Основные черты японского менеджмента
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор, так как основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская модель менеджмента опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденной устремленности японцев к созданию высококачественной продукции, так как отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость.
Японская система менеджмента признана самой эффективной в мире. Основные черты японской модели менеджмента: ориентация управления на группу, коллективный контроль, личные неформальные отношения с подчиненными, нестандартная структура управления, подготовка руководителей универсального типа, оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату.
Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента.
Значение менеджмента.
Менеджмент (в переводе с англ.) – это управление, заведование и организация производства.
МЕНЕДЖМЕНТ (англ. Management) –
1) управление людьми[6]на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на постановку и достижение целей путем оптимального использования запланированных, организованных и контролируемых средств;
2) тип управления людьми, осуществляемого менеджером и/или группой – командой менеджеров с управляющим воздействием, направленным на такие объекты управления как бизнес, многочисленные его формы, виды и разновидности, а также бизнес-отношения, бизнес-процессы, бизнес-структуры и/или их структурные и функциональные подсистемы; компонентами М. являются проблемы, принятие решений, ресурсы; функция М. – обеспечение выживания и повышение эффективности объекта управления в условиях воздействий на него со стороны его внешней среды и внутренней среды. Цель М. – гармонизировать и оптимизировать взаимодействие областей и сфер бизнес-деятельности: науку, технику, технологию, производство, реализацию продукции и услуг, сервиса и управленческие решения. Главный инструмент достижения этой цели – механизм объединения возможностей инжиниринга, консалтинга, маркетинга и иных функциональных подсистем менеджмента и их кооперация. Разработка и апробирование такого механизма нацелены на создание новых активов, обеспечение прироста стоимостных характеристик активов и оптимизацию структуры активов и их кооперацию;
3) междисциплинарная наука, предметом которой является влияние технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других факторов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемых решений.
В менеджмент входят такие составляющие, как организация, руководство, искусство общения с людьми, способность ставит цели и находить средства для их достижения.
Менеджмент во многих случаях оказывается гораздо более действенным, чем дополнительные финансовые вложения или создание новых производственных мощностей предприятия. Подтверждением этому могут служить практика менеджмента и достижения известных менеджеров за рубежом и в России. В первую очередь стоит остановиться на опыте двух великих индустриальных держав мира – США и Японии.
На западе звездой первой величины считают Ли Якокку[7]. Он являлся президентом компании «Форд мотор», но в 1978 г. Был уволен Фордом. Мл. Затем он возглавляет безнадежную компанию «Крайслер» и с помощью него она стала процветающей. Свои взгляды на вопросы производства он изложил в книге «Карьера менеджера».
Одной из ярких звезд японского менеджмента являются Акио Морита,
Akio Morita (26.01.1921-03.10.1999), и основанная им корпорация «Сони». Его тандем с техническим гением Масару Ибука превратил маленькую неизвестную фирму в одну из крупнейших корпораций мира.
Существует две различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджмента. Первая точка зрения, характерная для СШа и Европы, отводитуправленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми, которые являются не менее сложными объектами, чем машины или химические процессы.
Центром научных исследований и подготовки профессиональных управляющих является США.Это страна с самой развитой системой управления. Широкие научные исследования и практическую подготовку менеджеров ведут: Гарвардская Школа Бизнеса, Стенфордская школа бизнеса и др.
В Европе создана ведущая европейская ассоциации ЕМО (Европейский фонд развития менеджмента) куда входят 300 центров обучения менеджеров.
Другая точка зрения в Японии,где система подготовки менеджеров построена иначе. Крупные фирмы сами готовят руководителей, обучая их на производстве, старшие по должности учат младших. Основой подготовки менеджера считают практику, в то время как наука имеет общеобразовательную роль. В стране принято, что на предприятии учатся все – от рабочего до управляющего фирмой.
В последнее время одной из основных тенденций мирового развития становится глобализация. В связи с этим можно выделить две стороны в значении менеджмента:
· первая, состоящая в определяющей роли менеджмента для успешного развития организацией;
· вторая, определяющая влияние менеджмента на развитее общества в целом.
Немногие в истории развития общества социальные институты демонстрировали такой существенный прогресс, как менеджмент на протяжении всего 20 – го века. Еще в начале 20 – го века социальная роль менеджмента угадывалась весьма неопределенно (неразвитость управленческих структур производственных организаций не давали весомых оснований считать, что правленческие функции могут быть спецификой особой профессиональной группы), но уже к концу 20 – го века самой многочисленной профессиональной группой является категория «управляющие и специалисты». Это не только интеллектуальный потенциал, но и реальная движущая сила функционирования организационных структур.
Менеджмент можно рассматривать как важнейший момент развития современной общественной системы, глобальное явление, своеобразный ответ социума на дезорганизующие изменения в развивающейся социальной среде, где ни одна сложная задача не решается вне управленческого воздействия.