Средства выразительности приложение в8
Тропы | Риторические фигуры |
Троп (от греч. – поворот) – употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе. Эпитет Метафора Метонимия Ирония Сравнение | Фигура (от лат. – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструк-ций, усиливающих выразительность. Риторическое обращение Риторическое восклицание Риторический вопрос Антитеза Градация Повтор |
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Фигура | Пример | Особые приметы |
Антитеза(противопоставление) Градация (постепенное изменение, нарастание или убывание) Анафора Эпифора Параллелизм Риторические вопросы, обращения, восклицания Оксюморон Парцелляция Инверсия | Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так… (В. Высоцкий) Расстаться казалось нам трудно, Но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин) Листок иссохший, одинокий, Пролётный гость степи широкой… (Д. Давыдов) И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет. (А. Пушкин) Тороватому боярину слава! И красавице боярыне слава! (М. Лермонтов) О весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта. (А. Блок) Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. (М. Лермонтов) Под полозьями поле скрипит, Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский) Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! (А. Пушкин) Ах! Уймись ты, буря! Мёртвые души. Живой труп. И невозможное возможно, дорога долгая легка. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. (Б.Пастернак) Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. (М. Лермонтов) | Использование антонимических сочетаний и конструкций типа Если…, то…;…, но… В то время как… Использование синонимических сочетаний Единоначатие, повторение слова или нескольких слов в начале фразы. Повторение заключительных элементов последовательных фраз Повторение синтаксически сходных фраз Усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа. Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Дробление, деление целой фразы на небольшие фрагменты. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок) |
ТРОПЫ
Тропы | Пример | Особые приметы |
ЭпИтет – художественное определение. | Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой. Вся комната янтарным блеском // Озарена… | Как правило, выражен именем прилагательным в переносном значении. |
СравнЕние -сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. | Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке. Посмотрит – рублем одарит. | Чаще всего оформляется в виде сравнительных оборотов, с использованием союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО |
ОлицетворЕние –изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | Робко месяц смотритв очи, Изумлен, что день не минул… Осторожно ветер // Из калиткивышел… | |
ГипЕрбола –художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление. | В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках… | |
ЛитОта –художественное преуменьшение | Мальчик с пальчик; мужичок сноготок. | В противоположность гиперболе. |
МетАфора-перенесение значения по сходству. | Горит восток зарёю новой (словно пожар) И воск слезами с ночника На платье капал. | Иногда метафору называют скрытым сравнением, активно используется в поэзии. |
МетонИмия –сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий. | Не то на серебре – на золоте едал… Ну, скушай же тарелочку, дружок… Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. Прочитал всего Пушкина. | Название профессии может быть заменено названием орудием деятельности. Перенос: с человека – на его одежду; с автора – на произведение; с сосуда – на содержимое… |
СинЕкдоха– перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. | Все флагив гости будут к нам. Швед, русский колет, рубит, режет. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? | Часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении множественного; замена числа множеством… |
ПерифрАз(а) – название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки | Царь зверей (лев); чёрное золото (нефть); Северная Пальмира (Санкт-Петербург); Туманный Альбион (Англия) | Имя существительное нарицательное заменяется словосочетанием |
ОСОБЫЕ ГРУППЫ СЛОВ
Термины | Пример | Значение |
Антонимы Контекстные антонимы | Белейлишь блеск,чернее тень. Они сошлись: волна и камень, // стихи и проза, лед и пламень… | Слова, противоположные по значению. Являются противоположными именно в тексте. Вне контекста это теряется. |
Архаизмы | Угас, как светоч,дивный гений… И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр… | Устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность. |
Диалектизмы | Пахнет рыхлыми драчёнами, под окошком в дёжке квас. | Слова, употребляемые только в определённой местности. |
Неологизмы | Будет буря – мы поспорим И помужествуемс ней. О, рассмейтесь, смехачи! | Новообразованные слова и выражения, усиливающие выразительность речи. |
Синонимы Контекстные синонимы | Выхожу один я на дорогу,// Сквозь туман кремнистыйпутьблестит… Мне грустно и светло, печаль моя полна тобою… | слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу . Являются близкими по значению только в данном тексте. |
Профессионализмы | Кок – повар; арго– жаргон. | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. |
Фразеологизмы | Кривить душой – лицемерить; на скорую руку – быстро. | Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении. |
Задание 1.
А.Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною.
Б.Мело, мело по всей земле// Во все пределы…
В.Опять язвительности. Жалкие, бессильные.
Г.Оставь свой край, глухой и грешный, // Оставь Россию навсегда.
Д.Весенний и тлетворный дух.
1) оксюморон; 2) гипербола; 3) парцелляция; 4) сравнение; 5) анафора.
Задание 2.
А.И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет…
Б.Уж вечер… Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает.
В.Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком.
Г.– Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Д.Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.
1) антитеза; 2) олицетворение; 3) эпитет; 4) синекдоха; 5) перифраза.
Задание 3.
А.Не то на серебре – на золоте едал.
Б. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
В. И невозможное возможно, дорога долгая легка.
Г. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились,
горели, сияли огромные голубые глаза.
Д. О Русь, покойный уголок,//Тебя люблю, тебе и верую.
1)градация; 2) литота; 3)метонимия; 4) оксюморон; 5) перифраза
Задание 4.
А.Рассвет рукой прохлады росной // Сшибает яблоки зари.
Б. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
В. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.
Г. Нужны мне разом //Юг и север,// Восток и запад,// Лес и степь…
Д. И только сбруя золотая
Всю ночь видна… Всю ночь слышна.
1)антитеза; 2)парцелляция; 3)синекдоха; 4)метафора; 5)перифраза
Задание 5
А. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)
Б. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А. .Ахматова)
В. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин)
Г. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
Д. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)
1) гипербола; 2) антитеза; 3) метафора; 4) метонимия; 5) оксюморон.
БЛАНК ОТВЕТОВ В8 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Номер задания | Варианты ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
КЛЮЧ К ОТВЕТАМ В8 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Номер задания | Варианты ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | |