Контакт и контракт (договор) в консультировании. Требования к договору
Контакт - это эмоциональная связь, которая устанавливается между психологом и клиентом-женщиной, на основе которой появляется возможность установления рабочего альянса «Мы против проблемы» и достижения эффекта синергизма. Если контакт состоялся, обе стороны начинают чувствовать себя раскованно и свободно, перестают опасаться неожиданностей, строят обоснованные прогнозы. Психолог может стимулировать этот процесс посредством обсуждения состояния клиента «здесь и теперь» и опасения перспектив взаимодействия, а также с помощью приёмов подстройки к его позе, ритму дыхания, пытаясь скорректировать состояние напряжения и тревоги, отзеркаливания и вентиляции чувств. При отзеркаливании психолог повторяет позу, движения клиента, отдельные речевые высказывания, показывает, что ему можно довериться, что он такой же, как клиент. Успешное проведение процедуры установления контакта приводит к очередной процедуре - заключению контракта и его письменного оформления в виде социального заказа.
Контракт - это договор, включающий согласованный список ожиданий клиента и психолога от процесса и результата консультирования. Контракт, заключаемый в консультации, - динамический, т.к. он может быть изменён в зависимости от изменения условий профессионального взаимодействия психолога и клиента и их состояний.
Контракт предусматривает:
- осознание того, что проблема существует. Без признания клиентом существования проблемы психологическая работа невозможна. Он должен ее осознавать и иметь желание работать с собой;
- наличие намерения решить проблему. Данный тезис исключительно важен, т.к. часто клиент осознает существование проблемы, но у него нет возможностей или желания ее решить. Отсутствие намерения может быть также связано недостаточным ресурсом;
- существование плана действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс консультирования будет зависеть от скорости изменения состояния клиента, новых условий, которые возникнут в его жизни, в последующие сессии может уточниться запрос и т.д. Однако необходимо, чтобы направление психологической работы было определено в общем;
- наличие способов оценки эффективности продвижения к цели и критериев ее достижения. Зачастую клиент считает, что свидетельством движения в правильном направлении будет постоянное и быстрое улучшение его состояния. Но практика показывает, что начало работы несколько ухудшает состояние клиента. Это связано с тем, что в процессе работы происходит обращение к боли, осознание проблем, собственного несовершенства.
Требования к контракту
Контракт должен соответствовать следующим требованиям:
1. Взаимное соглашение. Клиент формулирует то, что он хочет достичь, улучшить, развить, - консультант соглашается (или не соглашается) помочь ему в достижении поставленной цели. Дальнейшая совместная работа производиться не может, если консультант видит у клиента проблему, а клиент – нет (Консультант: «У вас же проблема!». Клиент: «Да она мне не мешает, я не хочу это менять в своей жизни!») или клиент заявляет проблему, которая обесценивается консультантом (Клиент: «Меня очень беспокоит эта проблема!», Консультант: «Да разве ж это проблема!..»).
2. Компетентность. Клиент достигнет своей цели, если консультант
окажет ему квалифицированную помощь. Это еще раз подчеркивает существенную важность образования психолога (и академического, и практического), а также его заботы о своем профессионализме - повышение квалификации, обязательное посещение супервизорских групп и личная терапия.
3. Легальность. Данное требование указывает на то, что в психологической работе закон не должен нарушаться. Однако в нашей стране особой проблемой является то, что права клиента не защищены законодательно. Полностью отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав обоих участников психологического процесса. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм.
4. Предметом контракта могут быть изменения, лежащие в сфере психологической реальности. Психолог не может работать с голосами, окружающими клиента, барабашками, живущими в его доме, и др., не объясненными с точки зрения психологической реальности, явлениями. Это область работы других специалистов, например, психиатров, которые могут войти в картину мира такого клиента и оказать ему квалифицированную помощь.
На основе содержания заказа психолог определяет предмет и цель консультирования, свою долю ответственности, решает организационные проблемы, моделирует технологию работы.