Механизмы психологического воздействия, их характеристика
сихологического воздействия
Психологическое воздействие предполагает понимаC
ние предрасположенности людей; знание их харакC
терных черт и непроизвольных выражений, способноC
стей и приобретенных навыков, особенностей повеC
дения.
Поскольку индивид является членом той или иной
социальной группы, подход к нему строится на изучеC
нии групповой специфики.
Общепринятая классификация средств психо#
логического воздействия:
1) стимулирование тенденции к подражанию, вызыC
вающей сплочение единомышленников и развитие
энтузиазма, отметающих колебания. Руководитель
(внушающий) не должен обнаруживать признаков
сомнения, нерешительности или готовности слеC
довать воле аудитории, так как он может потерять
силу воздействия. Энтузиазм масс поднимается
вверх вплоть до самопожертвования. ОтвлекаюC
щие или успокаивающие мотивы подавляются;
2) внушаемость предопределяется тем, что судьба
индивида кажется связанной с судьбой группы.
Членами группы движет чувство общности в ущерб
самоопределению индивида;
3) крайняя степень повышенной внушаемости —
следствие жизненных условий, а не отношения
членов группы к общей цели, последнее может
быть даже индифферентным;
4) энтузиазм, готовность к самопожертвованиюмоC
гут иногда приводить к бессмысленной панике,
безрассудствам и бунтам. Повышенная внушаеC
мость ограничивает познавательное в личности. В практической жизни встречается и наивное
психологическое воздействие, когда между
внушаюCщим и толпой возникает слепая, лишенная
смысCла зависимость.
Психологи видят во внушении установку на моторную
реакцию, вызов определенного действия. Проблема
состоит в соединении функций подчинения с воспитаC
нием инициативы, необходимой для выполнения задаC
ний. Воспитание инициативы требует самостоятельности
и соCпротивления чужой воле. Его преодоление пытаютC
ся осуществить воспитанием доверия к руководителю,
личной преданности, устранением обстоятельств, выC
зывающих раздражение.
А. Бандура считает подражание родом социального
научения. Организм человека воспроизводит действия
модели, не всегда понимая их значение.
Американский психолог Ф. Скиннер, предлагая свой
вариант управления обществом, исходит из того, что
свобода и автономия личности являются иллюзорными.
Все мы зависим от окружающей среды, и выработка того
или иного типа поведения невозможна без использования
внешних подкрепляющих факторов, которые создают
впечатление о свободном обществе. Нужны специаC
листы по планированию поведения человека, котоC
рые помогли бы гармонизировать развитие личности,
достичь ее процветания.
Принципы психологического воздействия