Руководитель, его личность и деятельность как субъекта управления
Руководитель как субъект управления.В различных организациях, как правило, существует четкое разделение управленческих функций, основанное на властной управленческой иерархии. Ее верхнюю ступень в организации занимает руководитель или, как иногда его называют, «первое лицо», которое является субъектом управления. Однако субъектом управления может быть и коллегиальный орган, например, правление.
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую) активность. В ведении каждого руководителя находится определенный круг вопросов, по поводу которых он уполномочен принимать решения и отдавать распоряжения.
В последнее время во внимание все более принимается идея партисипативного (коллективного) менеджмента, т. е. такого управления делами организации, фирмы, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют и рядовые члены организации. Поэтому иногда субъектом управления становится и обычный рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером.
Руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе. Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных;
служебно-товарищеское — это общение между руководителями-коллегами;
дружеское — это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
Труд руководителя носит в основном умственный характер. Результатом этого труда являются управленческие решения и действия руководителя. Цель его труда — организация совместных усилий коллектива, направленных на достижение эффективных конечных результатов.
Руководитель осуществляет контроль непосредственно подчиненных ему сотрудников. Требования, предъявляемые к контролю: постоянство, объективность, оперативность, открытость, планомерность, доброжелательность. Контроль не должен быть тотальным, бессистемным, не доведенным по результатам до исполнителя. Контроль должен быть не карательной акцией, а знаком внимания. С сотрудниками, за которыми нужен усиленный контроль, лучше расстаться.
Труд руководителя включает два основных аспекта. Первый, связанный с обеспечением технологического процесса, обозначается понятием инструментального контура управления. А второй, связанный с организацией межличностных взаимодействий, — понятием экспрессивного контура. Эти контуры не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.
Статус руководителя двойственен. Он по определению одновременно является членом организации и стоит как бы вне ее, над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показали, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является формальным «начальником» и неформальным лидером. Но и сохранение иерархического начала («соблюдение дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организации.
Функции руководителя. Выделяют следующиефункции руководителя:
Целеполагание является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и ее структурным компонентом. Это формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Наличие обоснованных и перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств.
Прогнозирование — управленческая функция, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею.
Планирование— одна из основных функций управления, которая связана с разработкой и реализацией планов организации. Процесс планирования включает несколько этапов:
1) определение миссии организации;
2) формулировка основных целей организации, конкретизирующих избранную миссию;
3) анализ внешней среды;
4) управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации;
5) изучение стратегических альтернатив;
6) выбор стратегии, реализация стратегии;
7) последующий контроль и оценка эффективности реализации стратегии.
Функция организации имеет три основных значения. Во-первых, под функцией организации понимается общий процесс создания определенной организационной структуры (какой в целом должна быть организационная структура, исходя из ее миссии, целей, внешнего окружения). Во-вторых, под организацией понимается функциональное разделение и последующая координация основных видов работ между индивидами в управляемой системе. Это построение согласованной системы обязанностей, прав, полномочий исполнителей и руководителей, определение их функциональных ролей. В-третьих, организацией обозначаются определенные координирующие процессы, необходимые для реализации любой иной управленческой функции.
Функция принятия решения — это любой процесс выбора, реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений.
Функция мотивирования — одна из основных функций управления, состоящая в стимулировании исполнителей на достижение общих целей организации.
Коммуникативная функция— функция управления, обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организации на основе обмена информацией ее членами.
Функция контроля и коррекции обеспечивает достижение организацией поставленных целей.
Кадровые функции руководителязаключаются в формировании и реализации кадровой политики организации (например, определение систем заработной платы и льгот, организация системы стимулирования, подбор и расстановка персонала, управление продвижением по службе).
Производственно-технологические функции — это совокупность функций руководителя, связанных с управлением операционной подсистемой организации.
Производные (комплексные) функции управления: интеграционная, стратегическая, стабилизационная, представительская.
Эффективность руководства зависит от степени контроля над ситуацией, в которой оно действует. Ситуация, в свою очередь, зависит от степени благоприятности отношений руководителя с подчиненными; величины власти руководителя (контроль, средства стимулирования); структуры групповой задачи (четкость, пути и способы решения, возможность проверки правильности). Совокупная количественная оценка всех параметров определяет степень владения руководителем ситуацией. Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Авторитет — это морально-психологическое влияние, которое личность оказывает на людей, это то признание, которым она пользуется среди них. Авторитет основан на восприятии руководителя подчиненными, при чем формальный авторитет обеспечивает 65 % влияния руководителя на подчиненных.
Психологический авторитет включает:
моральный авторитет (во многом зависит от нравственных качеств руководителя);
функциональный авторитет (определяется компетентностью, деловыми качествами и отношением к профессиональной деятельности).
Таким образом, руководитель — это лицо, которое выполняет функцию управления, оказывая влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на цели организации. Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет различные виды общения, выполняя ряд основных функций управления. Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя, который напрямую связан с восприятием руководителя подчиненными.
Основные психологические качества руководителя.Каждый руководитель обладает определенными психологическими качествами, образующими в своей совокупности его личностно-деловые характеристики, которые, в свою очередь, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.
К профессиональным качествам относятся:
а) компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, опыта, знания соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиция;
б) постоянное стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
в) поиск и внедрение новых форм и методов работы с персоналом, помощь окружающим в обучении;
г) умение действовать по плану.
Личностные качества включают:
а) высокие этические нормы;
б) физическая и психологическая выносливость; умение нейтрализовать последствия стресса;
в) высокая внутренняя и внешняя культура;
г) формула трех Д — доступность, доброжелательность, добропорядочность;
д) эмпатичность, рефлексивность;
е) визуальная привлекательность.
В деловые качества входят:
а) умение организовать деятельность и выполнять основные функции управления;
б) здоровое честолюбие; стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах; завышенный уровень самооценки; активность; напористость в движении к цели; умение отстаивать свои права;
в) коммуникабельность; обаятельность; умение получить кредит доверия, убедить и повести людей за собой;
г) креативность, инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;
д) самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с окружающими;
е) стремление к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных.
Профессиональные и личностные качества, присущие руководителю, мало чем отличаются от качеств, присущих другим работникам. Однако существуют те, без которых руководитель не может выступать в роли человековеда как организатора и руководителя социальной структуры. Именно поэтому дополнительно определяют такие качества, как гражданское и профессиональное мировоззрение.
Гражданское мировоззрение руководителя включает следующие компоненты:
а) признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к индивидуальности;
б) бережное обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность;
в) неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод;
г) законопочитание и законопослушание, уважительное отношение к правопорядку;
д) постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их разумном техническом применении;
е) стремление к самоутверждению, вера в себя и людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.
Профессиональное мировоззрение руководителя образуют следующие постулаты:
а) личное достоинство каждого неприкосновенно;
б) постоянное изучение людей — для знания их нужд и интересов;
в) главное в общении — завоевать доверие людей;
г) справедливость и совесть в союзе с волей — гаранты человеческой и деловой порядочности;
д) умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей — высший показатель управленческого мастерства;
е) личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования — свидетельство ресурсной перспективности руководителя.