Осмысленное, механическое запоминание
Осмысленное запоминание — раскрытие в материале существенных связей и отношений. Механическое — зубрёжка, лишённая смысла, основанная на многократном повторении. Осмысленное запоминание основывается на обобщённых и систематизированных ассоциациях, которые отражают наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. В противоположность этому — механическое запоминание основывается на единичных временных связях, которые отражают лишь последовательность явлений.
Учебный материал должен запоминаться с помощью аналитике — синтетического разбора. Для этого необходимо:
4 Прочитать весь материал;
4 Выделить основные части;
4 Установить связь между, частями; „
4 Отдельным разделам —- дать название;
4 Для более полного запоминания содержание стоит сфо мулировать в виде тезисов.
Одним из условий эффективного запоминания является п вторение. Повторение не только закрепляют запоминание, но помогают пониманию. Однако многократное повторение, есл оно осуществляется подряд и однообразно, ведёт к тормож нию в нервных клетках. Успех повторений зависит не толь» от их количества, но и правильной организации. Правила орга низации повторений:
4 Разнообразие — использование концентрированных распределенных повторений.
4 Сравнение прежнего материала с новым.
4 Классификация и обобщения при повторениях.
4 Чередование разных способов восприятия материала при повторении.
4 Первые воспроизведения материала отличаются большой прочностью, поэтому они должны быть безошибочными. 2. Сохранение — процесс памяти
Сохранение может быть двух видов:
- динамическое, которое проявляется в оперативное памяти (материал при таком сохранении не изменяется);
- статическое — долговременной памяти" (материал подвергается реконструкции, изменяется последовательность, например, исчезают детали, одни факты накладываются на другие и т. п.).
3. Узнавание и воспроизведение также процессы памяти В зависимости от степеней сходства старых и новых раздражителей и прочности запоминания старых раздражителей, узнавание бывает разной степени определённости и быстроты. При значительном совпадении новьрс впечатлений с прежними и достаточной прочности этих прежних впечатлений узнавание происходит мгновенно.-При недостаточном совпадении новых впечатлений со старыми и недостаточной прочности со-
хранения прежних впечатлений узнавание превращается в припоминание.
Воспроизведение — надёжный критерий прочности запоминания материала, так как осуществляется без присутствия объекта. Воспроизведение бывает прямым, непосредственным (без промежуточных ассоциаций), а также непрямым, опосредованным (с промежуточными ассоциациями); непреднамеренным и преднамеренным. Во многих случаях преднамеренное воспроизведение носит характер развёрнутой умственной деятельности: сначала осознаётся вопрос, потом возникают ассоциации, после — находятся промежуточные связи; далее воспроизведение становится полным. При произвольном воспроизведении человек имеет цель вспомнить; а непроизвольное воспроизведение происходит само собой.
4. Забывание
Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа запоминания — торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса, и поэтому не получает достаточного подкрепления.
Забывание проявляется в схематизации материала, «исчезновении» отдельных его частей и т.д. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в последующее время забывание идет медленнее. Однако забытое после вдсприятия может восстановиться через некоторое время — реминисценция.
На продуктивность памяти влияют следующие причины:
- субъективные: состояние организма человека в данный момент, заинтересованность, установка на запоминание или воспроизведение, используемые приемы запоминания, предшествующий опыт и знания;
- объективные: обстановка, в которой происходит запоминание и воспроизведение, количество материала и его характер (понятность, связность, наглядность и пр.).
4V
f9*4' |
Характеристики памятя^,.^
4 Объём памяти — хараете|«й*ика памяти, которая рактеризует возможности запомввдайя ««охранения информа-f ции. В качестве показателя сКадшап|й*ята используют количе! ство запомненных единиц информациц.' »
4 Длительность памяти —• <й|вёает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию.^
4 Быстрота — характеризует способность человека в про-: цессе запоминания, сохранения И воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.
4 Точность — возможность человека в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации качественно отражать ее содержание.
13. МЫШЛЕНИЕ
Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Функции мышления.
4 Установление всеобщих взаимосвязей.
3 Понимание сущности конкретного явления как разновид
ности определенного класса явлений.
4 Обобщение свойств однородной группы явлений и др.
Особенности мышления как психического познава
тельного процесса:
4 Мышление человека связано с практической деятельностью человека, с его потребностями, целями и задачами, направленными на преобразование
4 Мышление носит опосредованный характер. Устанавливая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, зна-. ния и умения.
4 Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее существенные связи и отношения между предметами и явлениями объективной реальности.
4 Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.
4 Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса.
Операции мышления:
1.Анализ — мысленное разложение сложного объекта, яв- • ления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.
2.Синтез — мысленное соотнесение частей, сторон, элементов и действий в единое целое.
3.Обобщение — мысленное соотнесение и выделение общего в-двух или нескольких различных предметах, явления, ситуациях.
4.Сравнение — мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. _,
5.Абстрагирование — отвлечение существенных признаков предметов и явлений от несущественных.
Формы мышления:
1. Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития.
Усвоить понятие — осознать его содержаниеи уметь испол зовать в познавательной и практически деятельности.
2. Суждение— это форма мышления, в которой утвержд ются или отрицаются какие-либо отношениямежду предмет ми или явлениями.
3. Умозаключение— это выделение Из двух или нескол ких суждений нового суждения.
4. Аналогия— это такое умозаключение, в котором выво, делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.
Способы мышления:
4 Индукция— способ мышления, при котором умозаключение движется от единичного к общему выводу.
4 Дедукция— способ мышления, осуществляемый от общего вывода к частному.
Виды мышления:
Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.
1. По степени развёрнутости разделяют:
4 Дискурсивное мышление — поэтапно развернутый процесс.
4 Интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, мышление на основе непосредственных чувственных восприятий.
2. С точки зрения новизны и оригинальности решае
мых задач выделяют:
4 Творческое мышление(продуктивное) — направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.
4 Репродуктивное мышление (воспроизводящее) — применение готовых знаний и умений.
3. По характеру решаемых задач разделяют:
4 Теоретическое мышление — направленное на открытие законов, свойств объектов;
4 Практическое мышление — связано с постановкой целей, выработкой плана, нахождением оптимальных способов действий.
4. В зависимости от содержания решаемых задач выде
ляют:
4 Предметно-действенное — это мышление, включенное в деятельность, реальное преобразование ситуации.
4 Наглядно-образноемышление — связано с представлением того, что человек воспринимал раньше, с оперированием образами. В отличие от предметно — действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
4 Словесно-логическое мышление — оно совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций.