А.ф. кони
Р А С С М О Т Р Е Н О
На заседании цикловой комиссии
Социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № __ от ________ 2010 г.
Председатель ________ А.И. Левина
Общие методические рекомендации
по изучению дисциплины
“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”
Преподаватель
И. Д. Беляева
2011г.
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”
“Нравственное воспитание должно
идти впереди профессионального”
А.Ф. Кони
По мере осуществления коренных, радикальных реформ, движения по пути демократизации нашего общества и строительства правового государства неизмеримо возрастает роль права и морали, как социальных регуляторов поведения человека, совершенствования общественных отношений и ускорения социального прогресса.
Проблема профессиональной этики юриста в условиях построения правового государства, гражданского общества приобрела особое значение. Какой бы профессией не владел человек, его деятельность будет полезной, если в ее основе будут лежать нравственные принципы.
Мораль и право - ценностные формы человеческого бытия, основа деятельности юриста, профессиональная этика которого требует верности духу и букве закона, честности, неподкупности, ответственности, справедливости в укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, защиты прав и свобод граждан путем предупреждения, выявления и устранения нарушения закона, правопорядка.
Профессиональная этика юриста - это этическое учение о нравственных началах его профессионального труда и внеслужебного поведения.
Профессиональная этика требует от юриста принципиальности, уважения чести и достоинства человеческой личности, закрепленных Конституцией, международными документами, касающимися прав человека. Многие правовые нормы уголовного и гражданского права охраняют личные достоинства, личные блага людей. Личное достоинство человека проявляется прежде всего в высокой самооценке и уважении к самому себе, охватывая такие черты, как честь, имя, репутация.
Курс “Этика и психология профессиональной деятельности юриста” ставитзадачи:
· ознакомить учащихся с характеристиками права и морали как социальных регуляторов общественного прогресса;
· содействовать выработке у будущих юристов непримиримого отношения к антиобщественным явлениям;
· ознакомить учащихся с основными теоретическими знаниями в области этики, ее категориями применительно к профессии юриста;
· сформировать у учащихся четкое представление о профессиональной культуре как явлении, включающем в себя образцовую организацию дела, высокую профессиональную компетентность, нравственную ответственность, культуру поведения на службе и вне ее.
Тематический план изучения дисциплины
“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”
Наименование раздела, темы | |||
1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | |||
2. МОРАЛЬ И ПРАВО, ИХ СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. | |||
3. ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОРМ ПРАВА | |||
4. ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ВИДОВ | |||
5. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЮРИСТА. ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ | |||
6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ И ИХ УЧЕТ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
7. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА | |||
8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИЛНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА | |||
9. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА |
ИТОГО 34 24 10
Программа дисциплины
“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”
(составлена на базе Типовой учебной программы дисциплины “ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА, приложение к типовому учебному плану УО, обеспечивающего получение среднего специального образования, утвержденному Министерством образования Республики Беларусь 03.10.2006г. РБ ст № 38)