Американский романтизм. Творчество Эдгара Аллана По.
1. История развития американского романтизма.
- хронологические рамки и этапы развития романтизма, краткая характеристика этапов, основные представители.
- особенности развития американского романтизма.
- романтические школы, особенности развития, представители.
- региональные течения романтизма и их особенности.
2. Творчество Эдгара Аллана По.
- особенности мировоззрения и противоречивость идейно-эстетической концепции Э. По (статья «Философия творчества»).
- острая критика буржуазного мира,
- аналитический принцип и рационализм повествовательной манеры
- острое ощущение границ человеческого разума.
- мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя.
3. Лирика Э. По
- поэтическое новаторство Э.По («Ворон», «Колокола», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Эльдорадо»).
4. Художественное мастерство По-новеллиста.
- Типология новелл в творчестве Э. По (психологическая, фантастическая, детективная, «страшная»).
- По и истоки детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Тайна Мари Роже»).
- Схема детективной новеллы, разработанная писателем: сложная сюжетная структура, обязательные герои (частный детектив и его помощник (друг, слушатель), пространственно-временные соотношения, вопрос о методе расследования преступления, функция героя-рассказчика, предметно-вещный мир в детективной новелле (значение улики).
- Философские и нравственные проблемы детективной новеллы.
- Психологические и мистические новеллы Э. По, их особенности («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Низвержение в Мальстрем» и др.): влияние готического романа; роль фантастического, символика новелл.
- Концепция человека в новеллах Э. По: мотивы двойничества и раскола.
- Психологические состояния, привлекающие Э.По: чувство страха, тоски, отчаяния, «психологического слома».
Дополнительное задание:Написать статью-исследование на тему «Русский» Эдгар По» (на материале восприятия творчества Э. По Ф.М. Достоевским, переводов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Донской и др.)
Глоссарий:эстетика,жанр новеллы, детективная новелла, психологическая новелла, мистика, «поэтика ужаса», готический роман, аналитический принцип повествования, френология.
Рекомендуемая литература
1. Аллен Г. Эдгар По. М., 1984.
2. Американская романтическая проза. М., 1991.
3. Анастасьев Н.А. По и его рассказы // По Э. Рассказы. М., 1987.
4. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По.
5. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По.
6. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 века. М., 1975.
7. Достоевский Ф.М. Три рассказа Э. По // Достоевский Ф.М. Полн.собр. соч. М., 1979. Т.19.
8. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. – Л., 1984.
9. Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Э.По // Полное собрание рассказов Э.По. М., 1970.
10. Эстетика американского романтизма. М., 1977.
Практическое занятие № 5
Романтизм во Франции. Творчество В. Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери»
1. Особенности развития романтизма во Франции.
2. Условная периодизация французского романтизма. Общая характеристика каждого этапа.
3. Особенности творчества В. Гюго: основные этапы творчества Виктора Гюго, его мировоззрение и эстетические взгляды, место романа «Собор Парижской Богоматери» в творчестве В. Гюго.
4. Содержание и структура романа: основные сюжетные линии, особенности композиции.
5. История и художественная реальность: средневековый колорит, исторические фигуры, принцип народности.
6. Система образов в романе: принцип контраста, персонажи-антиподы, символическая нагрузка образов романа.
7. Символика и смысл названия романа, жанровое своеобразие.
Дополнительное задание:1.Презентация на тему «Экранные и сценические версии романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (кинофильмы, мультипликация, оперы, балет, мюзикл): анализ опыта визуализации текста»
2.Написать эссе-сочинение по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» на тему «Не есть ли жизнь причудливая драма, в которой смешиваются доброе и злое, прекрасное и безобразное, высокое и низкое – закон, действующий во всем творении?» (В. Гюго).
Глоссарий:жанр романтического романа, контраст, антитеза, символ-образ, архитектурный образ, принцип народности.
Рекомендуемая литература
1. Гюго, В. Собор Парижской Богоматери / В. Гюго ; пер. с фр. Н. Коган. – М. : Правда, 1984. – 560 с.
2. Банникова, Н.П. Виктор Гюго / Н.П. Банникова // Зарубежная литература для детей и юношества : учебник для ин-тов культуры : в 2 ч. / Н.П. Банникова [и др.] ; под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. – М. : Просвещение, 1989. – Ч. 1.
3. Гражданская, З.Т. От Шекспира до Шоу: Английские писатели XVI–XX вв. : кн. для учащихся / З.Т. Гражданская. – М. : Просвещение, 1982.
4. История зарубежной литературы XIX века : учебник / под ред. Е.М. Апенко. – М. : ПБОЮЛ, 2001.
5. История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. – М. : Высш. шк., 1991.
6. Карельский, А.В. Основные тенденции развития романтизма и его национальная специфика / А.В. Карельский [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1433.htm – Дата доступа : 30.07.2011.
7. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Луков. – 3-е изд. – М. : Издат. центр «Академия», 2006. – 512 с.
8. Мешкова, И.В. Творчество Виктора Гюго / И.В. Мешкова / М-во просвещения РСФСР ; Сарат. гос. пед. ин-т. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1971.
9. Моруа, А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / А. Моруа. – Минск : Беларусь, 1980. – 479 с.