В понятии биологический возраст зав основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме человека.
Психологический возраст (Выготский) – это относительно-замкнутый цикл развития человека, который имеет свою структуру и динамику.
Выготский впервые описывал структуру возраста:
1ая характеристика: социальная ситуация развития-это система отношений, в которую ребенок вступает в общество; это то, как он ориентируется в системе общественных отношений; в какие области общественной жизни он входит.
В каждом возрасте социальная ситуация развития неповторимы и особенна
Выготский противопоставил понятие «среда», как фактора развития.
Анализ соц. ситуации развития, позволил выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка с обществом.
2 плана:
Ребенок общественно взрослый, где взрослый выступает как представитель соц. требований, норм и общественных смыслов деятельности
2.Отношение «ребенок-близкий взрослый». Эти отношения реализуются в индивидуально-личностных отношениях.
2ая характеристика: ведущий тип деятельности – это та деятельность, которая приводит к формированию на каждом возрастном этапе основных психологических образований, характерных для данного этапа.
Это деятельность, которая наиболее необходима для определенного возраста.
Ведущие типы деятельности по возрастам:
Младенчество(от 0 до 1 года)-эмоционально-личностное общение с матерью или лицом ее заменяющим
2. ранний возраст(от 1 до 3) – предметно-манипулятивная деятельность
3. дошкольный возраст(3-7) – сюжетно-ролевая игра
4. младший школьный возраст (7-10,11) – учебная деятельность; не играет, а усваивает человеческий опыт
5. подростковый возраст(12-15) – 1.эмоционально-личностное общение со сверстниками (познание себя); 2.социально-одобряемая, социально-значимая общественная деятельность
6. юношеский возраст(15-17) – профессиональное самоопределение
3ая характеристика: психологические новообразования. Выготский определял психологические новообразования как новый тип личности и ее деятельности. Они возникают на каждой возрастной стадии развития и опред. сознание ребенка и его отношение к себе, его внутреннюю и внешнюю жизнь и весь характер развития.
Формируется к концу каждого возрастного этапа.
Выготский отмечал, что эмпирические исследования развития ребенка позволяют установить 2 типа возрастных изменений:
Постоянные, медленные и преимущественно количественные
Быстрые, фундаментальные изменения, захватывающие все стороны личности (революционные изменения)
4ая характеристика: кризисы развития
Выготский предложил новую модель объяснения психологического кризиса, до этого психологический кризис оценивали негативно, считали нарушением в развитии личности.
Он предложил новую модель: В основе кризиса лежит противоречие, т.е. не соответствие старой социальной ситуации развития и уровня достижений ребенка.
Вопрос № 8 Проблема периодизации психического развития ( выготский эльконин)
Эльконин.
Наиболее известной и распространенной в заруб. психологии явл. периодизация Эльконина, впервые охарактеризовавшего этапы всего жизненного цикла от рождения до старости. Ценности выделения в данной периодизации – новообразования, выступающие как характеристики отдельных периодов. Эльконин рассматривает их отдельно друг от друга.
Основные особенности периодов:
Неотчетливость начала и конца кризиса
Появление трудностей в воспитании детей.
По Эльконину, вся деятельность развивается в системе «ребенок в обществе». В подсистеме «ребенок-взрослый» - ребенок усваивает нормы человеческих отношений. «Ребенок-взрослый» превращается в подсистему «ребенок общественный взрослый» - деятельность благодаря которой ребенок усваивает способы действия с предметами в системе.