Билет№4 Грамматический навык как объект овладения. Стадии его формирования
Грамм навык – это синтезированно действие по выбору модели адекватной реч. задачи в данной ситуации и правильному оформлению реч. ед. на любого уровня. В грамм навыке можно выделить сост его более частные действия: 1) выбор модели, адекват реч замыслу говорящего в данной ситуации, 2) оформление реч единиц, которыми заполняется модель в соотв с нормами данного языка и опред врем параметрами.
Выбор модели можно назв функц стороной навыка, а оформление – формальной. От правильности выбора зависит, удасться ли говорящему реализ-ть комм замысел, от офрмления – корректность. Оформление связано с 2 операциями лексич навыка (операция по выбору ЛЕ и по сочетанию ЛЕ с др) , поэтому формир-ть грамм навык можно лишь на основе изученных ЛЕ.
Грамм навык – это синтезированно действие по выбору модели адекватной реч. задачи в данной ситуации и правильному оформлению реч. ед. на любом уровне. Индуктивный путь введения грамм материала – от частного к общему, от анализа предложений к выведению правила. Дедуктивный путь – от общего к частному. Лексический путь усвоение гр-ки без правил.
Подходы к обучению гр-ке:
1)структурный – исп-е грамм структур в кач-ве единиц обучения. Структ группа – набор функционал трансформ исходной структуры, влюч помимо утверд и отриц структур вопросы всех типов и ответы на них.
2)функциональный – овладение значением и употр гр структур в завис от ф-ций, кот они вып-т в речи и от типовых реч актов.
3)ситуативный – овлад-е значением и употр гр явл-ий в завис от сфер и ситуаций общения
4)коммуникативный – исп-е грамм материала с начальных стадий обуч-я в естеств для общения целях и макс приближенных к ним.
5)лексический - усвоение гр форм как ЛЕ без правил,
6)интуитивный – усвоение путем имитации и механ запоминания.
Выбор подхода зависит от возраста, ур-ня обученности, целей и особ-тей самого материала.
Продуктивный гр навык – стабильно правильное и автоматизированное комм-мотивированное исп-е гр явл-ий в речи. Рецептивный навык – автоматизированное действие по узнаванию и пониманию морфол форм и синт кострукций в письменных и уст текстах.
Стадии формир-я грамм навыка. Типология грамм УРУ.
Презентация: урок начинается с реч подготовки с целью актуализировать усвоенные ранее явления. Презентация – вид работы, в кот учитель показывает нов явл-е и его ф-цию в рд. Конечная цель этапа – создать у уч-ся формал и функционал образ усваиваемого реч образца. Презентация – комплекс процесс: 1) экспозиция явл-я – направить внимание уч-ся в нужное русло, заинтересовать, 2) показ функционир-я в речи, обратить внимание уч-ся на реч направленность и гр форму, создается слух образ, 3) исп-е правил-инструкций, делает процесс усвоения осознанным, правило-инструкция должна содержать грамм значение, реч ф-ции, форму явления, 4) исп-е реч образцов, 5) интонац отработка реч образца.
Автоматизация – доведение владения этим явл-ем до ур-ня навыка. ВИПТРК: восприятие, имитация, подстановка, трансформация, репродукция, комбинир-е. В и И – в презентации, когда уч-ся воспринимает однотипные фразы на слух, понимая, какую ф-цию они реализуют. И и Р реализ-ся в ходе УРУ, кот явл-ся осн средством формир-я навыка; заклад основы слух и речедвиг образов грамм формы. П начинает формир-ть операцию по оформлению, увеличивается способность к репродукции на основе аналогии. При Т все указ процессы выходят на более высокий ур-нь, и зарождается операция самост выбора модели. Р усиливает дифференциацию врем связей, завершается установление ассоциации между формал и функционал сторонами модели.
Виды УРУ: имитативные (повтор), подстановочные (со зрит, слух опорой), трансформационные (I usually watch TV on Sunday – I will watch Tv on Sunday), репродуктивные (ответ на вопрос).
При комбин. происх целенапр сталкивание усвоенной модели с другими. Упря-я этой стадии специально организованы так, чтобы усваиваемая модель поочередно комбинировалась с теми моделями, кот исп-ся с ней в естеств ситуации.