Прагмалингвистика
Один из разделов семиотики.
Остин, Сёрн, Вендлер, Стросан, Грайс, но главный – Чарльз Пирс
Изучает функционирование знаков в речи.
Четыре блока вопросов:
1) Вопросы, связанные с говорящим субъектом
2) С адресатом речи
3) Отношениями между адресата и адресанта
4) Ситуацией общений
Изучаются правила разговора, подчиненные правилам сотрудничества, которые рекомендуют строить речевое общение в соответствии с целью коммуникации.
Изучается прагматическое значение высказывания, т.е. установки говорящего.
Правила вывода косвенных смыслов из прямого значения высказывания. Здесь учитываются контекст, пресупозиция.
Изучается перлокутивное воздействие речи на слушающего.
Изучаются вопросы с типами реагирования, способы уклонения от вопросов.
Деиктических знаков. Деиксис – указательные знаки.
Вопросы, связанные с влиянием речевой ситуации на форму и тематику.
Остин - теория речевых актов.
Акт речи определяет как произнесение говорящим высказывания в ситуации непосредственного общения со слушающим.
Субъект речевой деятельности рассматривается со стороны социальных характеристик, носителем которых он является.
Социальные характеристики – статус говорящего по отношению к собеседнику, знания говорящего, намерения говорящего, эмоциональное состояние.
Остин рассматривает речевой акт в рамках теории деятельности как один из ее видов.
Вводит понятие перформативное высказывание (равносильное действию), т.е. это высказывание, когда сказать что-либо, означает что-либо сделать. (я объявляю вам войну, я клянусь и т.д. Я иду в кино, я пью чай).
Подчеркивает незвоможность осуществления какого-либо речевого акта только при помощи слов, необходимы ещё и обстоятельства, соотвествующие этим словам и т.д.
Вводит три типа речвых актов:
1) Локутивные акты – речевой акт по отношению к используемым речевым средствам. Обладает значением. Акт произнесения чего-то, что имеет значение
2) Иллокутивные – речевые акты в отношении к цели и условиям их осуществления (какова цель вопроса, ответа, информирования и т.д). Подчеркивал, что они отличаются иллокутивной силой – направленностью, но она не равна значению высказывания. Большинство иллокутивных актов – конвенциональные акты, т.е. они содержат договоренность (судья удаляет игрока, но мы можем обораться, но игрок не покинет поле, т.к. в конвенции эта функция предусмотренная только за судьёй)
3) Перлокутивные – соотношение речевого акта и его результата. То, как повлиял речевой акт на мысли, чувства, намерения, эмоциональное состояние слушающего. Повлекло ли за собой какие-то поступки адресата.
Анализируя различные речевые акты, Остин приходит к выводу, что можно неоднозначно интерпретировать многие речевые акты, и это вызывает интерес к понятию косвенного значения.
Косвенные речевые акты (Сёрль) – такой речевой акт, цель которого прямо не отражается в языковой структуре высказывания. (Соль от тебя далеко, цель, не объяснить насколько она далеко, а передать её.)
Цель - каким образом осуществляется понимание этих косвенных речевых актов. Они стали тоже конвенциональными актами.
Понятие косвенность рассматривается с другим понятием – импликацией.
Импликация (Грайс «учение о коммуникативной кооперации») – мы создаем наши высказывания в соответствии с некоторыми неписанными правилами, но эти правила регулируют наше общение. Грайс эти правила называет конверсиционными максимами или максимами ведения беседы.
1) Максима количества – объем дозируемой информации. Сводится к требованию говорить не меньше и не больше чем нужно для коммуникации.
2) Максима качества – человек должен излагать только то, что он может аргументировать, что он считает достоверным.
3) Максима отношения и образа действия – ясность, понятность, однозначность высказывания.
Но, даже зная эти правила, человек их не всегда соблюдает. В итоге собеседнику приходится домысливать, интерпретировать и т.д. Это и получило название импликатуры.
Пресупозиция и имплекатура. Связаны с понятием имплицитного знания, т.е. явно не выраженного, но между ними есть и разница.
Импликатура указывает на такое знание, которое выводится адресатом из текста и речи говорящего, оно не выраженно в открытой форме, но именно для него и предпринимается данное высказывание.
Пресупозиция – невыраженное знание, но она не нуждается в выражении, оно является частью наших фоновых знаний.
Деиксис (указание: там тут и т.д) всегда ориентирован на цель общения. Назначение деиктических единиц – выразить различные отношения, пространственные, временны. Значение их напрямую связано с ситуацией общения. Часто приводит к неоднозначности толкования. (Шмелёв: «В газете: информация о переносе выборов на две недели вперед»).