Анализ результатов экспериментально-психологического исследования
Интерпретация данных психологического эксперимента представляет собой наиболее сложную и ответственную часть исследования, заключающуюся в анализе и систематизации полученной информации в соответствии с поставленной целью. Экспериментатор, прежде всего, должен четко представлять себе, какие качества психической деятельности ребенка он хочет и (может) выявить с помощью тех или иных диагностических проб. Кроме того, он должен знать каким образом эти качества могут себя обнаружить, то есть иметь ориентиры для индикации именно этих, а не каких-либо других психических образований и процессов. Не меньшее значение имеет и правильное установление необходимого объема экспериментальных фактов, позволяющего оценить сформированности либо своеобразия того или иного параметра психической деятельности ребенка. Недооценка или упрощенное понимание этих моментов нередко приводит к двум крайностям в интерпретации результатов исследования. С одной стороны, возможна неправомерно широкая обобщенность выводов на основании единичных, возможно, случайных (иногда даже не имеющих прямого отношения к явлениям, интерпретируемым экспериментатором). Иногда же, напротив, выявленное в ходе исследования известное многообразие психологических особенностей испытуемого трактуется с позиций нарушения отдельных, нередко элементарных функций, которые, возможно и непреднамеренно, выдвигаются экспериментатором на первый план. И в том, и в другом случае психологическое заключение не сможет претендовать на достоверность и полноту обобщенной в нем информации.
Разработанная схема, в известной мере, упрощает процесс интерпретации, регламентируя необходимый объем и направленность анализа экспериментальных данных, наполняя конкретным содержанием анализируемые категории, но при этом не избавляет исследователя от необходимости квалифицированного, собственно психологического обобщения интерпретированных и даже формализованных данных эксперимента. Поэтому специалист, осуществляющий психодиагностическое исследование, должен не только обладать необходимыми навыками психолога-экспериментатора, но и иметь достаточно полное представление об особенностях психического развития исследуемого контингента детей.
Сущность обработки результатов эксперимента по предлагаемой схеме заключается в следующем.
1. На основании подробных протоколов исследования, проведенного в строгом соответствии с инструкциями, в порядке и объеме, изложенными в первой части руководства, анализируются проявления психической деятельности ребенка по каждому из 25 параметров с последующим начислением соответствующих балльных оценок.
2. Подсчитывается общий суммарный балл (имеющий, как мы еще раз подчеркиваем, значение лишь самого приблизительного диагностического ориентира). Полученный результат корригируется добавлением либо вычитанием определенного количества баллов в соответствии с точным возрастом испытуемого по следующей схеме:
6 лет 7 лет
6 месяцев (+4 балла) 1-2 месяца (-2 балла)
7 месяцев (+3 балла) 3-4 месяца (-3 балла)
8 месяцев (+2 балла) 5 месяцев (-4 балла)
9 месяцев (+1 балл) 6 месяцев (-5 баллов)
10 месяцев (+1 бал)
11 месяцев (0 баллов)
Детей, выходящих за данные возрастные диапазоны, обследовать данной методикой не рекомендуется.
3. Суммируются оценки в группе «значимых показателей», то есть тех параметров, в которых выявились статистически достоверные различия между всеми тремя группами испытуемых (параметры № 1, 5, 10, 11, 12, 13, 19, 22, 25).
4. Вычисляются суммарные оценки для остальных пяти групп показателей. Каждый суммарный результат сравнивается с соответствующими цифрами оценочной шкалы.
Приближение полученных суммарных оценок к средним величинам, статистически характеризующим какую-либо группу детей, уже само по себе может рассматриваться в качестве дифференциально-диагностического критерия. Кроме того, балльные оценки параметров, которые рекомендуется расположить на графике (параметры – по горизонтали, баллы – по вертикали), наглядно структурируют психическую деятельность ребенка, достаточно отчетливо обозначая наличие нарушенных и сохранных ее компонентов.
Оценочная шкала
Наименование показателей | Норма | ЗПР | Олигофрения |
Общий суммарный показатель | 64 (55 - 80) | 48 (41 - 54) | 30 (25 – 40) |
Сумма значимых показателей (параметры 1, 5, 10, 11, 12, 13, 19, 22, 25) | 27 (22 – 30) | 18 (15 – 21) | 10 (5 – 14) |
1 группа (парам. с 1 по 5) | 13 (10 – 18) | 9 (6 – 12) | 5,5 (3 – 7) |
2 группа (парам. с 6 по 9) | 9,5 (7 -12) | 6,5 (5 – 9) | 5,5 (3 – 7) |
3 группа (парам. с 10 по 13) | 11 (9 – 15) | 8 (6 – 11) | 4,5 (3 – 6) |
4 группа (парам. с 14 по 17) | 10 (8 – 12) | 8 (6 – 10) | 6,5 (3 – 7) |
5 группа (парам. с 18 по 25) | 25 (20 – 30) | 16 (13 – 20) | 9 (6 – 13) |
Первая цифра – средний суммарный балл для данной группы детей; вторая цифра(в скобках) – возможные диапазоны суммарных оценок
Основой для составления заключения по данным экспериментально-психологического исследования служат развернутые характеристики психической деятельности ребенка в параметрах, включенных в схему анализа. При этом отнюдь не требуется подробно описывать все 25 параметров. Достаточно представить обобщенные данные по каждой группе (особенности аффектно-личностной сферы, особенности работоспособности, общие характеристики и частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности) с более подробным описанием нарушенных звеньев внутри этих групп.
Резюме заключения должно отражать не только характер ведущих нарушений, но по возможности, и их вероятные механизмы. Сравнительно полный объем разносторонней информации о ребенке (о его психической деятельности) извлекаемый в процессе анализа полученных данных по предлагаемой схеме, позволяет вполне удовлетворительно решать эту задачу. Под выявлением механизмов мы, разумеется понимаем не индикацию сложных, «глубинных» психических процессов, определяющих особенности проявления тех или иных видимых нами признаков или свойств, а лишь установление определенной иерархии между этими внешними признаками, которые фиксируются в поверхностном срезе однократного экспериментально-психологического исследования. Однако достижение даже такой цели требует, чтобы эксперимент был проведен в точном соответствии с инструкциями и тщательно запротоколирован, а сам экспериментатор имел достаточную патопсихологическую подготовку и соответствующие теоретические знания о специфике исследуемого контингента детей.
Итоговый тест по дисциплине
Примерный вариант