Тема 8. Основные теории и модели социальной работы
Виталистско-ориентированная модель: опирается на концепцию жизненных сил человека, учет характера взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, воспроизводства и совершенствования его деятельности как биопсихосоциального существа.
Гуманистическая модель: одним из основных принципов является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности, понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. Используются недирективные методы помощи, главная цель которых – активизировать потенциал клиента для самостоятельного решения проблем и поиска своего предназначения в жизни.
Когнитивная модель:ориентирована на выявление возможности регуляции поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Широко распространено применение метода консультирования.
Марксистская модель: ориентирует социального работника на активизацию коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществление перемен в обществе.
«Модели жизни» экологической теории: базируются на междисциплинарных исследованиях социальных и психологических проблем индивида, включенного в разные социальные системы: воздействие осуществляется не только на индивида, но и на среду его обитания. В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения.
Модель социальной работы - совокупность теоретических положений, отражающих связь социальной работы со смежными дисциплинами, направления деятельности, методы и формы содействия нуждающимся. Модели социальной работы сводятся к трем группам теорий: социолого-ориентированные, психолого-ориентированные и комплексно-ориентированные.
Психодинамическая модель: в работе с клиентами используется теория психоанализа; в модели используются преимущественно недирективные терапевтические технологии оказания помощи.
Ролевая теория: использует некоторые компоненты социологического знания, хотя в основном базируется на психологическом знании. Включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.
Социально-педагогическая модель: в основе лежит положение, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности; рассматривается как на уровне структурной, так и на уровне психосоциальной работы.
Социально-радикальная модель: в основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями» (главным образом, в области прав человека и гражданина), развитие самосознания клиента; ориентирована только на психически и ментально сохранных индивидов. Акцент делается на учете влияния властных структур, классовой принадлежности, на таком общественном явлении как угнетение.
Экзистенциальная модель: основывается на экзистенциальном и феноменологическом подходах, которые призывают при анализе проблем клиента принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, своем социальном статусе; социальный работник должен уделять особое внимание рассмотрению специфики поведения клиента в первичных группах (например, семье) и непосредственном социальном окружении.