Основные задачи и направления развития терапии
Развитие терапии основывается на высоких медицинских технологиях, современных достижениях науки в биохимии, иммунологии, биофизике, генетике и др. Это определяет задачи, стоящие перед практическим здравоохранением и учреждениями, которые готовят кадры для здравоохранения:
- повышение качества культуры и оказания медицинской помощи
- обеспечение жителей необходимыми лекарственными средствами и предметами ухода
- профилактика заболеваний
- формирование здорового образа жизни человека в борьбе с вредными привычками
- повышение качества подготовки медицинских кадров
Самыми главными являются мероприятия по профилактике заболеваний. Содержание сестринского дела менялось на протяжении веков так же, как менялись запросы общества и условия жизни.
Первое научное определение сестринского дела дала английская медицинская сестра Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» (1859). Она считала, что сестринское дело – это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «создать для пациента наилучшие условия для активации его собственных сил».
Называя сестринское дело искусством, она считала, что это искусство требует «организации, практической и научной подготовки». Флоренс Найтингейл была твердо убеждена, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний».
Сестринское дело оформилось в России в 1813 году, когда появилась служба «сердобольных вдов». В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницы женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». Сердобольные вдовы в отличие от «баб-сидельниц» уже должны были осваивать и некоторые медицинские приемы для оказания помощи. В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. В 1822 году вышло в свет 1-е руководство на русском языке по уходу за больными – учебник Оппеля.
В 1828 году руководство благотворительными учреждениями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин. Первая община сестер милосердия возникла в 1844 году в Петербурге. Она основала в 1854 году Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия – первый союз русских женщин, объединившихся для ухода за пострадавшими на полях сражений. Руководство Крестовоздвиженской общиной взял на себя великий русский хирург Н.И. Пирогов.
Помимо сестер милосердия Крестовоздвиженской общины помощь раненым оказывали жены, сестры и дочери севастопольцев. Среди них легендарная Даша Севастопольская.
Среди блистательных имен русских сестер милосердия видное место занимает Екатерина Михайловна Бакунина. Истинная аристократка, глубоко верующая Екатерина Михайловна была призвана на высокий пост настоятельницы Крестовоздвиженской общины сестер.
В начале нашего столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель для помощи воинам-манчжурцам.
Однако после революции общины сестер милосердия были ликвидированы, само слово «милосердие» объявлено «поповским», вместо него появились термины «красные санитарки», «красные сестры», «помврача», «замврача» и наконец «медицинская сестра».
Первые медицинские школы появились в нашей стране в 1920 году по инициативе Н.А. Семашко. Из программ сестринской подготовки был удален религиозный компонент (до революции он составлял 300 часов). Сестринское дело было значительно идеологизировано. В 1927 году издано Положение о медицинских сестрах, в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными.
В Великую отечественную войну только в армии находилось 200 тысяч врачей и 500 тысяч средних медицинских работников. Впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина-санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи.
Нелегок труд медсестры был и в мирное время, особенно в условиях послевоенной разрухи, когда резко увеличилось число больных, увечных и бездомных. По мере улучшения уровня жизни были увеличены сроки обучения медицинских сестер, введены новые профили, упорядочена сеть медицинских училищ.
В августе 1993 года в подмосковном поселке Голицыно был проведен Российско-американский семинар по реформе сестринского образования и практики под девизом «Новые медсестры – новой России!»