Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития
Как уже упоминалось, специальная психология изучаем протекает процесс психического развития в неблагопрм ных условиях, пытаясь соотнести параметры после/ с характеристиками генеза психики. Само влияние на гоприятных условий оценивается через то, как ведут j законы развития, в какой степени они остаются неиз| ными, а в какой меняются.
Специальная психология, изучая протекание процесса! хического развития в особых условиях, выделяет, как! отмечалось, три группы закономерностей. Прежде всего! общие закономерности, характеризующие как нормаль! так и нарушенное развитие, определяющие их главные] ты. Кроме того, выделяются так называемые модальш специфические закономерности, или особенности, ти| ные для всех или нескольких видов нарушенного ра И, наконец, выделяются модально специфические зам мерности, т. е. особенности развития, характерные то! для какого-то одного вида дизонтогенеза. Последний Г закономерностей изучается в рамках отдельных отра| специальной психологии.
Характеризуя общие, или главные закономерности пс| ческого развития, следует подчеркнуть, что развитие f но, прежде всего, с позитивными качественными из ниями, появление которых знаменует очередную фаз)!
11 вдиюэтого процесса. Процесс развития необратим и не прерывен. Кроме того, общим законом развития являете: механизм иерархизации — соподчинения. Более молодые ] более совершенные функции включают в свой состав, под чиняют себе более «старые», тем самым, создавая услови: для взаимного развития.
Еще одной важной стороной развития является его нерав момерность, или гетерохронность. В этом отношении зако ном нормального развития следует считать сочетания не pain юмерности со своевременностью формирования тех ил иных структур. В психологии разновременность формиро иапия разных сторон психики называется сензитивным периодами.
Кроме всего сказанного, необходимо упомянуть, что пси хика не только представляет собой внутренний регулято внешней предметной деятельности, но и сама может развр ваться только в условии этой деятельности. При этом все |да указывается, что развитие психики осуществляется недущем для данного возраста виде деятельности.
Процесс психического развития можно рассматривать кг направленный и спонтанный. Первый представляет собс процесс изменений в психике ребенка под влиянием об} чения и называется функциональным генезом. Спонтанш развитие — это изменение в процессе самонаучения путе подражания.
Резюмируя сказанное, мы можем дать самое общее опр< деление психического развития как процесса поступател ных, непрерывных, необратимых качественных изменеш и отражении внешнего и внутреннего мира (в параметр, его полноты, точности, глубины, взаимосвязанности, ц лостности и т. п.), обеспечивающих все более эффекти ную саморегуляцию внешней предметной и внутренш психической деятельности, а также повышающих их р |ультативность в плане усвоения социально-историческ ГО опыта.
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Помимо общих, существуют и специфические законок ности, представляющие собой не какой-то особый закономерностей, а лишь особую форму существовав проявления главных законов развития, их специфичес^ ответную реакцию на неблагоприятные условия.
Модально неспецифические закономерности изучены | далеко недостаточно. К их числу можно отнести свойстш ное для всех форм дизонтогенеза замедление скорости г| ема и переработки поступающей информации, характер! не только для нарушенных анализаторных систем, что в^ не естественно, но и для сохранных. Практически для групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя! разной степени и по разным причинам, снижение ур<Щ познавательной активности, что дополнительно заме; развитие познавательных процессов. Многие ученые 01 чают бедность запаса представлений и знаний об окр> щей действительности. Сказанное отнюдь не означает! при разных формах дизонтогенеза страдает адекватнк отражения окружающего мира. Изменяется лишь стег! полноты и точности отражения. Помимо этого, для раз! групп детей с отклонениями в развитии вполне характе! разнообразные формы речевых нарушений и затруднен] формировании процесса речевого опосредования, что Г зывается на темпах формирования высших психичес| функций. В связи с этим вполне естественно то, что для Г групп дизонтогенеза характерны трудности в сфере o6j ния в разной степени и по разным причинам.
Общее моторное и психомоторное развитие оказыва^ нарушенным при разных формах дизонтогенеза. В ис| дованиях последних лет показано, что в основе отставя в развитии моторной сферы могут лежать не только перя ные нарушения двигательного анализатора, но и недоел ки формирования и оперирования пространственна представлениями. Моторные нарушения сказываются темпах развития навыков и умений, а также на формир^ нии разных форм деятельности — игровой, учебной, довой и др.
I [.'мл 9. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ____________
Кроме того, как отмечается разными исследователями, дл; многих групп детей с отклонениями в развитии характеры; определенная диспропорция между образной и вербальное сферами психики.
Наконец, весьма распространенным явлением в случая: нарушенного развития могут быть разнообразные деформа ции социальной ситуации развития, проявляющейся в не правильных стилях воспитания. Нельзя не отметить, что подавляющем большинстве случаев для детей с нарушени ями в развитии характерно проявление различных депри вационных симптомов.
Семинарского занятия
1. Что представляет собой феномен развития?
2. Каковы основные характеристики психического разви
тия?
3. Почему основные закономерности являются общими дл
нормальных детей и детей с проблемами?
4. Что представляют собой модально неспецифические за
кономерности? Какова их природа?
5. Каким образом можно отличить модально специфичес
кие закономерности от модально неспецифических?