Тема 3. Психологические характеристики деловых партнеров(2 часа)
Вопросы
1. Способности личности и их роль в деловом общении.
2. Индивидуальные особенности личности.
3. Характер и волевые качества в деловом общении.
4. Мотивационная сфера личности.
5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).
Контрольные вопросы для выявления коммуникативной
Компетентности
1. Каковы особенности развития способностей делового человека?
2. Назовите основные типы темперамента. Объясните их сильные и слабые стороны.
3. Каковы структура и параметры мотивационной сферы личности?
4. Что такое характер человека? Раскройте основные черты и структуру характера.
5. Какое значение в деловом общении имеем понятие «социальный характер»?
6. Расскажите о классификации потребностей Г. Меррея.
7. В чем состоит значение воли в организации социальных контактов в деловом общении?
8. Какова роль социальных установок в прогнозировании поведения деловых партнеров?
Задание для СРС (2часа)
1. Выполните тесты:
1. Способности – это:
а) знания, умения, навыки,
б) генетически обусловленные задатки индивидуальной психики;
в) эрудиция и интеллект;
г) индивидуально- психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности.
2. С чем связаны коммуникативные способности?
а) с высоким уровнем интеллектуальной деятельности;
б) с быстрым запоминанием и воспроизведением большого объема информации;
в) с успешным решением проблем межличностного общения.
3. Креативность делового партнера характеризует:
а) его способность воспринимать деловую ситуацию под новым углом зрения;
б) продуцирование им нестандартных решений деловой проблемы;
в) системный анализ деловой ситуации;
г) оригинальность и нетривиальность предлагаемых им идей.
4. Какие психологические феномены переживаются деловым партнером в наиболее сильной и динамичной форме?
а) эмоции;
б) чувства;
в) аффекты.
5. Чувство справедливости в межличностных отношениях деловых партнеров может проявиться в связи с:
а) нарушением равновесия взглядов и отдачи в межличностные отношения;
б) переоценкой вклада в межличностные отношения;
в) недооценкой вклада в межличностные отношения;
г) установлением равноправных доверительных отношений между партнерами.
6. Какому именно темпераменту делового партнера соответствуют такие проявления его личности, как хладнокровие и выдержка?
а) сангвиническому;
б) флегматическому;
в) холерическому.
7. Организующие волевые усилия делового партнера способствуют:
а) преодолению препятствий и трудностей межличностной коммуникации;
б) координация его поведенческих действий в деловых ситуациях;
в) произвольной направленности внимания на действия других деловых партнеров.
8. Мотивация деловых партнеров характеризуют психические процессы:
а) побуждающие его к деятельности;
б) придающие его поведению энергетический импульс;
в) обеспечивающие психическую регуляцию поведенческих актов и действий;
г) формирующие его защитные реакции.
9. Проприативные мотивы выступают в деловом отношении как:
а) самодостаточные;
б) придающие личности делового партнера единство;
в) его бессознательное мотивы;
г) менее значимые для него вторичные мотивы.
10.Что характеризует деловых партнеров с ведущим мотивом достижения успеха?
а) ставят перед собой положительные цели в деловом общении;
б) уверены в успехе и одобрении своих действий;
в) осуществляют полную мобилизацию своих ресурсов на достижение поставленной цели;
г) предъявляют неуверенность в деловом общении и боятся любой критики.
11. Мотив власти в межличностной коммуникации деловых партнеров связан с их склонностью:
а) рассматривать других партнеров как объект манипуляции;
б) доминировать в деловом общении;
в) контролировать поведение других партнеров;
г) приспосабливаться к действиям других партнеров;
д) уменьшать последствия своих агрессивных поведенческих актов
12.Установите соответствие между типами неплодотворной ориентации характера делового партнера и их основными характеристиками:
Ориентация характера | Основные характеристики |
1. Рецептивная | А. Целеустремленная, готовая к обмену, общительная, экспериментирующая, манипулятивная |
2. Эксплуататорская | Б. Берущая, сговорчивая, легковерная, восприимчивая, лишенная в уверенности в себе |
3. Стяжательная | В. Активная, инициативная, импульсивная, агрессивная, способная предъявить требования |
4. Рыночная | Г. Практичная, экономная, сдержанная, подозрительная, инертная, педантичная, жадная |
.
13. Социальные установки деловых партнеров:
а) побуждают его к определенной деятельности;
б) определяют общую направленность поведения деловых партнеров;
в) содействуют выбору мотива;
г) способствуют преодолению препятствий в межличностном общении.
2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «аффект неадекватности партнера», «вербальный интеллект», «когнитивная компетентность», «креативность партнера», «мотивация», «мотив аффилиации», «воля», «социальный характер», «темперамент», «относительная депривация», «субсидирующая потребность», «фасцинация».
3.Как Вы думаете, почему в современной России, в т.ч. и в сфере государственного управления, получили распространение психологические типы характера с неплодотворной ориентацией: рецептивный, стяжательский, эксплуататорский и рыночный. Аргументируйте свой ответ.
4. Охарактеризуйте такие ведущие волевые качества личности, определяющие деловой успех, как целеустремленность, терпеливость, упорство, настойчивость, самообладание, выдержка, смелость, решительность, инициативность, дисциплинированность. Попробуйте оценить степень их развития у Вас.
5. Каким образом типология темперамента влияет на характер межличностного взаимодействия деловых партнеров? Проанализируйте, как бы Вы вели себя с деловыми партнерами разного типа темперамента.