Лидерству нельзя научить — ему можно только научиться
ЗАДАНИЕ 1.1.
Выделите основные положения каждой теории лидерства. Заполните таблицу, приведённую ниже.
|
ЗАДАНИЕ 1.2.
Проведите сравнительный анализ теорий лидерства, подумайте, что их объединяет и в чём их различия. Перечислите как можно больше положений. Заполните таблицу, приведённую ниже.
Теории лидерства | Общие положения теорий | Различия в положениях теорий |
Теория черт Поведенческий подход | ||
Поведенческий подход Теория лидерства как функции ситуации | ||
Поведенческий подход Адаптивный подход | ||
ЗАДАНИЕ 1.3.
Проведите сравнительный анализ теорий лидерства в рамках Поведенческого подхода, подумайте, что их объединяет и в чём их различия. Перечислите как можно больше положений. Заполните таблицу, приведённую ниже.
Теории лидерства поведенческого подхода | Общие положения теорий | Различия в положениях теорий |
Теория К.Левина Теория Р.Лайкерта | ||
Теория К.Левина Теория Р. Блейка, Д. Моутона | ||
Теория Р.Лайкерта Теория Р. Блейка, Д. Моутона | ||
Типы лидеров.
Классификация лидеров (Б.Д.Парыгин), в основу которой заложено три параметра: содержание деятельности, стиль и характер деятельности лидера.
По содержанию деятельности лидеры бывают:
1) вдохновители; 2) организаторы; 3) вдохновители и организаторы.
По стилю деятельности:
1) авторитарный; 2) демократический; 3)смешанный (авторитарный и демократический).
По характеру деятельности:
1) универсальный; 2) ситуативный.
Классификация лидеров (Л.И. Уманский) по критерию исполняемой роли:
1) организатор (функция групповой интеграции);
2) инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем);
3) генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
4) эталон (образец, идеал, «звезда»);
5) мастер (специалист в каком-то виде деятельности);
6) эрудит (отличается обширными знаниями).
1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше.
2. Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не проявляет авторитарность, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.
3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, что бы обдумать все свои действия и все предусмотреть.
4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов.
5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
ЗАДАНИЕ 1.4.
Основываясь на классификации лидеров Л.И. Уманского, выделите основные психологические особенности каждого типа лидеров. Подумайте, как можно наиболее чётко их сформулировать. Постарайтесь заполнить таблицу.
Тип лидера | Основные психологические особенности |
1.Лидер-организатор | |
2. Лидер-творец | |
3.Лидер-борец | |
4.Лидер-дипломат | |
5.Лидер-утешитель | |
ЗАДАНИЕ 1.5.
Проведите анализ: на основании собственных представлений о себе, определите к какому типу лидеров Вы относитесь. Сформулируйте основания для аргументации выбранной Вами точки зрения.________________________________________________
Пришедшее из зарубежной политической психологии понятие «харизмы» или «харизматического лидера» особенно подчеркивает наличие у него таких ярко выраженных психологически-личностных качеств, которые определяют его власть над группой или обществом без всякого организационного, правового, административного предоставления ему этой власти. Типичные особенности харизматической личности:
- способность заражать своей энергией окружающих;
- внушительная внешность;
- независимость характера;
- хорошо сформированные риторические способности;
- восприятие восхищения своей личностью.
ЗАДАНИЕ 1.6.
Перечислите, какие, с Вашей точки зрения, психологические особенности являются ведущими для лидера. Оцените по десятибалльной шкале насколько каждое представленное качество присуще Вашей личности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
полностью это точно
отсутствует про меня
__________________
____________
Таким образом, представленный широкий диапазон подходов к пониманию феномена лидерства приводит нас к осознанию многозначности его вариантов воплощения, а значит и дает рассматривать личностный потенциал каждого человека через возможность реализации им лидерской позиции в различных ситуациях и различном масштабе. Основной принцип нашего подхода состоит в том, что именно вы в первую очередь отвечаете за свое развитие как лидера.
Лидерству нельзя научить — ему можно только научиться.