Структура современных мотивационных пакетов: концепция суммарного вознаграждения
Современный этап развития практики управления человеческими ресурсами характеризуется изменениями в сфере управления вознаграждениями или мотивационными пакетами, представленными в табл. 10.4. Новый подход к разработке систем вознаграждения предполагает акцент на суммарном вознаграждении, а не только на финансово-материальном вознаграждении.
Таблица 10.4 – Изменения в управлении вознаграждениями[28]
Старый подход | Новый подход |
Акцент на финансовом вознаграждении | Акцент на итоговом (суммарном) вознаграждении |
Назначенная оплата | Стратегическая оплата, определяемая бизнесом |
Бюрократические системы оплаты | Гибкие системы оплаты |
Ориентация на работу | Ориентация на людей |
Навязанная «лучшая практика» | Соответствие культуре организации |
Контроль оплаты со стороны отделов кадров | Передача полномочий линейным менеджерам в подразделения |
В соответствии с концепцией суммарного вознаграждения целью стратегии вознаграждения должна быть разработка объединенного и взаимно поддерживающего друг друга набора процессов, которые в сочетании будут гораздо сильнее и более долговременно влиять на эффективность отдельных работников[29]. Структура суммарного вознаграждения или современного мотивационного пакета представлена рис. 10.4.
Суммарное вознаграждение (мотивационный пакет) |
Материальное вознаграждение |
Нематериальное вознаграждение (признание, возможность профессионального развития, повышение качества трудовой жизни, развитие карьеры и др.) |
Постоянная часть (базовая ставка или оклад) |
Надбавки и доплаты в соответствии с законодательством |
Премии, бонусы и др. краткосрочные выплаты |
Компенсационные и стимулирующие выплаты |
Льготы |
Разделение собственности и др. долгосрочные выплаты |
Переменная часть |
Рисунок 10.4 – Структура современного мотивационного пакета[30]
Рассмотрим основные элементы структуры современного мотивационного пакета (суммарного вознаграждения).
1) Базовая ставка или оклад – постоянная часть материального вознаграждения, которая может быть представлена в форме повременной оплаты труда (ежедневная, еженедельная, ежемесячная и ежегодная ставки) либо сдельной оплаты труда в соответствии с нормативами. Рассмотрим формы базовой оплаты труда: сдельную оплату труда и повременную форму оплаты труда (см. рис.10.5).
Формы базовой оплаты труда |
Прямая сдельная |
Сдельно-премиальная |
Седельно-прогрессивная |
Аккордная |
Аккордно-премиальная |
Повременно-премиальная |
Прямая |
Рисунок 10.5 – Формы базовой оплаты труда
Сдельная оплата труда предусматривает оплату труда, исходя из фактически выполненного объема работ в натуральных измерителях (например, единицах готовой продукции) и установленных нормативов заработной платы на единицу готовой продукции. Сдельная оплата труда может быть нескольких видов: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная, аккордно-премиальная. Повременная форма оплаты труда применяется, когда не представляется возможным пронормировать затраты труда. Такая форма оплаты основана на установленных часовых тарифных ставках (должностных окладов) и фактически отработанном времени работников. Повременная оплата труда может быть нескольких видов: прямая, повременно-премиальная.
2) Компенсационные и стимулирующие выплаты:
- Надбавки и доплаты, гарантированные государством. К таким выплатам, в соответствии с Трудовым кодексом, можно отнести оплату труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы (ст. 146-158 ТК РФ), а также денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей при направлении в служебные командировки, при совмещении работы с обучением и т.д. (ст. 165-188 ТК РФ)[31].
- Переменные выплаты от предприятия: переменные краткосрочные выплаты, долгосрочные выплаты (разделение собственности). Основные характеристики переменных краткосрочных выплат представлены в табл. 10.5.
Таблица 10.5 – Переменные краткосрочные выплаты
Премии | вознаграждения за успешную работу, которые выплачиваются как единовременные суммы, связанные с результатами, которых достигли отдельные работники, команды или организация в целом |
Бонусы | выплаты, привязанные к достижению предварительно поставленных целей, которые предназначены для того, чтобы мотивировать работников достигать более высоких уровней показателей труда |
Комиссия (проценты) | специальная форма поощрения, при которой оплата работы, например, торговых представителей, осуществляется на основании процента от объем продаж, который они реализовали |
Доплаты, связанные с компетентностью | оплата, которая меняется в зависимости от уровня мастерства, достигнутого данным работником |
- Долгосрочные выплаты – это поощрение сотрудника, связанное с достижением результатов за долгосрочный период. Наиболее долгосрочные премиальные планы: акции, опционы, фантомные акции, а также владение долями собственности и т.д.[32]
Выплаты за стаж работы | выплата, которая увеличивается на фиксированную сумму в соответствии со шкалой или в дополнение к основной оплате в зависимости от стажа работы на данном месте |
3) Льготы. Существует мнение о том, что нет смысла предоставлять сотрудником некоторые ценные, затратные для компании льготы, когда их можно просто выплатить сотруднику деньгами. Однако предоставление льгот обусловлено несколькими причинами. Во-первых, очевидно, что удовлетворенность заработной платой зависит от баланса между ожидаемым вознаграждением и реально полученным. Даже высокая зарплата со временем может перестать удовлетворять человека. В тоже время люди хотят получать большее количество денег для того, чтобы изменить качество жизни, увеличивать уровень комфорта. Больший комфорт - это больший сервис. При этом чрезмерное внимание к комфорту приводит к смещению внимания в сторону неустроенности тех или иных бытовых вопросов в ущерб решению производственных задач. Выплачивая социальные льготы, компания дает своим сотрудникам понять, что понимает и старается решить конкретные проблемы, которые перед ними стоят, изменяя не уровень дохода, а уровень комфорта. Во-вторых, предоставление льгот - это способ компании конкурировать с другими фирмами на рынке в вопросах удержания сотрудников: тогда, когда объемы денежных выплат на рынке балансируют на каком-либо уровне, конкуренция осуществляется за счет дополнительных льгот. Социальные трансферты призваны также повысить лояльность сотрудников по отношению к компании, выделяя их между людьми, работающими в других организациях. В отличие от денежного вознаграждения (издержки включены в себестоимость продукции) социальные льготы выплачиваются из прибыли. Спектр льгот, предоставляемых работникам, довольно широк:
- оплата парковки;
- пенсионные планы;
- медицинское страхование;
- консультации: финансовые, юридические, психологические;
- корпоративные скидки или бесплатные товары;
- программ поддержания физического состояния (абонементы в спортклубы);
- проездные на транспорт или оплата транспорта;
- предоставление кредитов;
- авиарейсы первым классом;
- подписка на профессиональные журналы и газеты;
- поддержка при переезде в другой регион, страну;
- офисное оборудование на дому;
- пользование автопарком компании;
- оплата мобильной связи;
- оплата путевок дома отдыха и санатории;
- предоставление в пользование работников объектов отдыха и развлечений;
- оплата обучения и др.
Льготы и выплаты социального плана не фигурируют непосредственно в платежных ведомостях, но существенно влияют на уровень доходов работников. Они не только служат социальной зашитой трудящихся, но и позволяют привлекать и закреплять квалифицированных работников, способствуют развитию духа лояльности к фирме.
4) Нематериальное вознаграждение. Очень часто на выбор места работы влияет в большей степени не размер финансового вознаграждения, а наличие различных видов нематериального вознаграждения.Существует огромное множество различных нематериальных вознаграждений. Общепризнанной классификации нематериальных вознаграждений не существует, и их разработка является творческим процессом для каждой компании. Перечислим наиболее распространенные виды нематериального вознаграждения:
- Признание в виде устного поощрения, похвалы, объявления благодарности перед коллективом.
- Предоставление свободного графика работы; например, предоставление сотруднику гибкого графика работы, система «банка нерабочих дней» (сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать, и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению).
- Возможности профессионального роста.
- Делегирование полномочий компетентным сотрудникам.
- Интересная работа.
- Вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. В этот блок входит не только повышение в должности, но и обучение сотрудника за счет фирмы; приглашение сотрудника в качестве выступающего или лектора (такой вид вознаграждения говорит о высокой оценке его профессиональных качеств и предоставляет ему возможность попробовать свои силы в новом качестве), предложение участвовать в более интересном или материально выгодном проекте (для организаций проектного типа), а также возможность использования оборудования компании для реализации собственных проектов.
- Вознаграждения, связанные с изменением рабочего места. В этот блок входят все те меры, которые ведут к изменению технической оснащенности рабочего места сотрудника и его эргономики (перенос рабочего места, выделение отдельного кабинета, наем секретаря, предоставление дополнительного офисного оборудования), а также предоставление сотруднику служебного автомобиля.
Таким образом, современная структура оплаты труда позволяет не только обеспечивать работникам гарантированную постоянную часть вознаграждения (базовый оклад), но и компенсации за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также позволяет достигать больших количественных и качественных результатов на рабочем месте за счет стимулирующей части вознаграждения (переменной части). На данном этапе развития практики управления человеческими ресурсами в российских коммерческих и некоммерческих компаниях, а также бюджетных организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм активно предпринимаются попытки по внедрению вышеизложенного подхода к формированию мотивационных пакетов. Для внедрения данного подхода к формированию мотивационных пакетов существуют легитимные основания: в ст. 135 ТК РФ указывается, что «заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права»[33].
В соответствии с Постановлением № 583 структура фонда оплаты труда бюджетников включает в себя три основных составляющих:
- размер оклада (базовая часть),
- выплаты компенсационного характера,
- выплаты стимулирующего характера.
При этом размер должностных окладов устанавливается руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (по так называемым профессиональным квалификационным группам), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих или группы должностей служащих, сформированные с учетом сферы их деятельности и на основе требований к их профессиональной подготовке или уровню их квалификации. В известной мере профессиональные квалификационные группы призваны заменить собой разряды оплаты труда Единой тарифной системы. Исчисленные таким образом должностной оклад или ставка зарплаты составляют основную часть оплаты труда, часто именуемую в нормативных документах базовой частью фонда оплаты труда. Это основная и гарантированная работнику часть заработной платы, которая не может быть ниже величины минимального уровня оплаты труда. При этом должностной оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и может составлять до пяти размеров указанной средней заработной платы.
Выплаты компенсационного характера призваны возместить работникам разного рода отклоняющиеся от нормальных условия, в которых они выполняют свои должностные обязанности. Например, трудящиеся на Крайнем Севере работают в более сложных климатических условиях, в связи с чем получают компенсацию, выплата которой обусловлена именно этим фактом. Компенсационная выплата устанавливается не потому, что работник выполняет больший объем обязанностей (по сравнению с не получающим такую выплату), а в связи с тем, что он выполняет свои должностные обязанности в специфических условиях (например, неблагоприятные климатические условия, вредные или тяжелые условия труда, работа в иных условиях, отклоняющихся от нормальных, например ночью, и т. п.).
Стимулирующие выплаты не гарантированы всем работникам, они не могут быть уравнительными в силу своего назначения, и не все работники могут иметь право на получение стимулирующих выплат, а лишь те, которые достигли в работе определенных показателей и результатов. Стимулирующие выплаты должны назначаться исключительно за показатели в работе, превышающие минимально требуемые (т. е. за превышение «нормального» выполнения трудовых обязанностей), свидетельствующие о достижениях и успехах в работе. По идее разработчиков новой системы оплаты труда объем стимулирующей части должен составлять не менее 30% от фонда оплаты труда.
Ключевыми проблемами внедрения новой системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений являются: определение базовой окладной части оплаты труда, а также оценка результатов труда работников, от которых зависит размер стимулирующих выплат. Практика управления мотивацией персонала в современных западных и российских компаниях сформировала два эффективных инструмента: для базовой части оплаты труда – технология грейдинга, для управления переменной частью – оценка результатов на основе системы сбалансированных показателей.