Психологические аспекты изучения индивидуальной деятельности
Виды деятельности, существующие в данном обществе, определяются уровнем развития его производительных сил и системой сложившихся общественных отношений (прежде всего их основы — производственных отношений). Но эти деятельности не есть функционирование некоего абстрактного «социума»; они выполняются живыми конкретными людьми, индивидами, членами данного общества. Психологию, как уже отмечалось, интересует прежде всего деятельность индивидов, индивидуальная деятельность, деятельность, рассматриваемая на уровне индивидуального бытия. <...>
Что же в индивидуальной деятельности интересует психологию? Исследуя деятельность, естественно, прежде всего определяют ее предмет, средства и условия, в которых она протекает. Но когда индивид приступает к выполнению той или иной деятельности, для него и предмет, и средства, и условия выступают как заданные. <...> Действительным продуктом любой, в том числе и индивидуальной, деятельности является преобразованный (хотя бы опосредствованно — через деятельность других людей) в ходе ее выполнения предмет, материальный или идеальный. При этом важно подчеркнуть, что в оценке продукта деятельности главное — его общественная значимость (какую общественную потребность данная деятельность удовлетворяет). <...>
Что же все-таки исследуется психологией в индивидуальной деятельности? Не предмет, не средства, не условия, не продукт. Тогда что же? Говоря очень широко, объектом ее анализа является индивид как субъект деятельности. Но субъект деятельности (в том числе и индивидуальный) изучается не только психологией. А что же интересует психологию? Что изучает она, и только она, и что не изучается никакой другой наукой, кроме психологии?
Деятельность, как справедливо подчеркивал Леонтьев, — это реальная связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика.
Выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в процессе деятельности у него возникают те или иные эмоции, проявляются волевые качества, формируются установки, отношения и т. д. Такая деятельность, при выполнении которой человек не воспринимает, не мыслит, не переживает, — такая деятельность просто не может существовать. Если у индивида нет побуждающих к деятельности мотивов, если он не имеет цели, если он не воспринимает тех предметов (или их моделей), с которыми и при помощи которых он действует, если он не помнит, что и как надо делать, то деятельность не состоится, хотя бы налицо были и предмет, и средства, и все необходимые условия. Короче говоря, в деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. <...>
Психология как раз и берет в деятельности тот аспект, который связан с изучением различных форм, видов и уровней субъективного отражения объективной действительности действующим человеком, т. е. прежде всего субъективный план деятельности. В исследовании деятельности нас прежде всего интересуют мотивы, целеобразование, воля, эмоции и т. д., которые представляют собой специфические формы субъективного отражения общественных отношений. Она изучает также роль, функции и динамику сенсорных, перцептивных, мнемических и иных психических процессов, включенных в реальную деятельность человека.
В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия» (в том смысле, в котором употреблял этот термин Рубинштейн), как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане как необходимой «составляющей» деятельности. Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъекту (например, при ее алгоритмическом описании), никакими психологическими характеристиками, конечно, не обладает. Ими обладает только субъект деятельности.
Психологию интересует в первую очередь, каковы роль и место системы процессов субъективного отражения действительности в деятельности индивида (или группы людей), будь то деятельность производственная, политическая, научная и любая другая. С одной стороны, она рассматривает деятельность, как детерминанту системы психических процессов, состояний и свойств субъекта. С другой стороны, она изучает влияние этой системы на эффективность и качество деятельности, т. е. рассматривает психическое как фактор деятельности.
Что касается так называемых познавательных процессов, то их роль и место в индивидуальной деятельности, а также детерминирующее влияние деятельности на их развитие изучаются в психологии интенсивно, и в этой области имеются бесспорные достижения. Частично исследуются психические состояния и свойства. Гораздо труднее дело обстоит с изучением мотивации и целеобразования. Между тем в психологическом исследовании деятельности этим проблемам принадлежит первостепенная роль. Трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач.
Понятиям мотива и цели принадлежит в психологическом анализе деятельности важнейшее место. Немотивированной, так же как и нецеленаправленной, деятельности просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых: субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности.
Когда речь идет о мотивах деятельности человека (и его поведения в целом), то имеются в виду некоторые субъективно-переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила, как непосредственная причина его поведения. <...>
В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость. <...>
Будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив, однако, не определяет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив может реализоваться в разных деятельностях.
Неверно представлять себе дело таким образом, что потребность (даже отраженная в голове индивида, т. е. ставшая мотивом), может быть удовлетворена одним, и только одним способом. Однозначной жесткой связи между потребностью и способом ее удовлетворения нет.
То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться (и реально формируются) разные цели. В этой связи можно говорить о «поле целей», связанных с тем или иным мотивом. Мотив как бы «поливалентен». Если мотив лишь побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику.
Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель — к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт. Нужно отметить, что в психологическом анализе деятельности мотив и цель часто не расчленяются, а иногда и просто отождествляются. Между тем «спектр» их взаимоотношений весьма широк — от более или менее полного соответствия (в том случае, когда результатом деятельности индивида является предмет, который может непосредственно удовлетворить его потребность) — до их значительного расхождения и даже противоречия. При этом случаи полного соответствия цели мотиву довольно редки и скорее составляют исключение, чем правило. В реальной жизни предмет, могущий удовлетворить ту или иную потребность индивида, обычно не совпадает с продуктом его деятельности. <...>
… Цель деятельности выступает как идеальное представление ee будущего результата, которое как закон определяет характер и способы действий человека. Цель является, таким образом, феноменом опережающего отражения. Одна из важнейших задач психологии состоит в том, чтобы исследовать особенности опережающего отражения в разных видах деятельности и вскрыть его динамику в процессе целеполагания и целеобразования. При этом важно подчеркнуть, что цель не привносится в индивидуальную деятельность извне (во всяком случае, когда речь идет о развитых формах деятельности) …Процесс целеобразования глубоко личностный. <...>
Сформировавшаяся цель реализуется в актуальной деятельности. При этом сложность деятельности будет зависеть от того, насколько цель отдалена от предмета, т. е. от «расстояния» между наличным предметом и предполагаемым результатом, а также от тех средств (и уровня владения ими), которыми человек располагает. В очень простых случаях достижение цели требует выполнения сравнительно небольшого числа действий. Но обычно деятельность реализуется как система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых решает частную задачу и может быть рассмотрено как некоторый «шаг» по направлению к цели. Являясь высшим регулятором деятельности и оставаясь устойчивой (иначе деятельность прервется), цель с каждым таким «шагом» трансформируется, выступая каждый раз как конкретная задача. <...>
Обсуждаемые выше проблемы относятся главным образом к личностному аспекту деятельности. Исследования формирования и развития мотивов (мотивационной сферы) человека и процессы целеобразования раскрывают прежде всего психологические характеристики личности. Это безусловно важнейший аспект проблемы деятельности, но не единственный.
Другой аспект — это изучение динамики сенсомоторных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других психических процессов (в особенности их взаимоотношений) в реальной деятельности ее индивидуального субъекта, а также его психических состояний. Современная психология располагает богатейшими данными, показывающими особенности протекания психических процессов в условиях реальной деятельности человека (ее различных видов). Нет нужды излагать эти данные, так как они хорошо известны. Отметим лишь один момент. Вектор «мотив—цель», являясь высшим регулятором деятельности, определенным образом организует и включенные в нее психические процессы. Именно этот «вектор» выступает в роли детерминанты избирательности восприятия, особенностей внимания, оперативного извлечения информации из памяти и способов ее преобразования в мышлении. Он определяет в конце концов и динамику психических состояний (правда, она изучена еще недостаточно: значительно менее, чем динамика психических процессов).
Исследование динамики взаимосвязей мотива и цели, трансформации цели в задачу имеет исключительно большое значение для разработки проблемы «сознательное—бессознательное (неосознаваемое)». Что именно будет осознаваться субъектом деятельности (более широко: поведения), а что нет, в конце концов определяется этой динамикой, подчиняющейся объективным законам.
Но проблема соотношения вектора «мотив—цель» и психических процессов имеет также и другую сторону, которая, к сожалению, в психологии не изучается вообще. Дело в том, что мотив и цель не представляют собой нечто, стоящее вне (или над) психическими процессами. Они формируются в процессах восприятий, представления, мышления; существенное значение в их формировании имеют мнемические процессы (как известно, при нарушениях памяти же нарушиться и целесообразная деятельность).
… Любой психический процесс включает момент антиципации, т. е. опережения текущих событий; в нем отражаются не только состояние объекта в данный момент времени, но и тенденции его изменения.
Именно этот момент и используется в целеобразовании: ее эффекты являются как бы материалом для построения цели. Особенно большая роль в формировании цели принадлежит мышлению, обладающему наибольшими (по сравнению с другими процесами - сенсомоторным, перцептивным и т. д.) прогностическими возможностями, дальностью и глубиной опережения.
Исследование целеобразования в плане психических процессор ставит вопрос о том, в какой форме выступает цель в голове субъекта. Цель может выступать и как перцептивный образ, и как образ-представление и как определенная «логическая конструкция» (система суждений и умозаключений). В какой именно форме выступит цель, зависит от конкретных условий, в которых предстоит действовать субъекту, а также от его индивидуально-психологических особенностей. Конечно, было бы неверно полагать, что сенсомоторный, перцептивный, мнемический и интеллектуальный процессы каждый сам по себе определяет форму цели. Когда говорится, что цель выступает как перцептивный образ (например, в деятельности слежения), то это вовсе не значит, что она связана только с восприятием. Конечно, ее формирование было бы невозможно без участия мышления, представления и памяти. В формировании цели участвуют так или иначе все уровни психического отражения. Но при этом какой-либо из них (в зависимости от условий) оказывается ведущим. И в этом плане цель является системно-интегральным образованием, специфической формой опережающего отражения.
Еще большее значение имеет изучение динамики психических процессов (их взаимоотношений и взаимопереходов) в исследовании структуры и динамики индивидуальной деятельности: прогнозирования хода событий, связанных с ее мотивами и целями, формирования концептуальных моделей и оперативных образов, принятия решений, трансформаций цели в систему задач, переработки текущей информации, планирования деятельности, оценки результатов и коррекции действий… Все вышеизложенное подводит вплотную к наиболее сложному и вместе с тем наиболее принципиальному для психологии вопросу — вопросу о соотношении деятельности и психики.
Одна из распространенных в советской психологии точек зрения состоит в утверждении, что психика есть деятельность: внутренняя деятельность, которая является производной от деятельности внешней (прежде всего предметно-практической). Она, эта внутренняя психическая деятельность, имеет то же строение, что и деятельность внешняя. Утверждается, например, что психические процессы организуются в соответствии с теми же принципами, по которым строится трудовое действие; психическое, таким образом, выступает как своеобразная модель материального действия. В этой связи в качестве основного механизма формирования психического (психических действий и деятельностей) объявляется интериоризация (понятие, введенное в психологию П. Жанэ, но позднее существенно измененное). Если суммировать работы, выполненные на основе этой позиции, то можно грубо дать такую схему: сначала человек (индивид) выполняет некоторое действие с предметом; это действие является внешним (например, манипулирование с вещью), затем оно интериоризуется, как бы «вращивается» в субъекта и становится внутренним, т. е. подлинно психическим действием. При этом происходит свертывание действия, его редукция и видоизменение. Именно такими внутренними интериоризированными и являются перцептивные, мнемические, умственные и другие психические деятельности (и действия).
Прежде всего отметим, что понятия «внешнее» и «внутреннее» относительны и многозначны. Когда используются эти понятия, естественно, возникают вопросы: «внешнее» — по отношению к чему? «внутреннее» — по отношению к чему?
Часто «внутренние процессы (или действия)» трактуются как процессы, протекающие внутри субъекта и недоступные непосредственному стороннему наблюдению, а «внешние» — как доступные такому наблюдению. Внешнее, таким образом, — это объективно наблюдаемое, а внутреннее — субъективное, объективно не наблюдаемое.
Конечно, можно описать некоторую внешнюю (наблюдаемую извне) картину некоторой деятельности человека (куда-то пошел, что-то взял, что-то положил и т. д.). Но за внешним всегда скрывается, всегда есть внутреннее. В этих «пошел», «взял», «положил» и т. д. так или иначе проявляются побуждающие человека мотивы, цели, которые он перед собой ставит, задачи, которые он решает. Человек не выполнит перечисленных актов, если он не воспринимает, не запоминает, не представляет, не мыслит. Любая деятельность, любое действие (если это действительно акция, а не реализация) всегда имеет внутреннюю сторону, момент, «составляющую».
С другой стороны, любая деятельность, которую можно было бы. назвать внутренней, так или иначе проявляется вовне, в актуальных наблюдаемых действиях и поступках человека… Нет деятельности «чисто внешней», как нет и деятельности «чисто внутренней». Любая реальная актуальная деятельность имеет и внешнее, и внутреннее (внешний и внутренний планы или стороны), которые связаны между собой неразрывно. Любое внешнее действие опосредствуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психики в деятельности.
Утверждается, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение. Но тогда невольно возникает вопрос: какой жизненный смысл такого дублирования? Структура деятельности любой деятельности едина: она включает и внешнее и внутреннее. При этом в разных видах деятельности внешнее и внутреннее сочетаются специфическим образом. Важнейшей задачей психологии в их изучении является разработка такой теории, которая раскрывала бы эти «внешнее» и «внутреннее» в единой структуре, а также изучение тех специфических способов интеграции психических процессов, которые свойственны разным видам человеческой деятельности. Но тогда, если в структуре любой деятельности есть и внешнее и внутреннее, возникает сомнение в правомерности идеи интериоризации как основного механизма формирования внутренних (например, умственных) действий. Признание единства структуры деятельности, по крайней мере, требует рассматривать интериоризацию в единстве с экстериоризацией. <...>
В связи со сказанным возникает общий вопрос: есть ли основ ние рассматривать психику как особую деятельность, как внутренюю, интериоризованную деятельность? Или иначе: есть ли основания распространять на психические явления (например, на психические процессы) схемы, разработанные при изучении различны видов исторически сложившихся деятельностей? <...>
Чтобы, например, рассматривать перцептивные, мнемические, интеллектуальные и иные психические процессы как особые вид деятельности, нужно прежде всего доказать, что каждый из ни имеет специфический мотив, специфическую цель, специфические предмет и средства. В самом деле, имеет ли восприятие или мышление свой собственный мотив, отличающийся от того, который побуждает человека заниматься, например, наблюдательской или исследовательской деятельностью? Вряд ли такой мотив можно найти. Восприятие и мышление выступают не как самостоятельные виды деятельности, а как моменты реальной деятельности человека, как ее «составляющие». Они включены в деятельность и наблюдателя и исследователя (и любую другую), обеспечивая отражение условий, предмета и средств этой деятельности, формирование мотивов и целей, выявление проблем и решение задач и т. д.
Деятельность наблюдателя нельзя сводить к восприятию, хотя; восприятие в этой деятельности и играет особую роль; точно так же нельзя сводить деятельность исследователя к мышлению. Задача психологии — разобраться в той специфической структуре психических процессов, которая характеризует некоторую определенную деятельность, а не сводить одно к другому.
По существу термины «перцептивная деятельность», «мнемическая деятельность» и т. д. имеют то же основание, по которому разделяются психические процессы.
Конечно, термин «деятельность» может использоваться и в применении к психическим процессам, но не в том значении, которое вкладывается в него, когда речь идет об общественно-исторической категории. Здесь значение этого термина близко к тому, которое относится, например, к высшей нервной деятельности, вообще к функционированию какой-либо системы или органа, т. е. к понятию «активность».
Если говорить, например, о перцептивной деятельности, то это понятие как будто бы близко к понятию «деятельности наблюдения». Но наблюдение как деятельность имеет смысл только в контексте других деятельностей. Человек ведет наблюдение не для того чтобы строить образы в своей голове (эти образы строятся не потому, что ставится такая цель; их формирование подчинено определенным объективным законам, некоторые из которых уже известны), а для того чтобы получаемую информацию использовать в другой деятельности (или передать эту информацию тому, кто ее использует).
Роль психических процессов в деятельности в том и состоит, что они, являясь процессами отражения действительности, обеспечивают ее регуляцию: ее адекватность предмету, средствам и условиям. Иначе говоря, основные функции психики в деятельности — когнитивная и регулятивная. <...> Изучая деятельность, психология раскрывает (во всяком случае, должна раскрывать) формы, уровни и динамику субъективного отражения действительности и механизм психической регуляции этой деятельности. Ее задачей является также изучение влияния деятельности на развитие психических процессов, состояний и свойств человека, на развитие психического склада личности в целом.