Исследования нарушений эмоций в клинической психологии (можно про ПТСР, детский аутизм, психопатии)
Понятие эмоции в контексте теории деятельности Леонтьева – эмоция - отражают отношение между мотивами потребности и возможностью успешной реализации отвечающей этим мотивам деятельности.
Нарушения эмоций исследуются на разных моделях: нейропсихологической, патопсихологической, психиатрической.
Методы, которые используются в клинической психологии для определения нарушения эмоционального состояния: Дембо-Рубинштейн, методика на эмоциональную память (сравнивается запоминание нейтральных и эмоциональных слов), осознание эмоционального выражения лиц (ранжирование по степени выраженности эмоции, узнавание), при негрубом выражении нарушения эмоций можно использовать опросники Спилбергера, Бека, тест руки Вагнера.
-агрессивные эмоции: Тест фрустрации Розенцвейга, тест руки, ТАТ
-патологическая тревога
-страх: незаконченные предложения, ТАТ, рисунки
-аффективные рас-ва: депрессии, мания, МДП
-пиктограмма – аффективная насыщенность
Патопсихология. Поляков. Классические эксперименты по распознаванию эмоций на фотографиях лиц. 2 участника – больной и здоровый, 2 больных или 2 здоровых, 2 набора фотографий. Ставилась задача одному из них описать эмоциональное состояние лица на фотографии таким образом, чтобы второй мог опознать и найти это лицо у себя на фотографиях. У здоровых – экспертная мотивация, успех 90%. Здоровый и больной – больной описывал так, что здоровый опознать лицо вообще не мог, не было ориентации на партнера, не обнаруживалось желания узнать, понимает ли его партнер по общению, не формировалась цель совместной деятельности - 60%. Если здоровый описывал, а больной опознавал – 50-60%. Когда работали 2ое больных – успешность превышала показатель работы двух здоровых, и это при отсутствии тенденции к взаимодействию.
Психопатии (мышление – доминирует эмоциональная регуляции)
Вывод: у психопатических личностей в ситуациях неуспеха доминирующей формой регуляции становится эмоциональная, которая организует предметный план мыслительной деятельности. При этом поставленная цель «решить задачу» теряет свое главенствующее положение, субъективно значимыми становятся поиски выхода из сложившейся ситуации, а не решение поставленной экспериментатором задачи.
Полученные результаты подтверждают исходную гипотезу исследования о том, что в значимых ситуациях неуспеха у психопатических личностей происходит динамическое нарушение баланса регуляторных влияний на мышление со стороны рефлексивной и эмоциональной форм регуляции с доминированием последней.
Доминирование эмоциональной и редукция рефлексивной регуляции свидетельствует о том, что происходит усиление влияния эмоциональных переживаний на мышление и снижение осознанности и подконтрольности мыслительных действий
Эмоции в психосоматике. История психосоматики начинается с психоанализа. Именно психоанализ сместил акцент в исследовании человека: от рационального – к иррациональному; от физиологии- к эмоциональной сфере. Психоанализ ввел принцип целостности – идею взаимосвязи телесного и психического. Таким образом, эмоция в психоанализе изначально считается одним из главных симптомообразующих факторов.
Однако в классическом психоанализе (1 этап развития психосоматических идей 20-30 годы) проблема эмоций, их специфическое влияние на то или иное заболевание не изучается. Постулируется лишь однозначная, логически понятная связь между симптомом и содержанием вытесненного конфликта, который, естественно сопровождается негативными эмоциями. Говорится лишь о том, что негативные эмоции в той или иной мере обуславливают вытеснение конфликта, который вследствие этого может подвергнуться соматизации.
На 2 этапе развития психосоматических идей Ф. Александер придает эмоции статус промежуточного звена между конфликтом и соматическим симптомом, тем самым, переосмысляя гипотезу психосоматической специфичности. Совокупность соматических изменений под воздействием эмоции достаточно вариативна. Но у человека существует индивидуальный постоянный комплекс сдвигов, сопровождающий ту или иную эмоцию. Происходит соматизация эмоции – активация ее вегетативных компонентов. Основные теоретические принципы анализа:Важно анализировать психодинамику эмоции в телесном проявлении; Патогенная не просто эмоция, а эмоция повторяющаяся (хроническая эмоция); модальность (качество) эмоции. Нет отреагирования вовне.
ПТСР, детская психология (аутизм – страхи, нарушение эмпатии, привязанности)
ВКБ – эмоциональный уровень. Влияет на процесс выздоровления, тревога.