Финансово-промышленные группы
В экономически развитых странах именно крупные национальные и транснациональные корпорации (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ) занимают господствующие позиции в экономике, и поистине наукоемкие отрасли производства представлены в основном крупнейшими корпорациями.
ФПГ создаются как инновационная саморазвивающаяся структура для нововведения, имеющая в основе новую технологическую цепочку, единую сбалансированную производственную систему. Основой практического использования единичного продукта новшества для ФПГ является инновационный проект.
Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «о финансово-промышленных группах» определяет ФПГ как совокупность юридических лиц, действующих как основные дочерние общества, либо полностью, либо частично объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
В соответствии с Указом Президента РФ № 2096 ФПГ могут создаваться тремя основными способами:
1) добровольно, путем образования акционерного общества открытого типа, передачи пакетов акций в траст одному из участников группы или приобретения одним из участников группы пакетов акций других участников; в этом случае группа формируется преимущественно из предприятий и финансовых институтов, находящихся в частной собственности;
2) по решению Правительства РФ в том случае, если участниками группы являются государственные предприятия, а также учреждения и организации, финансируемые за счет федерального бюджета;
3) на основе межправительственных соглашений.
Проекты создания ФПГ по решению Правительства РФ подлежат обязательной экспертизе, осуществляемой Министерством экономики, Министерством финансов и Антимонопольным комитетом. Заявки о создании ФПГ подаются в Госкомпром, который осуществляет их регистрацию в реестре ФПГ РФ.
Наиболее серьезные ограничения предусмотрены для ФШ, формируемых на добровольной основе. Часть этих ограничений носит абсолютный (жесткий) характер, часть — требует согласования с государственными органами (мягкие ограничения). К наиболее жестким требованиям относятся запреты на перекрестное владей акциями участников группы, на добровольное объединение кап тала, если доля государственной собственности в нем превышает 25%, на участие в ФПГ финансовых холдингов, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов (каждый институт не может в более чем 10% акций любого предприятия в группе и вклады-акции предприятий группы более 10% своих активов), а также некоторых других типов объединений.
В соответствии с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при образовании государственных предприятий в акционерные общества» финансовой признается та компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы, что близко к тому, что понимается под холдинговой компанией на Западе.
Мягкие ограничения установлены на:
вхождение в ФПГ предприятий с численностью занятых более 25 тысяч человек, а также занимающих доминирующее положение на республиканском или местном рынке, создание группы из более чем 20 участников и с суммарной численностью занятых более 100 тысяч человек, на приобретение одной ФПГ акций предприятий, входящих в другие ФПГ (эти шаги должны быть согласованы с Госкомпромом, Госкомимуществом и Антимонопольным комитетом, а также с органами власти тех регионов, где расположены предприятия — участники ФПГ);
вхождение в группу предприятий со значительной долей оборонных заказов в общем объеме производства (это разрешается с согласия Минобороны и Минэкономики);
участие в группе госпредприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета (требуется согласие правительства или уполномоченного органа).
Выделяются два способа организации ФПГ: добровольный и директивный, хотя в Федеральном законе РФ «О финансово-промышленных группах» такое деление отсутствует. Закон исходит из двух основных форм организации ФПГ: холдинга и системы участия. Холдинг как форма организации ФПГ предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых; такая ФПГ создается путем поглощения или создания новых дочерних предприятий. К ФПГ, имеющим форму холдинга, можно отнести объединение МЕНАТЕП, РАО «ЕЭС России» «Газпром», «Интеррос-Микродин».
Система участия как форма организации ФПГ предполагает возникновение капитала компаний — членов группы(перекрёстное владение акциями). Вышеупомянутый Закон трактует эту форму ФПГ как полное или частичное объединение капиталов в добровольном порядке (путем заключения договора о создании ФПГ) или насильственно. При этом должна быть создана центральная компания, которая в соответствии с заключаемым между ее участниками договором распоряжается собственностью и доходами осуществляет любые юридические действия. На системе участия основаны реальные ФПГ.
Большое значение в условиях отечественной экономики имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной собственности. Положение о ФПГ и порядке их создания предусматривает возможность создания ФПГ по решению правительства в случаях, когда состав участников группы формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета. В отдельных случаях предусматривается создание ФПГ на базе Указов Президента РФ. Так, Указом Президента от 28 октября 1994 г. № 2023 «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе финансово-промышленной группы "Интеррос"» одобрено создание ФПГ «Интеррос», включающей как государственные, так и негосударственные предприятия и организации. Указом Президента от 2 ноября 1994 г. № 2057 «О создании финансово-промышленной группы с участием акционерных обществ "АвтоВАЗ" и "КамАЗ"» одобрено создание финансово-промышленной группы с участием указанных акционерных обществ.
В отличие от ранее действовавшего законодательства никаких ограничений в области организационно-правовой формы ФПГ закон не устанавливает. Все участники могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями, в том числе иностранными, кроме общественных и религиозных организаций. В состав участников могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации. Существенным является лишь необходимое наличие среди участников ФПГ организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.
Основными структурообразующими группу элементами являются:
необходимость объединения активов для осуществления деятельности ФПГ;
возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков и, как следствие, возможность ведения свободного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;
солидарная ответственность участников ФПГ по обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате вступления в группу.
Группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным произволом крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в м Что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, я также активное продвижение на мировой рынок.
При создании ФПГ возрастает возможность не только взаимной помощи входящих в нее предприятий друг другу, но и возможность существенного расширения поля деятельности, что служит основой для увеличения первоначального капитала. За счет ФПГ может быть создана мощная материально-финансовая и научная база не только для выживания предприятий в условиях становления рынка, но и для дальнейшего развития. В современных экономических условиях отдельные предприятия не в состоянии обновлять свои постоянно устаревающие производственные фонды. Объединяясь же в интегрированные структуры, они получают такую возможность. Существенно расширяются также возможности производства, реализации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий.
Важными целями создания ФПГ являются:
управление и контроль над финансовыми потоками;
получение мощных источников расширенного воспроизводства;
повышение эффективности собственного производства;
ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;
подключение к товарообороту с внешним рынком не только отдельно взятых предприятий, но и целых технологических связок.
Формирование ФПГ обладает высоким экономическим потенциалом развития. С макроэкономической точки зрения создание, организация и функционирование ФПГ дают возможность для решения ряда задач:
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы;
обеспечение финансовыми ресурсами промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП;
повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производителя;
осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности;
формирование долгосрочных хозяйственных связей;
улучшение инвестиционного климата и стабилизации производства;
снижение рисков;
долгосрочное отвлечение финансовых ресурсов с гарантией сохранения и целевого использования.
Существующие в Российской Федерации ФПГ фактически начали формироваться в 1991-1994 гг. и создавались различными путями:
организация на базе бывших государственных структур с последующим развитием и диверсификацией производства (РАО «Газпром»)-
формирование крупным предприятием собственных банков НИИ, торговых представительств (ВАЗ);
целенаправленная скупка коммерческим банком контрольных пакетов акций, интересующих его предприятий (МЕНАТЕП, «Роспром»).
Большая часть ФПГ сформировалась путем учреждения коммерческих банков крупными предприятиями различных форм собственности. При этом учредители преследовали ряд целей:
инвестирование средств с высокой отдачей;
уменьшение риска потери собственных оборотных средств, размещенных в подконтрольном банке, их эффективное использование, защита от зависания денег за счет создания прозрачной структуры денежных потоков;
получение возможности финансирования деятельности учредителей за счет доступа через банк к финансовым рынкам.
В тех случаях, когда в роли инвесторов выступали российские банки, они принимали максимальные меры для снижения высокого уровня рисков. В результате проведения залоговых аукционов часть крупнейших банков приобрела контрольные или «блокирующие» пакеты акций приватизированных предприятий нефтедобычи нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры, обрабатывающей промышленности.
Тем самым банки решили ряд важнейших задач: привлекли о ротные средства предприятий и расширили свою ресурсную базу снизили операционные риски, введя в органы управления своих менеджеров; снизили валютные риски, поскольку продукция приятии в основном была ориентирована на экспорт; ликвидировали кредитные риски, так как фактически основные фонды выступали в качестве залога; снизили инфляционные риски, поскольку продукция предприятий отраслей, в которых формировались ФПГ (продукция нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникационные услуги, услуги по перевозкам и т.п.), являлась ценообразующей. Особенностью российских ФПГ является смешанный характер их создания, сочетающий черты партнерства и иерархии. Для ФПГ, основанных на партнерстве, характерно создание центральной компании в форме некоммерческой ассоциации, которая не занимается финансово-экономической деятельностью. Объединение активов предприятий происходит в рамках их совместной деятельности, без передачи в собственность центральной компании. Чаще всего это договоры о совместной деятельности, когда каждый участник передает свое имущество или его часть в общую долевую собственность, а после прекращения договора получает обратно. Поэтому такое объединение, как правило, носит временный характер, используется для реализации конкретной программы. Для ФПГ, основанной по иерархии, главным способом объединения активов является консолидация в центральной компании пакетов акций предприятий-участников. В результате строится система «основное общество — дочернее предприятие». В России большая- часть ФПГ создана именно по такому принципу и фактически представляет собой концерн. Однако концерн отличается от ФПГ. В концерне руководство принуждает подразделения идти на структурные преобразования, а в ФПГ задачи решаются через систему побудительных мотивационных механизмов.
Классификация ФПГ приведена в табл. 4.3.
Структура ФПГ в значительной степени определяется характером интеграции, которая может строиться по горизонтальному, вертикальному или смешанному принципу. Горизонтальный (отраслевой) принцип интеграции эффективен для поддержки предприятий с малым или средним инновационным циклом и реализации их технологического потенциала, ускорения внедрения научных разработок. ФПГ, формируемые таким образом, играют значительную роль в реализации инновационного потенциала отраслей. Примером могут служить ФПГ, создающиеся в химической и лесной промышленности. Второй — также горизонтальный — тип
грации распространяется на его однотипные в основном самостоятельно, как правило, на базе конвейерного производства, например предприятия автомобильной и авиационной промышленности. Создание ФПГ с участием таких предприятий представляет им возможность укрепить свои позиции на внешнем рынке, однако подобное объединение может привести к усилению монополизма на внутреннем рынке, поэтому такие ФПГ целесообразны в случае, если они включают всех основных производителей данных изделий или когда ставится задача обеспечения инновационного цикла продукции.
Классификация ФПГ | |
По происхождению капитала: 1. Бывшие отраслевые министерства Ии крупные гособъединения, которые возникли как единые акционерные общества и создали собственные банки 2. Промышленные предприятия, стремящиеся восстановить или сохранить старые хозяйственные связи, обеспечить нормальное снабжение, поэтому создающие холдинговые компании с присутствием кредитно – финансового института 3. крупные банки, не ограничиваясь кредитно – финансовыми операциями, сами выступают инициатором ФПГ, объединяя бывшие государственный структуры и частные компании | По интеграции капитала: 1.Горизонтально интегрированные группы 2.Вертикально интегрированные группы 3.Диверсифицированные ФПГ |
По территориальному признаку: 1.Региональные группы 2.общенациональные группы 3.Транснациональные группы (международные) | По признаку легитимности: 1.Формальные (официально зарегистрированные) 2. Неформальные (не имеющие официального статуса) |
Вертикальная интеграция объединяет предприятия, связанные по технологической цепочке и относящиеся к различным отраслям. В таких ФПГ возможно не только ускорить внедрение наукоемкой продукции, но и повысить технологический уровень предприятий — производителей комплектующих и запасных частей, проводить технологический обмен между предприятиями, который будет препятствовать сбоям в поставках комплектующих изделии.
Следующий тип объединений — сочетание горизонтальной вертикальной интеграции. В подобных ФПГ обычно решаются за дачи обеспечения инновационного цикла создания сложного наукоемкого изделия.
Первоначально ФПГ в экономически развитых странах ( правило, из предприятий, технологически связанных друг с другом т е. ФПГ на основе горизонтальной и вертикальной интеграции.Однако с течением времени типичной стала интеграция на основе диверсификации, когда предприятия различных отраслей объединяются в ФПГ на основе слияния или поглощения одной компании другой. Например, в группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии — 78, Италии — 90. Не стала исключением и Россия. Примером может служить ФПГ «Интеррос-Микродин», участниками которой являются АО «Кузнецкий металлургический комбинат», АООТ «Иргиз», АООТ «Новокузнецкий алюминиевый завод», АООТ «ИНРОС Капитал», АОЗТ «Разнотрейд», АООТ «Росхлебпродукт», АОЗТ «Союзплодимпорт», ВТФ «Энергия», АОЗТ «Фосфорит», концерн «Норильский никель», АКБ «Международная финансовая компания», КБ ОНЭКСИМ, АО «Химволокно», АО «Азот», ВО «Тяж-промэкспорт», ВЭО «Союзпромэкспорт» и др. Однако, как показывает мировой опыт, наиболее функциональны ФПГ на основе диверсификационной интеграции не в стратегических сырьевых, а именно в наукоемких отраслях, так как основная цель данных ФПГ — развитие инновационного потенциала, выпуск высококачественной продукции и прорыв с ней на мировой рынок.
Процесс создания ФПГ в России идет по двум основным направлениям:
1) объединение с целью производства преимущественно одного определенного вида продукции;
2) формирование ФПГ по типу отрасли.
При формировании ФПГ по первому типу недостатком является возможная уязвимость группы как таковой в результате неблагоприятного изменения рыночной конъюнктуры, конкуренция на рынке может вытеснить с него ФПГ, в особенности это касается ее центральной компании. При этом другие участники, имеющие и использующие возможности сохранять самостоятельность вне деятельности ФПГ, оказываются более устойчивыми к колебаниям рыночной конъюнктуры. Однако самостоятельность любого участника существенно ограничивается принципом солидарной ответственности по обязательствам центральной компании. При формировании ФПГ по второму типу возникает проблема принятия решения ее управляющим центром т.е. проблема синхронизации взаимодействия всех участников. Кроме того, реализация этого принципа позволяет придать большую устойчивость на рынке. Формирование конкретной ФПГ может сочетать оба направления.
Изучение опыта создания и функционирования ФПГ показывает, что для развития инновационных процессов внутри объединений должны создаваться специальные инновационные структуры форме научно-исследовательских, технологических центров которые занимаются вопросами поддержания и развития научно-технического потенциала предприятий и организаций, входящих в ФПГ Они способствуют высокой эффективности внутрифирменных научных разработок в условиях рыночной конкуренции и имеют определенные преимущества перед разработками самостоятельных исследовательских организаций, так как инновационные подразделения непосредственно вовлечены в производство и реализацию инноваций для своей организации, потребности которой они хорошо знают.
Создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки экономики и поддержки тех областей национальной экономики, которые могут способствовать экономическому росту. Эта организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерная особенность финансово-промышленных групп состоит в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.
Рассмотрим принципы формирования финансово-промышленных групп. Пусть имеется некая технология производства продукции, осуществление которой требует выполнения многих операций (сбор, переработка первичного сырья, изготовление конечной продукции). Есть владелец технологии. Для обеспечения конечного результат нужно внедрить технологию в производство.
Возникает задача формирования группы предприятий, связанных в единый технологический цикл (технологическая цепочка — ТЦ). Цепочку формирует управляющая компания финансово-промышленной группы.
Создание технологической цепочки включает этапы:
определение цели (стратегии);
изучение технологии;
подбор предприятий-изготовителей (контрагентов);
проектирование;
выбор источника финансирования;
контроль результатов.
Прежде всего определяют цель функционирования технологической цепочки. Для отбора контрагентов необходимо получи проанализировать информацию о функционировании каждого потенциального участника ФПГ. Эта информация должна содержать: данные о руководстве контрагента; номенклатуру выпускаемой продукции; финансовую отчетность за предшествующие четыре квартала; структуру активов и структуру пассивов; данные о состоянии оборудования; показатели длительности технологического цикла выпуска продукции у контрагента, которая может быть использована самках ТЦ; структуру цены на продукцию, которая может быть использована в рамках ТЦ; сведения о наличии связей с другими предприятиями.
В реальной жизни ФПГ в чистом виде встречаются довольно редко. На практике проявляется интеграция плановой экономики с ее пристрастием к директивно-командным методам и сопутствующему пассивному подчинению. Инерционность усиливается сохранением у государства контрольных пакетов акций предприятий, входящих в ФПГ, элементами бюджетного финансирования, распределением привилегий. Это накладывает отпечаток на всю систему управления ФПГ и особенно их трудовыми ресурсами, инвестициями. Без учета инерционности управления трудно объяснить, например, сохранение высокого уровня занятости при катастрофическом падении производства, работу над новыми государственными заказами при хронической неоплате выполненных и т.д.
С расширением области контроля над экономикой со стороны новых коммерческих образований господствующей тенденцией становится замещение государственного монополизма полицентризмом, основанным на взаимодействии коммерческих, общественно-политических и государственных структур. Проблема взаимодействия центра и управляемой периферии не исчезает, но получает новые условия движения.
Крупная ФПГ представляет собой значительный сегмент социальной сферы. Большинство ФПГ состоит из десятков крупных предприятий, на которых заняты тысячи рабочих и служащих, разбросанных по многим регионам.
Для российских ФПГ характерны два типа объединений — конгломератный и основанный на кооперации производства.
Конгломератному типу присуще объединение акционерных обществ, не связанных друг с другом системой кооперации производства, на основе участия в общем капитале и зависимости каждого роста. Доминирующую роль в этих группах играют банки. Объединения может служить группа банка МЕНАТЕП.
Для второго типа характерна производственная кооперация как основа объединения и подчинение ей всех остальных элементов группы (банков, страховых компаний и т.д.). К этому типу относится большинство групп в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
У обоих типов объединения в системах управления и решаем задачах имеются как общие черты, так и различия.
Новым для российских систем управления является дифференциация участников ФПГ (физических и юридических лиц) не толь ко по линии иерархии положения каждого участника в кооперации труда, но и по линии его права собственности на материальные условия и результаты производства. За короткий отрезок времени контрольные пакеты акций новых акционерных обществ оказались в руках немногочисленных физических и юридических лиц. Так в АО «Уралмаш» 27% акций находится в руках одной компании «Биопроцесс», в АО «ЗИЛ» 265 акций принадлежит АО «Микродин» и т.д. Большинство работающих на предприятиях ФПГ либо вообще не имеют, либо имеют по несколько акций, не делающих их эффективными собственниками. Практически во всех зарегистрированных группах контрольные пакеты голосующих акций остаются в руках государства.
Вместе с дифференциацией собственности неизбежно происходит дифференциация интересов и возможностей их реализации. Перед системой управления стоит задача консолидации социальных групп с далеко не совпадающими интересами. Без нее группа не может эффективно функционировать, но консолидация не означает снятия противоречий. Решение этой проблемы многовариантно.
Большинство предприятий до вхождения в ФПГ являлись АО, принадлежавшими отдельным группам собственников. Ограниченное включение этих предприятий во внутригрупповую систему управления становится возможным на базе централизованного контроля над ними как объектами собственности. Управление реальными собственниками оказывается частью системы управления ФШ-
К настоящему времени сформировались три основные схемы управления реальными ФПГ.
К первому типу можно отнести ФПГ, где центральным управляющим звеном является холдинговая компания (рис. 4.9).
Концентрируя у себя контрольные пакеты акций, холдинговая компании превращается в управляющий центр всей группы. Таким образованием является, например, компания «Роспром», созданная банк МЕНАТЕП.
Ко второму типу относятся группы, где центром собственности является кредитно-финансовое учреждение, обычно коммерческий банк (рис. 4.10).
Как держатель контрольных пакетов акций банк ничем не отличается от обычной холдинговой компании. Как правило, в структуре банка имеется управление холдинга, которое непосредственно выполняет функции центра управления собственностью. На этой основе строятся все остальные формы управления в группе. В качестве примера может служить холдинг банка «Российский кредит».
К третьему типу принадлежат группы, где участники объели ли свои капиталы и создали акционерную компанию (рис 4.11). Подобная компания практически не отличается от обыкновенной корпоративной структуры, где кроме функциональных производственных
подразделений имеются банковские учреждения, научно-исследовательские центры и т.д. К числу таких объединений можно отнести гигантскую компанию «Российская металлургия». Управление собственностью осуществляется через сложное взаимодействие собрания акционеров, правления, аппарата, ревизионной комиссии и т.д. (рис. 4.12).
В некоторых ФПГ («Сокол», «Антей», интегрированные нефтяные компании и др.) создаются советы директоров — представителей АО, входящих в группы, которые решают вопросы распределения прибылей, формирования резервов и т.д. Во многих ФПГ конгломератного типа функции совета выполняют головное правление банка и холдинговое подразделение.
Государство участвует в управлении ФПГ через работу представителей заинтересованных ведомств в собраниях акционеров и советах директоров. Например, в советах директоров нефтяных интегрированных компаний присутствуют сотрудники Госкомимущества, Антимонопольного комитета, Минэнерго РФ.
Взаимодействие центров и периферии владения и распоряжения собственностью становится первейшим из стрежневых моментов системы управления ФПГ. Именно оно лежит в основе управление функциональными подразделениями, задает целевую функцию
группового стратегического и оперативного планирования, распределения ресурсов и т.д.
Технические навыки и знания специалистов, занятых в системе управления технологическими процессами и производственной кооперацией, являются первичными по сравнению с их положением в системе собственности. Но корпоративные собственники и управляющие оценивают специалиста также исходя из критерия подчинения технико-экономической системе управления цели увеличения капитала и личной лояльности.
Отказ от формирования системы управления на основе личных соображений или предпочтений оказывается сложнейшей задачей, эффективно решаемой только под давлением острой конкурентной борьбы. Идеального решения проблемы пока не найдено. Проявление «фаворитизма» и групповщины наблюдается и на Западе, и на Востоке, нередко способствует гибели корпораций. Важно учитывать, что именно создает для этого питательную среду, каковы силы, противодействующие их развитию, какие формы помогают в их преодолении. В частности, следовало бы обратить внимание на широкое распространение специализированных компаний по набору персонала, независимых экспертных групп по оценке работы управленческих звеньев и т.д.
В российских ФПГ формирование аппарата управления технологическими процессами и производственной кооперацией происходит в условиях низкого уровня конкурентной борьбы, незавершенного процесса приватизации, всеохватывающей криминализации общества. Это неизбежно будет снижать эффективность функционирования ФПГ.
Залогом стабилизации современной отечественной экономики усиленной работы предприятий и их развития являются инвестиции в реальный сектор экономики. Однако финансовые ресурсы ограничены. Помимо этого парадокс российской экономики заключается в том, что российские предприятия, объективно испытывая хроническую нехватку оборотных средств, в то же время располагают ими в больших объемах, чем аналогичные западные фирмы. В такой ситуации повышается значение формирования и эффективного функционирования многоотраслевых структур с системой управления, обеспечивающей достаточную устойчивость и гибкость. Одним из важнейших элементов реструктуризации промышленности сегодня являются финансово-промышленные группы.
ФПГ могут в значительной степени способствовать стимулированию капиталовложений в реальный сектор экономики. Во-первых, они позволяют создать стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной деятельности благодаря слиянию производства и финансовых учреждений в единую группу. Во-вторых, ФПГ обеспечивают действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и взаимосвязи всех воспроизводственных процессов. Создание финансово-промышленных групп является одним из способов правильно и выгодно организовать производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу в кратчайшие сроки за счет четко построенной системы распределения ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы денежных потоков.
В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного вое производства от первоначального финансирования производственного цикла до получения прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между участниками группы определяет прежде всего финансовыми институтами группы, деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на исходящие изменения внутри группы и во внешней среде.
Вопрос №26
Введение
Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников — вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков и т. д. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатываемой и передаваемой внутри организации. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация — это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.
Целью моего реферата является, изучение того, как организационные коммуникации действуют на практике.
Задачами являются изучение того, как связаны коммуникации с деятельностью служащих в организации, какую роль они играют в организации, как ими можно управлять.
В моем реферате я буду изучать организационные коммуникации на примере организации, которая называется ОАО «Петролеспорт».
Главной трудностью при написании моего реферата является изучение практической части материала, т.к. я имею не достаточно информации о собственном предприятии.
Значение коммуникаций
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
1) руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75—95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
2) коммуникации необходимы для эффективности управления;
3) коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
4) хорошо налаженные коммуникации, содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности[2].
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника, например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т. д.
Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению работников и позволяет реализовывать социальные потребности. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентификации и оценки альтернативных решений[3].