Отработка первоначальных навыков управления автомобилем (этап 3)
Цель занятия. Выработать у кандидатов в водители умения трогаться с места, осуществлять переключение передач, останавливаться. Сформировать у будущих водителей приемы управления рулевым колесом автомобиля, адекватные конкретным условиям движения. Привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системой.
Данный этап отличает высокая динамичность в деятельности обучающихся, направленной на достижение поставленных целей, обуславливая тем самым переход от теоретической части обучения к практической. Большую значимость данному занятию придает степень реализации поставленных задач, создающая предпосылки для плодотворной деятельности обучения практическому вождению на автомобиле, ввиду чего необходимо осуществлять учебную деятельность в рамках данного этапа в условиях, максимально соответствующих действительности. Такую возможность дают автомобильные тренажеры, о которых упоминалось ранее.
Автомобильные тренажеры, оснащенные рабочим местом водителя, органами управления и контрольно-измерительными приборами автомобиля, позволяют не только знакомиться с их расположением и функциональностью, но и выполнять действия органами управления по отработке ключевых навыков в управлении автомобилем в условиях, реально соответствующих действительности.
В рамках данного занятия необходимо выработать у будущих водителей комплекс умений по взаимодействию органов управления при трогании автомобиля, переключении передач и остановке, перенося данные действия в условия конкретной дорожной обстановки. Важно развить у кандидатов в водители чувство педали: степень нажатия, плавность нажатия и отпускания, реакция автомобиля на действие педальным узлом, зависящее от типа обуви, которая должна быть удобной, с жесткой подошвой и небольшим каблуком. Зачастую обучающиеся не обращают внимание на этот фактор, что негативно сказывается на протекании учебного процесса. Кандидаты в водители допускают резкое трогание автомобиля, дергание в процессе переключения передач, значительное увеличение подачи топлива, резко тормозят.
При движении в темное время суток с ближним или дальним светом фар дорога за счет искусственного освещения световыми приборами имеет светлую поверхность, неосвещенное около дорожное пространство представляется темным, переходящим в зеленый фон. Такие условия видимости позволяют обучающимся концентрировать свое внимание только на проезжей части дороги, что на первых порах очень важно. Стоит также отметить, что в таких ситуациях водители быстро утомляются, поэтому данное занятие должно быть ограниченно по времени – не более одного часа.
Помимо условий видимости следует обратить внимание на конфигурацию дороги, которая представлена в виде закругления большого радиуса. Такая планировка позволяет кандидату в водители анализировать развитие дорожной обстановки, просматривая дорожное полотно не только в непосредственной близости перед автомобилем, но и видеть дальнейшее продолжение дороги в местах ее закругления. При этом, осуществляя движение по криволинейному участку, будущие водители получают представление об использовании рулевого колеса применимо к конкретным дорожным условиям.
Таким образом, дав обучающимся представление о развивающейся картине в тренажерной ситуации, следует ознакомить кандидатов в водители с комплексом упражнений, подлежащих усвоению и умению выполнения, а также методикой их выполнения. Целесообразно объяснение правил пользования органами управления осуществлять четко, не спеша, подробно и последовательно, чтобы обучающиеся имели возможность усваивать предлагаемое и правильно реализовывать. Объяснение процедуры трогания автомобиля с места должно происходить следующим образом.
Для начала движения автомобиля необходимо включить первую передачу, для чего выжимаем полностью сцепление, включаем первую передачу согласно представленной схеме, после чего следует прибавить немного «газа» соответствующей педалью и одновременно плавно отпустить педаль сцепления и опустить рычаг стояночного тормоза. Данные действия можно представить в виде алгоритма.
Начав движение, необходимо дать кандидату в водители период времени, чтобы адаптироваться в конкретной ситуации, получить представление о реакции автомобиля на действия обучающегося, выработать у последнего представление о действии рулевым колесом по стабилизации необходимой траектории движения. При этом следует напомнить, что действия рулевым колесом по обеспечению прямолинейного направления движения автомобиля должны сводиться к минимуму.
То есть, если есть предпосылки для отклонения автомобиля от заданной траектории, необходимо сразу предпринять адекватные контрмеры поворотом рулевого колеса в противоположную сторону. Стоит обратить внимание на необходимость вырабатывания у будущих водителей постоянства скоростного движения, без лишних ускорений и замедлений. Уже тренажерная подготовка позволяет этого достигнуть, если кандидаты в водители будут стараться поддерживать монотонный стиль вождения, руководствуясь органами слуха. Окончанием данной деятельности будет являться остановка автомобиля или прекращение движения. Для выполнения данного маневра необходима такая же, как и при трогании автомобиля, четкая последовательность действий, которая заключается в следующем.
Сначала необходимо полностью отпустить педаль газа, затем поочередно нажать другие две педали, а именно сначала сцепление, потом тормоз, после чего выключить передачу (перевести рычаг в нейтральное положение). Когда автомобиль полностью остановился, необходимо поднять рычаг стояночного тормоза и отпустить все педали. При этом необходимо убедиться, что автомобиль не покатился. Учитывая функциональное назначение стояночного тормоза (удержание автомобиля в неподвижном состоянии), необходимо сразу исключить возможность использования будущими водителями стояночного тормоза во время движения.
После двух объяснений правил использования органов управления автомобиля при трогании с места и остановке стоит предложить кандидатам в водители самостоятельно выполнить эти действия. В ходе данной деятельности необходимо контролировать правильность выполнения всех действий, совершаемых обучающимися, и после очередного прекращения движения делать соответствующие замечания. Важно также обратить внимание на типичные ошибки, возникающие в процессе трогания и остановки автомобиля.
Начиная движение, кандидаты в водители допускают две основные ошибки: осуществляют данный процесс рывком и в ходе трогания автомобиля провоцируют глушение двигателя. Предпосылки первой ошибки кроются в резком отпускании педали сцепления, вторая ошибка становится результатом недостаточной подачи топлива педалью «газа».
Убедившись в достижении стабильности правильного использования органов управления в моменты начала и прекращения движения, следует усложнить задачу, добавив еще одну операцию - переключение передач.
Зная, что первая передача практически не используется для движения, необходимо буквально сразу после трогания автомобиля с места и незначительного ускорения переключиться на вторую передачу, обусловив тем самым процедуру разгона автомобиля. Для этого сначала полностью отпускаем педаль газа, затем выжимаем сцепление и рычагом включаем вторую передачу, после чего отпускаем педаль сцепления и прибавляем «газ». В подавляющем большинстве автомобилей включению второй передачи соответствует перевод рычага назад. В принципе при любом последовательном переключении передач рычаг переводится в противоположное положение, что создает предпосылки для удобства его использования и запоминания схемы переключения передач. Переход на более высшие передачи аналогичен.
После двукратного объяснения процедуры переключения передач обучающиеся снова приступают к самостоятельной деятельности по закреплению данных навыков в комбинации с уже закрепленными навыками начала и прекращения движения.
Оценивая деятельность будущих водителей, необходимо также контролировать ритм выполнения этих процессов. Следует постоянно акцентировать внимание кандидатов в водители на правильность совершения каждого действия, являющуюся залогом успешной трансформации в автоматизм, присущий водителям при выполнении комплекса функциональных действий по управлению автомобилем.
Контрольные вопросы
1. Почему ситуация, развивающаяся при использовании тренажера, повторяет темное время суток?
2. Для чего в учебной ситуации используется дорога с закруглением?
3. Какие профессионально полезные качества развиваются у кандидатов в водители от использования такой обстановки?
4. Назовите комплекс действий, определяющий начало движения автомобиля. Поясните каждое действие.
5. Изложите порядок использования органов управления, соответствующий окончанию движения автомобиля. Прокомментируйте этот процесс.
6. Объясните, как происходит переключение передач в восходящем порядке? В чем особенность этого процесса.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАВЫКОВ
1. Запустите и прогрейте двигатель. Включите ближний свет фар.
2. Осуществите трогание автомобиля с места, комментируя каждое действие.
3. Произведите остановку автомобиля с приведением в действие стояночного тормоза.
4. Выполните комплекс упражнений, состоящий из начала движения, переключения передач и остановки автомобиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О безопасности дорожного движения : Федеральный закон № 196-ФЗ. – М., 1996.
2. Программа подготовки водителей транспортных средств. – М., 2010
3. Правила дорожного движения. – М., 2010.
4. Нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности дорожного движения. Водитель : сборник. – Т. 1. – М., 2007.
5. Волгин, В.В. Учебник по вождению автомобиля / В.В. Волгин. – М., 2003.
6. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 1999.
7. Сычев, А.Я. Вождение автомобиля / А.Я. Сычев, В.А. Мостаков. – М., 1981.
8. Михайловский, Е.В. Устройство автомобиля / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М., 1991.
9. Молоткова, Н.В. Основы управления транспортным средством и безопасность движения / Н.В. Молоткова, А.О. Хренников. – Тамбов, 2004.
10. Нарицын, Н. Психология безопасного вождения / Н. Нарицын. – М., 2006.
11. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М., 2002.
12. Хренников, А.О. Проектирование технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере организации и безопасности движения в условиях технического вуза : диссертация / А.О. Хренников. – Тамбов, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник Айзенка:
1. 1.Любите ли вы суету и шум вокруг себя?
2. 2.Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы вас поддержать?
3. 3.Вы всегда находите ответ, когда вас о чем-нибудь спросят?
4. 4.Бывает так, что вы раздражены чем-нибудь?
5. 5.Часто ли у вас меняется настроение?
6. 6.Верно ли, что вам легче и приятнее с книгами, чем с людьми?
7. 7.Часто ли вам мешают уснуть разные мысли?
8. 8.Вы всегда делаете так, как вам говорят?
9. 9.Любите ли вы подшучивать над кем-либо?
10. 10.Вы когда-нибудь чувствовали себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. 11.Можете ли вы сказать о себе, что вы веселый, оживленный человек?
12. 12.Вы когда-нибудь нарушали правила поведения в школе, институте, на работе?
13. 13.Верно ли, что вы часто бываете раздражены чем-нибудь?
14. 14.Нравится ли вам все делать в быстром темпе?
15. 15.Вы переживаете из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. 16.Вам можно доверить любую тайну?
17. 17.Можете ли вы без особого труда внести оживление в скучную компанию?
18. 18.Бывает так, что у вас без всякой причины сильно бьется сердце?
19. 19.Делаете ли вы обычно первый шаг для того, чтобы познакомиться с кем-нибудь?
20. 20.Вы когда-либо говорили неправду?
21. 21.Вы расстраиваетесь, когда критикуют вас и вашу работу?
22. 22.Вы часто шутите и рассказываете смешные истории своим друзьям?
23. 23.Вы часто чувствуете себя усталым?
24. 24.Верно ли, что вы никогда не опаздывали на работу?
25. 25.Вы обычно веселы и всем довольны?
26. 26.Обидчивы ли вы?
27. 27.Вы очень любите общаться с друзьями?
28. 28.Всегда ли вы выполняете просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. 29.У вас бывают головокружения?
30. 30.Бывает ли, что ваши действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. 31.Вы часто чувствуете, что вам все надоело?
32. 32.Любите ли вы хвастаться?
33. 33.Вы часто сидите и молчите, когда попадаете в общество незнакомых людей?
34. 34.Волнуетесь ли вы иногда так, что не можете усидеть на месте?
35. 35.Вы обычно быстро принимаете решения?
36. 36.Правда ли, что вы никогда не нарушали трудовой дисциплины?
37. 37.Вам часто снятся страшные сны?
38. 38.Можете ли вы дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. 39.Вас легко огорчить?
40. 40.Случалось ли вам плохо говорить о ком-нибудь?
41. 41.Верно ли, что вы обычно говорите и действуете быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
42. 42.Если вы оказываетесь в глупом положении, долго ли потом переживаете?
43. 43.Вам очень нравятся веселые игры?
44. 44.Вы всегда едите то, что вам подают?
45. 45.Вам трудно ответить «нет», когда вас о чем-нибудь просят?
46. 46.Вы любите часто ходить в гости?
47. 47.Бывают ли такие моменты, когда вам не хочется жить?
48. 48.Были ли вы когда-нибудь грубы с родителями?
49. 49.Считают ли вас веселым и живым человеком?
50. 50.Вы часто отвлекаетесь, когда выполняете скучную, однообразную работу?
51. 51.Вы чаще сидите и смотрите, чем принимаете активное участие?
52. 52.Вам обычно бывает трудно из-за разных мыслей?
53. 53.Бываете ли вы совершенно уверены, что можете справиться с делом, которое должны выполнить?
54. 54.Бывает ли, что вы чувствуете себя одиноким?
55. 55.Вы стесняетесь заговорить с незнакомыми людьми?
56. 56.Вы часто спохватываетесь, когда поздно что-либо исправлять?
57. 57.Когда кто-либо кричит на вас, вы тоже кричите в ответ?
58. 58.Бывает ли, что вы иногда чувствуете себя веселым или печальным без всякой причины?
59. 59.Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?
60. 60.Вам часто приходится волноваться из-за того, что вы сделали что-нибудь, не подумав?
Обработка результатов
Экстраверсия – интраверсия определяется по сумме положительных ответов на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59. Результаты сравниваются с показателями табл. 1.
Эмоциональная стабильность (нейротизм) определяется суммой положительных ответов на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60. Результаты сравниваются с показателями табл. 2.
По полученным результатам определяется психологический портрет личности (рис. П1).
Шкала социальной желательности («шкала лжи») определяется по числу совпадений знаков при ответе на вопросы со знаком «+»: 8, 16, 24, 28, 36, 44 и со знаком « – »: 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Таблица 1
Интраверсия | Экстраверсия | ||
значительная | умеренная | умеренная | значительная |
0 – 7 | 8 – 11 | 12 – 18 | 19 – 24 |
Таблица 2
Эмоциональная стабильность | Эмоциональная нестабильность | ||
высокая | средняя | высокая | очень высокая |
0 – 10 | 11 – 14 | 15 – 18 | 19 – 24 |
По шкале социальной желательности («шкале лжи») показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. «Шкала лжи» является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Такого рода данные с превышением «шкалы лжи» выше критического уровня при обработке берутся на заметку.