Знания, умения и ценности в сфере научной психологии, а также ее практиче­ского применения

Цель 1. Теория и содержание психологии. Студенты должны продемонстриро­вать знакомство с основными концепциями, теоретическими перспективами, эм­пирическими данными и историческими тенденциями психологии.

Цель 2. Исследовательские методы в психологии. Студенты должны понимать и уметь применять основные исследовательские методы в психологии, включая ис­следовательский проект, анализ данных и интерпретацию.

Цель 3. Умения критического мышления в психологии. Студенты должны уметь использовать метод критического и творческого мышления, постановки вопросов и научный подход к решению проблем, связанных с поведением и психическими процессами.

Цель 4. Приложение психологии. Студенты должны понимать и уметь приме­нять психологические принципы к личным, социальным и организационным про­блемам.

Цель 5. Ценности в психологии. Студенты должны понимать основания тех или иных действий, быть терпимыми к неопределенности, действовать в соответствии

4.4. Цели преподавания психологии 77

с правилами этики и понимать другие ценности, которые лежат в основе психоло-пш как дисциплины.

Знания, умения и ценности общего образования, которые в дальнейшем нахо­дят свое развитие в сфере психологии.

Цель 6. Информационная и технологическая грамотность. Студенты должны продемонстрировать компетентность в информационной сфере и способность ис­пользовать компьютеры и другие технологии в различных целях.

Цель 7. Коммуникативные умения. Студенты должны быть способны к эффек­тивному общению в разных аспектах и формах.

Цель 8. Социокультурное и международное сознание. Студенты должны осознаний, и понимать сложность социокультурного и международного многообразия.

Цель 9. Личное развитие. Студенты должны добиться понимания своих психи­ческих процессов, собственного поведения, а также поведения других людей и научиться применять эффективные стратегии для управления собой и самосовер­шенствования.

Цель 10. Профессиональное планирование и развитие. В результате обучения студенты должны получить реалистические представления о том, как они могут применить свои психологические знания, умения и ценности в профессиональ­ной сфере в самых различных ситуациях.

Каждая из этих целей находит свое конкретное отражение в результатах, кото­рых следует ожидать от студентов, прошедших обучение но программе базового психологического образования. Эти результаты достигаются благодаря усвоению определенного содержания изучаемых дисциплин; более подробно мы остановим­ся на этом в следующих главах.

2. Основные образовательные программы
послевузовского профессионального образования
по психологическим специальностям

Основной задачей этих программ является подготовка научно-педагогических кадров в области психологии. В связи с этим основными целями преподавания психологии являются:

1) углубленное изучение аспирантами (адъюнктами) психологических дисцип­лин по научной специальности;

2) обучение умениям применять знания по научной специальности для решения научно-исследовательских задач;

3) обучение знаниям, умениям и навыкам научно-исследовательской работы;

4) обучение умениям педагогической деятельности в сфере психологии.

3. Основные образовательные программы высшего
профессионального, а также среднего специального
образования специалистов по работе с людьми

К этой группе специалистов относятся:

♦ учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешко­льных учреждений;

78 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

♦ врачи, младший и средний медицинский персонал, социальные работники;

♦ государственные служащие, социологи, юристы, руководители, менеджеры, экономисты;

♦ командиры воинских подразделений.

Главным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля является человек или группа людей. Отсюда вытекает непосредствен­ная значимость психологических знаний для их профессиональной деятельно­сти. Поэтому главным направлением преподавания психологии по программам данного типа является формирование профессиональной психологической ком­петентности.

Это направление определяет цели преподавания психологии по данным обра­зовательным программам:

1) обучение основам психологических знаний;

2) знакомство с методами психологии;

3) обучение прикладным психологическим знаниям, соответствующим профес­сиональной специализации студентов;

4) обучение применению психологических знаний для решения практических за­дач в рамках будущей профессиональной деятельности;

5) формирование общем психологической культуры студентов.

4. Основные образовательные программы высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов естественно-научного, технического, строительного профиля

К этой группе относится широкий круг специалистов. Основным объектом про­фессиональной деятельности специалистов данного профиля являются объекты живой и неживой природы, знаки и знаковые системы, технические системы и устройства различного типа. Поэтому психологические знания обычно не пред­ставляют для них непосредственной профессиональной значимости. В связи с этим психология в этих программах рассматривается как общеобразовательный и общекультурный предмет. Главным в изучении психологии является психологи­ческое просвещение, формирование психологической грамотности и психологи­ческой культуры студентов.

Этим определяются цели преподавания психологии и рамках данных образо­вательных программ:

1) формирование у студентов представления о системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине и практической деятельности;

2) знакомство с методами психологического познания и психологической прак­тики;

3) обучение студентов психологии как средству познания других людей;

4) обучение студентов психологии как средству самопознания;

5) обучение студентов психологии как средству саморазвития.

4.4. Цели преподавания психологии 79

5. Основные образовательные программы послевузовского
профессионального образования по различным научным
специальностям

Учитывая, что основной задачей данных программ является подготовка научно-педагогических кадров но данным специальностям, в цикл образовательно-про­фессиональных дисциплин рекомендуется включать педагогические и психологи­ческие дисциплины. Психология обычно изучается в рамках курса «Психология высшего образования». Основными целями преподавания психологии являются:

1) обучение основам знаний по современной научной и практической психо­логии;

2) обучение умениям применения психологических знаний для эффективной ор­ганизации преподавательской деятельности.

6. Программы средней (полной)
общеобразовательной школы

Среднее (полное) общее образование является третьей ступенью школьного обра­зования. Данные программы направлены на овладение учащимися системой зна­ний о природе, обществе и человеке, формирование их мировоззрения. На стар­шей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации: естественнонаучной, гуманитарно-филологической, социально-экономической, физико-математической, технико-технологической, художественно-эстетической и др. Однако могут сохраняться непрофилнрованные общеобразовательные классы.

Психология в этих программах может изучаться и как факультативный, и как обязательный предмет. Цели и содержание обучения психологии в средней обще­образовательной школе не должны дублировать цели и содержание высшего про­фессионального образования. Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование пси­хологической грамотности и психологической культуры учащихся. В учебно-вос­питательной программе психология выполняет общеобразовательную, общекуль­турную и развивающую функции. В старших профильных классах преподавание Топологии может играть также профориентационную роль, способствовать бо­лее близкому знакомству со сферой будущего среднего специального или высше­го профессионального образования.

Все вышесказанное определяет цели преподавания психологии по данным об­разовательным программам:

1) обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и об­щей культуры;

2) знакомство с методами психологического познания и психологической прак­тики;

3) обучение психологии как средству познания других людей;

4) обучение психологии как средству самопознания;

5) обучение психологии как средству саморазвития;

6) профессиональная ориентация.

80 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

7. Программы начальной и основной школы

Начальное общее образование и основное общее образование являются соответст­венно первой и второй ступенями школьного образования.

На первой ступени — в начальной школе— учащиеся обучаются чтению, пись­му, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их приме­нения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные уме­ния детей (Хуторской, 2001, с. 178). Психология как отдельный учебный предмет редко изучается в этот период, хотя элементы психологических знаний так или иначе используются и других предметах, а также по внеклассных мероприятиях психологического характера.

Вторая ступень школьного образования — основная школа— направлена на усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке. У них развиваются умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познаватель­ной и духовной деятельности. Учащиеся Осваивают общие способы теоретического мышления, овладевают методами научного познания, механизмами самооргани­зации личности: происходит интенсивное социальное развитие и самоопределение личности, формируются профессиональные намерения (Хуторской, 2001, с. 179).

Психология как отдельный учебный предмет редко изучается в этот период (но чаще, чем в начальной школе). В то же время психологические знания и уме­ния порой используются для самопознания и саморазвития учащихся в рамках других предметов, а также во внеклассных мероприятиях психологического ха­рактера.

Главным в изучении психологии младшими школьниками и учащимися ос­новной школы является первоначальное знакомство с элементарными психологи­ческими понятиями и закономерностями и целях их использования для целена­правленного интеллектуального и личностного развития детей.

Перечислим основные цели изучения психологиимладшими школьниками и учащимися основной школы:

1) первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;

2) знакомство с психологией как средством познания других людей;

3) знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности;

Л) знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными осо­бенностями личности человека в целях понимания других людей, самопозна­ния н саморазвития;

5) знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения;

6) профессиональная ориентация.

При этом нецелесообразно ставить перед учащимися начальной и основной школы цель изучения психологии как научной дисциплины. Психологические знания выступают скорее как Средства психологического сопровождения умст-

4.5. Принципы обучения психологии 81

венного, эмоционального, коммуникативного и личностного развития детей и под­ростков.

При общности целей имеет место и определенная специфика процесса обуче­ния психологии младших школьников и подростков. В связи с особенностями психического развития для младших школьников наиболее актуальным оказыва­ется изучение познавательных процессов (особенно их конкретных форм) и эмо­циональных явлений. Для подростков большую актуальность приобретает изуче­ние психологии абстрактного мышления, психологии воли, общения и личности, а также психологических аспектов профориентации.

4.5. Принципы обучения психологии

Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, науч­но обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в по­следние десятилетия (Голуб, 1999; Хуторской, 2001; Педагогика, 2002). Их необходи­мо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.

Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические прин­ципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику. В чем она проявляется? Какие специфические принципы важны именно для изучения психологических дисциплин?

Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуаль­ны только для определенных образовательных программ (среднего общего, сред­него специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.

1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответство­вал современным достижениям научной и практической психологии, не проти-воречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что су-шествует большое количество околонаучных психологических книг, написан­ных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В та­ких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Однако данные такого рода до сих пор встречаются в различных публикациях. Такие публикации, ис­пользуемые в рамках учебных занятий, дискредитируют научную психологию и лишают студентов и учащихся правильной ориентации в достоверных пси­хологических знаниях. Соблюдение принципа научности при обучении психо­логии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказа­тельна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.

2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в опре­деленной последовательности и логике, которые дают системное представле­ние об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных пси­хологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого

82 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

темы учебной программы должны быть структурированы И систематизирова­ны. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем уста­навливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал за­нятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемст­венность й межпредметная связь.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим
принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда сту­
денты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного
предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют
осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональ­
ный интерес к психологическим фактам и феноменам — наиболее сильный

• стимул к изучению психологии. В соответствии с данным принципом непра­вильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые заня­тия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только ин­тересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.

4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентиро-ванного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет боль­шую специфику но сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной сто­роны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изу­чаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопо­знания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес-учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необходимого баланса пред­метно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания на заня­тиях по психологии. Этот принцип должен соблюдаться при обучении психоло­гии как общеобразовательному предмету. При изучении отдельных психоло­гических дисциплин акценты могут расставляться иначе.

5. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный прин­цип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретно­го и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психоло­гии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпириче­ские факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их ил­люстрируют. К сожалению, порой в учебниках психологии и в лекциях чрезмер­но преобладают теоретические рассуждения, не подкрепляемые конкретными фактами и примерами. Другой крайностью может быть чрезмерное увлечение преподавателя описанием интересных психологических исследований, экспе­риментов, опытов, примеров из области практической психологии («однажды на прием К психотерапевту пришла пациентка С. и рассказала такую исто­рию») без рассмотрения психологической теории, которая лежит в их основе.

4.5. Принципы обучения психологии 83

6. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответст­вии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от лег­кого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и инте­ресов: а) студентам-психологам; б) студентам, обучающимся по другим про­граммам высшего образования; в) студентам средних специальных; г) учащимся общеобразовательных учебных заведений. Принцип доступности при обуче­нии психологии в школе имеет особое значение в силу того, что еще не сущест­вует устойчивых традиций преподавания психологии учащимся школьного возраста. И если для старших школьников эта задача отчасти решается (Коло-минский, 1986; Немов, 1995; Климов, 1997), то учет специфики среднего, а тем более младшего школьного возраста — проблема особенно сложная. Опыт яс­ного и понятного изложения психологических знаний этим категориям уча­щихся еще очень незначителен (Психология, 1998; Карандашев, 2002).

7. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинесте­тической) также может повысить эффективность обучения. Единство нагляд­ного (образного) и вербального содержания — важнейшая психологическая основа понимания. В преподавании психологии могут использоваться такие виды наглядности, как: 1) словесная, 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая. Подробнее речь о них пойдет в следующих разделах.

8. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвое­ние знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования потребности учащихся в психологиче­ских знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).

9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологии. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллю­стрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реаль­ной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы рни видели прак­тическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, са­мопознания и саморазвития.

10. Обучение психологии должно носить развивающий характер. Этот принцип опять-таки особенно пажен в школьном преподавании психологии. Уроки пси-

84 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

хологии выполняют здесь особую миссию. В результате изучения курса психо­логии главную ценность представляет не знание психологических теорий, по­нятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и самих себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности, успеш­ное и гармоничное развитие отношений с другими людьми, а также лучшее по­нимание себя как личности.

Контрольные вопросы

1. Какие учебные программы относятся к общеобразовательным?

2. Какие основные документы регламентируют образование в школе?

3. Какая часть учебного плана дает возможность включить психологию в качест­ве учебного предмета в систему школьного образования?

4. Какие возможности для преподавания психологии дает профильное обучение?

5. Какие виды образовательных программ относятся к профессиональным?

6. Какие документы регулируют обучение в высших учебных заведениях?

7. Какие ступени высшего профессионального образования существуют в России?

8. Каковы условия признания высшего образования, полученного за границей?

9. Что определяют федеральные компоненты государственных образовательных стандартов?

10. В рамках каких образовательных программ в России может быть получено по­слевузовское образование?

11. Что описывается в учебном плане образовательной программы?

12. Что включает в себя учебный план основной образовательной программы по­слевузовского образования?

13. Какие компоненты содержатся в учебной программе?

14. Что характеризует тематический план?

15. Какие два фактора определяют цели преподавания психологии?

16. Назовите цели преподавания психологии в основных образовательных про­граммах высшего профессионального образования по специальности «психо­логия» (базовое психологическое образование).

17. Назовите цели преподавания психологии в основных образовательных про­граммах послевузовского профессионального образования по психологиче­ским специальностям.

18. Назовите цели преподавания психологии в основных образовательных програм­мах высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов но работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники, и т. п.).

19. Назовите цели преподавания психологии в основных образовательных про­граммах высшего профессионального образования специалистов естественно­научного и технического профиля.

Контрольные вопросы 85

20. Назовите цели преподавания психологии в основных образовательных про­граммах послевузовского профессионального образования по различным на­учным специальностям.

21. Назовите цели преподавания психологии в программах средней (полной) об­щеобразовательной школы.

22. Назовите цели преподавания психологии в программах начальной и основной школы.

23. Назовите три способа построения учебных программ.

24. Охарактеризуйте принципы обучения психологии.

Наши рекомендации