных формах: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений и решение проблем (мыслительных задач).
Понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда.
Как структурная единица мысли суждение строится на совокупности понятий. Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками.К примеру, Земля вращается вокруг Солнца. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и опосредованно — путем умозаключений или рассуждении.
Умозаключение - это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод.К примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля - планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.
К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии. Индукция — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Дедукция — это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному. Аналогия — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.
По продукту мышлениявыделяют:
теоретическое — это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятиями, в содержании которых эти знания представлены;
практическое — это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. В таком мышлении человек ставит и решает практические задачи, в число которых входят многие задачи, за исключением тех, которые решаются при помощи теоретического мышления;
творческое мышление, его иногда называют продуктивным. Такое название данному виду мышления было дано одним из первых его экспериментальных исследователей М. Вертгеймером. В настоящее время большинство психологов предпочитает данный вид мышления называть творческим - это мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создает нечто такое, что до него никто еще не придумал и не создал;
нетворческое (репродуктивное) — это мышление, открывающее для человека уже известные знания. Например, если учащийся на уроке математики в школе решает обычные учебные, тренировочные за дачи, то он, несомненно, будет заниматься мышлением. Однако его мышлениё в данном случае ничего нового не открывает и поэтому называется репродуктивным мышлением.
По участию воли в процессе мышлениявыделяют непроизвольное мышление,которое предполагает трансформацию образов сновидения, и произвольное— целенаправленное решение мыслительных задач.
Мышление имеет ярко выраженный индивидуальныйхарактер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности.
Речь