Роль темперамента в профессиональной деятельности юриста
Труд человека со слабым типом нервной системы, быстрее истощающего свои нервно-психические ресурсы в эмоционально насыщенных ситуациях, будет менее продуктивен, особенно по временным показателям. А такие сопутствующие данному типу свойства темперамента, как низкая активность, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональная чувствительность, значительно осложняют выполнение функциональных обязанностей юристом с указанными свойствами темперамента и нервной системы, создают для такого человека дополнительные трудности в работе и скорее всего, отрицательно отразятся на ее результатах и на состоянии его здоровья[2].
В этой связи в литературе высказываются различные мнения о возможности успешно заниматься любой, в том числе и следственной, деятельностью независимо от типа нервной системы и темперамента. Так, проф. А. Р. Ратинов полагает, что нет оснований ставить вопрос «о наиболее предпочтительном для следственной работы типе высшей нервной деятельности или темпераменте», поскольку «различные ситуации в одной и той же деятельности делают предпочтительными разные темпераменты». В принципе это правильно, поскольку «отрицательные в той или иной ситуации расследования свойства темперамента компенсируются положительными, нейтрализуются соответствующими навыками и привычками[3]. Темперамент человек может обуздать и подчинить своему характеру».
Правоохранительная деятельность, как и любая другая, имеет свои особенности.. С ними коррелируют различные свойства темперамента. Она предъявляет определенные требования к психике, нервной системе, темпераменту юриста. Игнорирование этих факторов, психологическая неподготовленность к их воздействию на психику, избыток отрицательных раздражителей при определенных свойствах темперамента может приводить к неоправданно повышенной нервно-психической напряженности, к различным психосоматическим расстройствам. Например, установлено, что у высокореактивных индивидов быстрее наступает фаза перегрузки, нервного истощения. Напряжение, являющееся для низкореактивных людей оптимальным, у высокореактивных может вызвать резкое снижение эффективности их деятельности.
Способность организма противостоять отрицательным воздействиям внешних факторов во многом определяется свойствами нервной системы, темперамента. Например, труд человека со слабым типом нервной системы, быстрее истощающего свои нервно-психические ресурсы в эмоционально насыщенных ситуациях, будет менее продуктивен, особенно по временным показателям. А такие сопутствующие данному типу свойства темперамента, как низкая активность, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональная чувствительность, значительно осложняют выполнение функциональных обязанностей юристом с указанными свойствами темперамента и нервной системы, создают для такого человека дополнительные трудности в работе и скорее всего отрицательно отразятся на ее результатах и на состоянии его здоровья. В настоящее время со всей очевидностью установлено, что свойства нервной системы, темперамента оказывают существенное влияние на успешность деятельности, особенно в профессиях, предъявляющих повышенные требования к нервной системе.1 Более того, для некоторых профессий (и к ним вполне можно отнести профессию следователя, прокурора, судьи) слабая нервная система может рассматриваться как профессиональное противопоказание[4].
Таким образом, темперамент с его свойствами следует оценивать не абстрактно, а с точки зрения адаптивных возможностей человека к тому или иному виду профессиональной деятельности с типичными для этой деятельности ситуациями, предъявляющими к психике человека определенные повышенные требования.
Говоря о таких профессионально важных для юриста свойствах темперамента, как активность, динамичность, уравновешенность, сенситивность, эмоциональная подвижность, пластичность, мобильность. Следует также выделить экстравертированность, которая лежит в основе такой черты характера юриста, как коммуникабельность, определяет его умение устанавливать психологические контакты с различными людьми, оптимальным образом поддерживать и в нужном русле развивать с ними общение. Неразвитость этого свойства, нежелание формировать в себе эти качества могут стать серьезной преградой для успешного выполнения своих обязанностей лицом, занимающим должность следователя, прокурора и т.д. Общепризнанно, что прирожденные свойства нервной системы, темперамент наряду с другими, и в первую очередь с социальными факторами играют важную роль в формировании личности. Однако правильно отмечается, что «быстрота реакции, подвижность нервных процессов имеют одинаковое отношение как к плохим, так и к хорошим поступкам человека». Свойства нервной системы, темперамента не влияют на содержательную сторону личности, а отражают лишь динамическую характеристику поведения, на что мы уже обращали внимание. Однако крайние варианты некоторых свойств темперамента при неблагоприятных условиях формирования личности нередко бывают связаны с нежелательными формами поведения, особенно в детском и юношеском возрасте[5]. При отсутствии направленного воспитательного воздействия такие крайние черты темперамента, как гипервозбудимость, психомоторная нестабильность, могут серьезно затруднять процессы социальной адаптации. Например, индивид с неуравновешенным типом нервной системы, со значительным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения, наделенный гиперактивностью, к тому же еще и не получивший должного воспитания и в силу всех этих обстоятельств не сформировавший в себе привычку корректировать недостатки своего темперамента, сложнее адаптируется к новым для него условиям, труднее привыкает к требованиям дисциплины и правопорядка, существенно ограничивающим его произвольную и плохо управляемую активность[6]. Эмоциональная невыдержанность, эффективность таких лиц может стать причиной межличностных конфликтов в семье, на работе, в общественных местах и т.п.
Таким образом, свойства темперамента нередко проявляются в способах совершения преступления, в тех импульсивных действиях, которые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции. Более заметны свойства темперамента в преступлениях, носящих остроконфликтный характер (убийства, нанесение телесных повреждений и т.п.), сопровождающихся яркими проявлениями аффективно окрашенных эмоций, которые бывает трудно скрыть от окружающих.
Следователь, как и любой юрист, должен быть осведомлен о свойствах своей нервной системы и темперамента, уметь компенсировать отрицательные проявления отдельных свойств, поскольку нет людей, наделенных только положительными свойствами. И в этом отношении следует полностью согласиться с точкой зрения проф. А. Р. Ратинова. Однако когда человек обладает целым симптомокомплексом отрицательных с точки зрения профессиональных требований к нему свойств, видимо, нецелесообразно ориентировать его на работу в правоохранительных органах, требующую тех свойств нервной системы, темперамента, которых у него нет и для компенсации которых он не располагает необходимыми компенсаторными возможностями.
Руководителю органа юстиции следует правильно оценивать свойства темперамента своих подчиненных, выявлять и развивать скрытые ресурсы их личности, умело распределять между ними функциональные обязанности, организовывать их взаимодействие таким образом, чтобы свойства темперамента разных сотрудников дополняли друг друга, взаимно компенсировали их отрицательные особенности в сложных в профессиональном отношении ситуациях.
Кроме того, также надо иметь в виду, что свойства темперамента нередко проявляются в способах совершения преступлений, административных правонарушений, в тех импульсивных действиях, которые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции. Более заметны свойства темперамента в правонарушениях, носящих остроконфликтный характер (убийства, причинение вреда здоровью и т.п.), сопровождающихся яркими проявлениями аффективно окрашенных эмоций, которые бывает трудно скрыть от окружающих.
В ходе проведения допроса, других следственных, судебных действий необходимо учитывать свойства темперамента свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), чтобы наиболее продуктивно развивать с ними в нужном направлении диалог, лучше понимать причины психологического характера совершения последними противоправных деяний.
Заключение
Во-первых, темперамент в отличие от других особенностей психики относительно устойчив, поскольку его физиологической основой являются унаследованные человеком свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения знаний, формирования навыков. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической деятельности в целом.
Во-вторых, исходя из основных динамических свойств нервной системы, темперамента человека, необходимо видеть, к какой деятельности он более всего предрасположен. В этом состоит одно из направлений учета человеческого фактора в решении вопроса о повышении эффективности и качества труда любого работника, в том числе, разумеется, и юриста. Правоохранительная деятельность, как и любая другая, имеет свои особенности. С ними коррелируют различные свойства темперамента. Она предъявляет определенные требования к психике, нервной системе, темпераменту юриста. Игнорирование этих факторов, психологическая неподготовленность к их воздействию на психику, избыток отрицательных раздражителей при определенных свойствах темперамента может приводить к неоправданно повышенной нервно-психической напряженности, к различным психосоматическим расстройствам[7].
Таким образом, темперамент с его свойствами следует оценивать не абстрактно, а с точки зрения адаптивных возможностей человека к тому или иному виду профессиональной деятельности с типичными для этой деятельности ситуациями, предъявляющими к психике человека определенные повышенные требования.
Список литературы
I .Нормативные документы:
1.Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, 14.04.2009, № 7, ст. 1691.
2.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1994.- № 13. - ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ 6 января 1997г. - № 1. - ст. 1.
4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ, 1996, № 3, ст. 144.
5. Постановление Совета судей РФ от 30 января 2001 г. № 43 "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы" // Собрание законодательства РФ - 2001 г. - № 37.
II. Книги, брошюры:
5. Гуревич П. С. Психология личности; Юнити-Дана - Москва, 2009. - 560 c.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.
7. Маклаков А. Г.Общая психология - СПб: Питер, 200 - 583 с.
8. Зейгарник Б. В. Психология личности. Норма и патология; МПСИ, МОДЭК - Москва, 2007. - 416 c.
9. Реан А. А. Психология личности; Питер - Москва, 2013. - 288 c.
10. Курпатов, А.В.; Алехин, А.Н. Развитие личности. Психология и психотерапия; М.: Олма Медиа Групп; Издание 2-е - Москва, 2007. - 448 c.
11. Утлик Э. П. Психология личности; Академия - Москва, 2013. - 621 c.
III. Периодические издания (статьи и тезисы):
12. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни..// Мир психологии. М.; Воронеж, 2000. №2. C.47-49.
[1] Гуревич П. С. Психология личности; Юнити-Дана - Москва, 2009. - C.329-384.
[2] Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни..// Мир психологии. М.; Воронеж, 2000. №2. C.47-49.
[3] Зейгарник Б. В. Психология личности. Норма и патология; МПСИ, МОДЭК - Москва, 2007. - C.234.
[4] Реан А. А. Психология личности; Питер - Москва, 2013. - C.129-130.
[5] Зейгарник Б. В. Психология личности. Норма и патология; МПСИ, МОДЭК - Москва, 2007. - C.245.
[6] Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - C.237-239.
[7] Курпатов, А.В.; Алехин, А.Н. Развитие личности. Психология и психотерапия; М.: Олма Медиа Групп; Издание 2-е - Москва, 2007. - C.221.