Тема 3. Психологические характеристики деловых партнеров(2 часа)

Вопросы

1. Способности личности и их роль в деловом общении.

2. Индивидуальные особенности личности.

3. Характер и волевые качества в деловом общении.

4. Мотивационная сфера личности.

5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. Каковы особенности развития способностей делового человека?

2. Назовите основные типы темперамента. Объясните их сильные и слабые стороны.

3. Каковы структура и параметры мотивационной сферы личности?

4. Что такое характер человека? Раскройте основные черты и структуру характера.

5. Какое значение в деловом общении имеем понятие «социальный характер»?

6. Расскажите о классификации потребностей Г. Меррея.

7. В чем состоит значение воли в организации социальных контактов в деловом общении?

8. Какова роль социальных установок в прогнозировании поведения деловых партнеров?

Задание для СРС (2часа)

1. Выполните тесты:

1. Способности – это:

а) знания, умения, навыки,

б) генетически обусловленные задатки индивидуальной психики;

в) эрудиция и интеллект;

г) индивидуально- психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности.

2. С чем связаны коммуникативные способности?

а) с высоким уровнем интеллектуальной деятельности;

б) с быстрым запоминанием и воспроизведением большого объема информации;

в) с успешным решением проблем межличностного общения.

3. Креативность делового партнера характеризует:

а) его способность воспринимать деловую ситуацию под новым углом зрения;

б) продуцирование им нестандартных решений деловой проблемы;

в) системный анализ деловой ситуации;

г) оригинальность и нетривиальность предлагаемых им идей.

4. Какие психологические феномены переживаются деловым партнером в наиболее сильной и динамичной форме?

а) эмоции;

б) чувства;

в) аффекты.

5. Чувство справедливости в межличностных отношениях деловых партнеров может проявиться в связи с:

а) нарушением равновесия взглядов и отдачи в межличностные отношения;

б) переоценкой вклада в межличностные отношения;

в) недооценкой вклада в межличностные отношения;

г) установлением равноправных доверительных отношений между партнерами.

6. Какому именно темпераменту делового партнера соответствуют такие проявления его личности, как хладнокровие и выдержка?

а) сангвиническому;

б) флегматическому;

в) холерическому.

7. Организующие волевые усилия делового партнера способствуют:

а) преодолению препятствий и трудностей межличностной коммуникации;

б) координация его поведенческих действий в деловых ситуациях;

в) произвольной направленности внимания на действия других деловых партнеров.

8. Мотивация деловых партнеров характеризуют психические процессы:

а) побуждающие его к деятельности;

б) придающие его поведению энергетический импульс;

в) обеспечивающие психическую регуляцию поведенческих актов и действий;

г) формирующие его защитные реакции.

9. Проприативные мотивы выступают в деловом отношении как:

а) самодостаточные;

б) придающие личности делового партнера единство;

в) его бессознательное мотивы;

г) менее значимые для него вторичные мотивы.

10.Что характеризует деловых партнеров с ведущим мотивом достижения успеха?

а) ставят перед собой положительные цели в деловом общении;

б) уверены в успехе и одобрении своих действий;

в) осуществляют полную мобилизацию своих ресурсов на достижение поставленной цели;

г) предъявляют неуверенность в деловом общении и боятся любой критики.

11. Мотив власти в межличностной коммуникации деловых партнеров связан с их склонностью:

а) рассматривать других партнеров как объект манипуляции;

б) доминировать в деловом общении;

в) контролировать поведение других партнеров;

г) приспосабливаться к действиям других партнеров;

д) уменьшать последствия своих агрессивных поведенческих актов

12.Установите соответствие между типами неплодотворной ориентации характера делового партнера и их основными характеристиками:

Ориентация характера Основные характеристики
1. Рецептивная А. Целеустремленная, готовая к обмену, общительная, экспериментирующая, манипулятивная
2. Эксплуататорская Б. Берущая, сговорчивая, легковерная, восприимчивая, лишенная в уверенности в себе
3. Стяжательная В. Активная, инициативная, импульсивная, агрессивная, способная предъявить требования
4. Рыночная Г. Практичная, экономная, сдержанная, подозрительная, инертная, педантичная, жадная

.

13. Социальные установки деловых партнеров:

а) побуждают его к определенной деятельности;

б) определяют общую направленность поведения деловых партнеров;

в) содействуют выбору мотива;

г) способствуют преодолению препятствий в межличностном общении.

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «аффект неадекватности партнера», «вербальный интеллект», «когнитивная компетентность», «креативность партнера», «мотивация», «мотив аффилиации», «воля», «социальный характер», «темперамент», «относительная депривация», «субсидирующая потребность», «фасцинация».

3.Как Вы думаете, почему в современной России, в т.ч. и в сфере государственного управления, получили распространение психологические типы характера с неплодотворной ориентацией: рецептивный, стяжательский, эксплуататорский и рыночный. Аргументируйте свой ответ.

4. Охарактеризуйте такие ведущие волевые качества личности, определяющие деловой успех, как целеустремленность, терпеливость, упорство, настойчивость, самообладание, выдержка, смелость, решительность, инициативность, дисциплинированность. Попробуйте оценить степень их развития у Вас.

5. Каким образом типология темперамента влияет на характер межличностного взаимодействия деловых партнеров? Проанализируйте, как бы Вы вели себя с деловыми партнерами разного типа темперамента.

Наши рекомендации