Индивидуальные различия памяти

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.И.МЕЧНИКОВА

Кафедра психологии и педагогики

С.Л.Соловьева, Е.Б. Одерышева

«СКВОЗНЫЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:

Память и внимание.

Учебное пособие

Санкт-Петербург

УДК

ББК

Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б. «Сквозные» познавательные психические процессы: память и внимание. Учебное пособие. СПб.: Издательство ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, 2011, 36 с.

Рецензент: профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, д.пс.н. И.М. Никольская

В учебном пособии рассматривается и раскрывается содержание и структура «сквозных» познавательных психических процессов: памяти и внимания. Приводятся классификации, виды нарушений и методы диагностики этих познавательных психических процессов.

Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса лечебного и медико-профилактического факультета, студентов 1 курса факультета иностранных учащихся СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Утверждено

в качестве учебного пособия Методическим

советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им.И.И.Мечникова

протокол № от « » 2012 г.

© С.Л.Соловьева, Е.Б.Одерышева,2012 г.

Введение

Изучение общей, социальной и медицинской психологии представляет собой неотъемлемую часть структуры высшего медицинского образования. Врачу любой специальности важно знать особенности личности больного, характерные черты его психической деятельности, эмоциональных, познавательных, волевых процессов, а также особенности психики ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека.

Память и внимание относятся к познавательным психическим процессам. Они называются «сквозными» психическими процессами, так как бы «пронизывают» всю психику человека, участвуя в выполнении всех видов психической деятельности. Определяя успешность протекания других познавательных психических процессов, память и внимание обеспечивают целостность и развитие личности. Память и внимание относятся также к предпосылкам интеллекта: при высоком интеллекте, как правило, хорошая память и хорошо организованное внимание и, наоборот, при снижении интеллектуальной деятельности отмечаются, в большинстве случаев, более или менее выраженное нарушение памяти и внимания.

Учебное пособие включает в себя содержание и структуру «сквозных» познавательных психических процессов: памяти и внимания. Приводятся классификации, виды нарушений и методы диагностики этих познавательных психических процессов.

«Сквозные» познавательные психические процессы: память и внимание.

1.Память, как «сквозной» познавательный психический процесс.

Особенностью нашей психики является то, что образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают из нашего сознания бесследно. Они оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память – необходимое условие психической деятельности. Так, например, человек говорит, употребляя хорошо знакомые ему слова, не думая о том, что эти слова воспроизводятся им из прошлого опыта. Но, если человек говорит на плохо им усвоенным иностранном языке или припоминает новые для него термины, процесс воспроизведения следов ранее приобретенных слов осознается им именно как воспоминание или припоминание.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении человеком его индивидуального опыта.

Память– важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, поскольку протекание любого, пусть даже самого элементарного акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующим. Без способности к такому «сцеплению» невозможно было бы развитие человека, и он вечно оставался бы в состоянии новорожденного. Без памяти человек был бы существом мгновения, лишенным каких бы то ни было знаний, умений, навыков, неспособным накапливать жизненный опыт и пользоваться им в новых и сложных ситуациях. Такое существо, лишенное памяти, нельзя было бы назвать личностью.

Процессы памяти не только обеспечивают необходимый человеку багаж знаний и умений, но и позволяют формировать индивидуальный жизненный опыт, являющийся условием и компонентом психической адаптации личности.

Основные процессы памяти

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти, здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Во время перевода информации в кратковременную память информация, как правило, перекодируется в акустическую форму. В долговременной памяти происходит анализ и идентификация полученной информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.

Запоминание– это связывание новой информации с уже имеющейся в индивидуальном опыте, оно всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим себе определенной цели, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные мнемотехнические приемы для лучшего усвоения материала, то такое запоминание называют заучиванием.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны и отношения явлений.

Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела и действия запоминаются лучше (эффект Зейгарник), причем первые и последние элементы информационного ряда сохраняются и запоминаются лучше ( эффект « края») .

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения, выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Сохранение (ретенция) – процесс накопления информации в памяти, ее структурирование и организация. В эпизодической памяти хранится информация о событиях нашей жизни (автобиография). Хранилище знаний, выраженное словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах Тульвинг назвал семантической памятью. Информация может быть организована в памяти различными способами:

а) одним из способов организации информации может быть пространственная организация, которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении.

б) другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов с какими-либо общими признаками.

в) Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории : более общей или более частной – он соответствует.

Воспроизведение (вспоминание, репродукция) – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Воспроизведение может быть преднамеренным и непреднамеренным. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, при котором мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия, его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация.

Воспроизведение материала может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним, возникает чувство знакомости. Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей, оно требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Оно обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток, именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти, также носящий избирательный характер: бесчисленное количество конкретных деталей забываются скорее, а обычно дольше сохраняются общие положения и выводы. Процесс забывания протекает неравномерно: основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала. («кривая забывания» Эббингауза).

В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.

Виды памяти

Существует несколько классификаций видов памяти.

1) По длительности сохранения и закрепления информации выделяют следующие виды памяти: мгновенная (сенсорная), кратковременная, оперативная, буферная, долговременная.

Мгновенная (сенсорная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов, такая инерционность органов чувств обеспечивает непрерывность восприятия (при моргании, движениях глаз). Следы в сенсорной памяти сохраняются очень короткое время – от 0,1 до 1,0 секунды и характеризуются полнотой сохраняемой информации. Одна из особенностей мгновенной памяти это модальная специфичность, т.е. любой обращенный к одной и той же модальности сигнал взаимодействует с уже имеющимися, которые не привлекли внимание высших отделов мозга, и необратимо их разрушает. В связи с раздельным хранением следов в мгновенной памяти разной модальности, некоторые формы получили особое название: иконическая память (зрительная), эконическая память (слуховая). У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти длится до 10 минут, это во многом объясняет явление эйдетизма. Мгновенная память не поддается произвольному управлению.

Кратковременная память сохраняет ту информацию, к которой было привлечено внимание на уровне сенсорной памяти или поступившей из долговременной памяти. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием, т.е. в нее попадает только та информация, которая отвечает актуальным интересам и потребностям человека.

Особенностью этого уровня памяти является то, что она модально неспецифична, т.е. переведенная в нее информация сохраняется не в неизмененном виде, а обрабатывается и интерпретируется. Время хранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд. Объем сохраняемой информации ограничен 5-9 структурными единицами информации – в среднем 7 единиц (число Миллера). По-видимому, все примеры «магии» числа семь среди людей говорят о глубинном отражении в языке данных ограничений. Без применения специальных мнемотехнических приемов человек способен одновременно запомнить в среднем семь единиц информации (семь цифр, семь слов). Особенностью этого уровня памяти является то, что вновь поступившая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потери последней. Такое свойство кратковременной памяти называется замещением. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок можно путем сознательного повторения этого материала, проговаривая его. При переводе информации из кратковременной в долговременную память происходит перекодировка ее преимущественно в акустическую форму, таким образом, в отношении кратковременной памяти возможно произвольное управление.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Оперативная память непосредственно включена в процесс деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. После использования информация может исчезать из оперативной памяти. В качестве примера использования оперативной памяти можно указать процесс подготовки к экзаменам.

Буферная память (промежуточная) обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Считается, что за время ночного сна происходит переработка накопленной за день информации и очистка буферной памяти для приема новой информации. Известно, что сон менее 3 часов в сутки или лишение сна приводит к отчетливым нарушениям внимания и кратковременной памяти. С этой точки зрения, методы обучения во сне могут нарушать функционирование кратковременной памяти, вызывать усталость, повышенную раздражительность.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации (месяцы, годы), т.е. практически не ограничивается объемом и временем хранения информации. Она бывает двух типов: долговременная память с сознательным произвольным доступом (где информация непрерывно преобразуется) и «закрытая» долговременная память (в обычных условиях к ней нет произвольного доступа, информация хранится в неизменном виде). В долговременную память с произвольным доступом информация поступает из буферной памяти через преобразование ее в кратковременной памяти. Для переноса следов в долговременную память требуется от 15 минут до часа – период консолидации, в этом процессе важна роль мышления: информация при преобразовании обобщается, группируется, классифицируется.

Долговременная память «закрытого» типа «записывает» все события жизни человека как магнитофон высокой точности. Актуализировать во всех деталях зрительные, слуховые образы, запахи, переживания различных картин жизни человека можно во время гипноза или при операции на открытом мозге. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты, это только упрочивает ее следы в долговременной памяти. К факторам, влияющим на сохранение информации в долговременной памяти, относят: привычность материала, контекст, мотивация, углубление в изучаемый материал.

2) В зависимости от времени возникновения память может быть генетической (наследственной) и прижизненной.

Наследственная память хранит информацию, определяющую анатомо-физиологическое строение организма в процессе развития, а также врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация хранится в закодированном виде в молекулах ДНК и передается по наследству.

Прижизненная память хранит информацию, приобретенную на протяжении жизни каждого человека. В частности, к прижизненной памяти относится импритинг. Импритинг (запечатление) – вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Импринтинг заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь может проявляться у животных в следовании за любым впервые увиденным движущимся объектом, в приближении к нему, прикосновении и т.п. Такие реакции сохраняются длительное время и рассматриваются как специфическая форма научения и долговременного запоминания с одного предъявления стимула, при этом длительное неподкрепление не ослабляет реакции. Впервые явление импринтинга было описано К.Лоренцом, он выводил на прогулку утят, которые были ориентированы на его полосатые брюки и не соглашались отправляться к водоему, если экспериментатор был в другой одежде. Предполагают, что прочность информационного «следа» при импритинге связана со структурными белковыми перестройками синапсов нейронов, что сближает его с наследственной памятью, главным в импринтинге является не новизна раздражителя, а его первенство. Обнаружены критические интервалы времени, после которых запечатление ослабевает и полностью исчезает, эти периоды времени были различны для быстро и медленно развивающихся животных. Считается, что у человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста.

3) В зависимости от характера психической активности выделяютдвигательную, эмоциональную, образную и словесно- логическую память.

Двигательная память – воспроизведение схем и алгоритмов движения, это память на движения. Двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти. Двигательная память имеет особенно важное значение в профессиональной деятельности танцовщицы, спортсмена, пианиста и т.д.

Эмоциональная память – память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - писал К.С. Станиславский, - у вас есть память на чувствования или эмоциональная память.

Образная память – память на представления, на картины природы, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, каких-либо явных закономерностей автором не устанавливается, осязательной, обонятельной, вкусовой. Особенно развита образная память у людей «художественных» профессий.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов, данный вид памяти преобразует развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек может зрительно себе представить, он легче запоминает и производит. По некоторым данным человек запоминает 20% того, что слышит, но 50% того, что он видит и слышит.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфический человеческий вид памяти в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейших формах, свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит состояние всех других видов памяти.

4) В соответствии с целями деятельности и характером участия воли в процессах запоминания память делят на: непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду такое запоминание, которое происходит как бы автоматически без каких-либо усилий со стороны человека и в отсутствии постановки специальной мнемической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс усвоения требует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное и во многих случаях даже превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал и информация а) которые является объектом внимания и сознания, выступают в качестве цели деятельности, б) с которыми связана интересная и сложная умственная работа и в) которые имеет для человека большое значение.

5) В соответствии с применяемыми приемами запоминания различают память механическую и смысловую.

Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления. Основной прием механического запоминания – многократное повторение. Целью является абсолютно точное и неизменное воспроизведение заучиваемой информации. Этот вид памяти обусловлен возникновением нервных связей преимущественно первой сигнальной системы, которые закрепляются в результате повторения информации. Хорошая механическая память присуща актерам, дикторам.

Смысловая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эта память предполагает предварительную работу мышления: материал подвергается анализу, расчленяется на составляющие части, среди которых выделяются наиболее важные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается суть изучаемого материала.

Смысловая память имеет своей физиологической основой нервные связи преимущественно второй сигнальной системы. Она, в некотором смысле, является более продуктивной, чем механическая, так как опирается на более многочисленные и многообразные связи. Заученное с помощью смысловой памяти сохраняется долгое время, тогда как механически заученное имеет тенденцию быстро забываться.

Индивидуальные различия памяти

Человеческая память различается как по количественным (скорости, объему памяти, точности, длительности хранения), так и по качественным характеристикам. Одни люди лучше запоминают и воспроизводят конкретные факты, лица, фамилии, телефоны, адреса, другие – внутреннюю связь явлений и событий, теоретические положения – смысловой, или абстрактно-логический тип памяти.

В зависимости от того, какой анализатор наиболее активен при запоминании, у различных людей может преобладать зрительная, слуховая и двигательная, например : при доминировании зрительной памяти запоминание и воспроизведение информации происходит посредством зрительных образов и представлений, такой человек, чтобы освоить материал, должен обязательно его прочесть, увидеть.

У людей с выраженной способностью слухового восприятия ключом закрепления информации служат акустические образы: им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть.

Людям с преобладанием моторного типа памяти при запоминании помогает процесс записывания информации, а также включение различных движений. Вспоминая, они воссоздают запечатленные движения и ощущения.

Среди лиц со зрительно-образным восприятием иногда встречаются люди с так называемым эйдетическим зрением. Они способны сохранять яркое точное видение образа после однократного зрительного восприятия информации и ее короткой образной переработки. При этом возникший зрительный образ может сохраняться длительный период и при необходимости восстанавливаться в подробных деталях, спустя месяцы и даже годы. Эйдетическая память чаще встречается в детском возрасте, постепенно с годами утрачивая свою остроту, этот вид памяти, особенно присущий художникам, в процессе ее постоянного использования может развиваться и совершенствоваться.

Формирование и развитие определенных типов памяти зависит во многом от характера профессиональной деятельности. У научных работников бывает хорошо развита смысловая и логическая память. У актеров, врачей, работников правоохранительной сферы – память на лица. Профессиональная память дольше сохраняется в тех случаях, когда человек выполняет свою работу активно, творчески и увлеченно.

Функциональная активность памяти зависит от возраста, психического и физического состояния человека. В период стрессов и болезней, в результате сильного утомления, поражений головного мозга работа памяти резко ухудшается. В свою очередь, расстройства памяти влияют на общее состояние человека и его представление о себе.

Процессы памяти тесно связаны также и с настроением, особенностями темперамента, характера, с интересами и потребностями личности. Высокий эмоциональный тонус в момент восприятия информации располагает к прочному и более долговременному запоминанию. Не вызывает сомнения, что интересные и важные для человека факты всегда запоминаются лучше.

Нарушения памяти

При описании нарушений памяти чаще всего говорят об амнезиях, гипермнезиях и гипомнезиях.

Амнезия – утрата памяти на определенный промежуток времени. Она наблюдается при черепно-мозговых травмах, при некоторых тяжелых соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией и нарушениями сознания. Различают ретроградную амнезию – утрату памяти на события в определенном промежутке времени, предшествующем началу заболевания, и антероградную амнезию – утрату памяти на события в промежутке времени, следующим непосредственно после начала заболевания.

Гипермнезия – патологическое обострение памяти, встречающееся при инфекциях и интоксикациях.

Гипомнезия – ослабление памяти, наблюдаемое, к примеру, при атеросклерозе, астенических состояниях и депрессиях.

1.5.Психодиагностика процессов памяти: проведение и интерпретация теста Бентона.

При исследовании памяти используется тест зрительной ретенции Бентона. Тест заключается в запоминании и воспроизведении 10 рисунков, состоящих из геометрических фигур различной степени сложности, рисунки предъявляются последовательно, каждый в течение 10 секунд.

Оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна: правильное воспроизведение оценивается в 1 балл, неправильное – в 0 баллов, сравнивая количество правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного дефекта.

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста результатов. Автором теста составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образа. При этом различаются ошибки, наблюдаемые у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии. Получены статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию.

2. Внимание, как «сквозной» познавательный психический процесс.

Без внимания психическая жизнь человека представляла бы собой хаотичный поток ощущений, чувств, мыслей, внимание является той структурой, которая направляет этот поток по определенному руслу. Однако природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Большинство специалистов сомневаются в существовании внимания как самостоятельной функции, считая его только стороной или моментом других психических процессов. Нельзя быть внимательным вообще, внимание не существует само по себе, оно сопровождает такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, представление. Человек всматривается, принюхивается, заучивает, обдумывает, строит логические рассуждения и т.д., то есть благодаря вниманию он может сосредоточиться, сконцентрироваться на объекте, который при этом становится более четким и более ясным.

Таким образом, внимание создает условия для психической деятельности, помогает различным психическим процессам более эффективно отражать окружающую действительность. Внимание тесно связано с направленностью личности, ее установками, интересами и потребностями, оно характеризует степень изменения отношения личности к объекту или явлению. При возрастании значимости объекта внимание становится более углубленным, степень сосредоточенности повышается. Следовательно, внимание, не имея своего содержания, проявляется в других психических процессах, осуществляя взаимосвязь деятельности личности и объекта, на который эта деятельность направлена. Следует также обратить внимание на двусторонность этого процесса, которая проявляется в том, что, с одной стороны, внимание направляется на объект, и, с другой стороны, объект привлекает внимание.

Внимание, как и память, является познавательным психическим процессом и относится к предпосылкам интеллекта. Внимание также называется «сквозным» психическим процессом, так как присутствует при выполнении любых видов психической деятельности, как бы «пронизывая» всю психику человека.

Внимание – это избирательная направленность сознания на объект, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью. Внимание – своеобразный психический «фокус», фиксирующий в своем поле тот или иной предмет. Это свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

В отличие от всех других познавательных психических процессов, внимание не имеет своего особого содержания, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – способ организации психической деятельности: так, например, на уровне ощущений феномен внимания дает повышение чувствительности, приводит к снижению порогов различных видов ощущений. Внимание связано с изменением структуры и других психических процессов, с превращением их в направленную деятельность.

Наши рекомендации