Особенности влияния мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста.
Последние десятилетия характеризуются усилением внимания к изучению механизма психомоторного развития мелкой моторики детей.
М.Ю.Кистяковская отмечала, что одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.
Н.М.Щелванов указывал, что благодаря максимальной кортикальности иннервации скелетной мускулатуры у ребенка в развитии его движений существенную роль играет организация сложных функциональных связей моторных и анализаторных центров мозговой коры.
В сборнике научных статей под редакцией Б.А.Ашмарина, дается описание изучения мелкой моторики, которая рассматривается как двигательные качества, делаются выводы о том, что связи морфологических признаков физического развития с психическими процессами осуществляются, в основном, через психомоторику.
Многочисленные исследования, проведенные Е.Флейшманом, позволили ему выявить следующие направления изучения мелкой моторики:
Тонкая координация движений – это точные движения больших мышечных групп (движения руками, ногами)
Координация – отражает движение рук, ног, или одновременное движение ногами и руками.
Ловкость рук – координированные и быстрые движения, действия рук с относительно большими объектами.
Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.
В.В.Никандров рассматривает моторику как систему двигательных реакций и выделяет в ней следующие компоненты:
1. Фоновая моторика – это непрерывное состояние двигательных систем, являющееся как бы моторным фоном для проявления психической активности. Она включает:
Мышечный тонус – несильное стойкое напряжение мышц, не сопровождающееся утомлением, направленное на поддержание статики тела и уравновешивание различных движений, а также сигнализирующее о потенциальной двигательной активности. Мышечный тонус обычно предполагает быстрое включение мышц в работу, то есть как бы их предстартовую готовность к выполнению движений.
Тремор – быстрые ритмически колебательные движения частей тела, вызванные непроизвольными сокращениями соответствующих мышц. Тремор играет роль фактора, стабилизирующего основное движение, которое может исполняться неточно из-за временной задержки корректирующей афферентной нервной импульсации, непрерывно поступающей в эффекторные центры по ходу движения. Таким образом, тремор способствует успешному точному выполнению основного движения.
Спонтанная двигательная активность – это непроизвольные непрерывные микродвижения скелетной мускулатуры, обусловленные взаимодействием организма со средой и направленные на поддержание его общего энергетического баланса и приводящие к незаметным общим колебаниям тела. Причины этих колебаний до конца не выяснены.
2. Двигательные реакции на отдельные раздражители – это отдельные реакции на конкретное воздействие побудителя:
Сенсомоторные реакции – это двигательный ответ на сенсорную стимуляцию. В более широком плане это взаимодействие сенсорных и двигательных составляющих психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений.
Эмоциомоторные реакции – группа реакций, обусловленных взаимодействием аффективных и двигательных составляющих психической деятельности. Фактически, это двигательные ответы на аффективные, в первую очередь эмоциональные, переживания. В этих реакциях реализуются функции эмоций.
Идеомоторные реакции. Их суть состоит в еле заметном даже для самого субъекта выполнении движений, о которых он подумал. Иначе говоря, представление о каком-либо движении даже без намеренья его совершить вызывает импульсацию соответствующих мышц, что ведет к реальному выполнению этого движения, но только по очень маленькой, практически незаметной амплитуде.
В.В.Никандровым были также определены основные характеристики мелкой моторики.
Сила – предельный уровень физического напряжения, развиваемого основными группами скелетных мышц индивида.
Быстрота – присущая индивиду скорость (средняя и максимальная) выполнения движений.
Координированность – согласованность различных движений во времени, пространстве и по силе с целью достижения определенного двигательного результата. Хорошая координированность обычно предполагает широкий диапазон темпоральных возможностей и склонность к ритмизации движений.
Пластичность – согласованность амплитуд (пространственных границ) движений, позволяющая плавно переходить от одного движения к другому, объединяя их в целостный комплекс с единым выразительным эффектом.
Ловкость – высокая степень координированности и быстроты в сочетании с экономичностью и рациональностью движений.
Выносливость – способность к поддержанию заданного уровня двигательных характеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений.
Таким образом, мелкая моторика, совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Необходимость разработки активных движений пальцев получили научное обоснование. Ученые, исследуя мозг детей, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.
1.3 Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте ассоциируется с анатомическими и функционального созревания прохождения нервных волокон, их меиленизацией и работы уровней координации. Плодотворное изучение двигательных навыков возможно только с целостным пониманием психической и двигательной активности, признание его комплексного характера. Развитие можно рассматривать в рамках моторного, сенсорного и когнитивно -мыслительного компонентов. Одним из условий и показателем хорошего моторного и психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развития его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы. Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в том числе и моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием. На более поздних этапах онтогенеза формирование движений продолжается, но идет опосредованно, под влиянием второй сигнальной системы («высших центров»): в мозге развиваются и совершенствуются уровни управления произвольными движениями.
Двигательная функция - ведущая с рождения. Анатомически незрелые нервные волокна меняют свою структуру, развиваются и созревают благодаря нервным импульсам, которые проходят по ним во время движения. Следовательно, движения обеспечивают ребенку анатомическую зрелость нервной системы, что в свою очередь является необходимым условием полноценного развития.
Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, но и в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации. Основные особенности и закономерности двигательного развития ребенка дошкольного возраста позволяет понять теория отечественного физиолога Н.А.Бернштейна. Автор теории показывает, что в основе любого двигательного акта лежат сложные, иерархически организованные системы сенсорных коррекций, которые формируются у человека по мере овладения разнообразными двигательными действиями и обеспечивают фундамент для развития физических качеств человека.
В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля. Развитие движений ребенка дошкольного возраста осуществляет в тесном контакте с его психическим развитием. В течение этого периода наблюдается прогресс движений. Начать участие в работе высших корковых уровней организации движений, которая обеспечивает прогрессивное развитие движений точной власти, а также создает необходимые условия для развития растущего числа моторных навыков и основной ручной манипуляции. Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности, оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка; если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие. …………………………………………………
Развитие моторики играет важную роль в овладении письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения. Б.Б.Косов отмечал, что главным фактором психомоторного развития является произвольность движений. А.Р.Лурия выдвинул положение о том, что развитие произвольных движений у ребенка начинается с возникновения у него способности выполнять речевую инструкцию взрослого. Начиная с 3-4 лет, словесная инструкция взрослого может остановить начавшееся действие или переключить ребенка с одного действия на другое. В рамках сенсорного компонента психомоторики наблюдаются следующие изменения. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношений предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действия восприятия, направленных на обследование свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. В дошкольном возрасте повышается точность и быстрота осуществления персептивного действия при решении персептивных задач, происходит свертывание и уменьшение количества и амплитуды движений рецепторных аппаратов. Это оказывается возможным за счет интериоризации отдельных операций, образования внешних ориентировочных действий, за счет переноса средств осуществления в план представлений, формирования внутренних эталонов.
Таким образом, развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте осуществляется по нескольким направлениям. Моторное развитие связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, их меиленизацией и налаживанием работы координационных уровней. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Дети от 3 до 7 лет обычно поворотливы, подвижны, грациозны. С другой стороны грациозность и локомоторная подвижность у детей соединяются в тоже время с очень низким уровнем общетелесной ловкости. Это связано с тем что, ловкость нуждается в функциональном развитии кортикальных уровней и насыщением их психомоторным опытом. В этот период начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков, и предметных ручных манипуляций. Моторное развитие ребенка связано с развитием способности к словесной регуляции движений. Начиная, с 3-4 лет словесная инструкция взрослого может остановить начавшееся действие или переключить ребенка с одного действия на другое. В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми действиями восприятия, позволяющими, более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Что приводит к появлению устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию чувственных образов. Повышается точность и быстрота осуществления перцептивного действия при решении персептивных задач, происходит свертывание и уменьшение количества и амплитуды движений рецепторных аппаратов. Это происходит за счет переноса некоторых действий в план представлений.
Заключение
Таким образом, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий, нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка. Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки. Практическим этапом нашей работы стал эксперимент, проводимый на базе ДОУ № 200 города Новокузнецка. Эксперимент проводился по принципу контрольной и экспериментальной группы. В экспериментальной группе проводились занятия с использованием пальчиковых игр. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Первый этап позволил нам определить имеющийся уровень психомоторного развития у детей средней группы. При реализации формирующего этапа эксперимента с детьми проводился комплекс занятий с использованием пальчиковых игр. Контрольный этап эксперимента позволил нам увидеть положительную динамику в развитии психомоторики детей экспериментальной группы. Для этого был проведен ряд психомоторных проб, идентичных первым. Но так как занятия проводились в течение набольшего периода времени, то динамика является небольшой
Таким образом, согласно данным, полученным в результате эксперимента, нами была практически доказана эффективность использования пальчиковых игр психомоторно.
Анализ работ зарубежных и отечественных психологов (Л.С.Выготского, И.Г.Гирьяновой, Б.Г.Ананьева, Н.А.Бернштейна, В.П.Озерова, и др.) позволили нам рассмотреть психомоторику как сложную функциональную систему, развитие которой можно проследить по следующим направлениям: моторное, сенсорное, словесная регуляция движений. Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для эффективного психомоторного развития ребенка Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки. Практическим этапом нашей работы стал эксперимент, проводимый на базе ДОУ N 200 города Новокузнецка. Эксперимент проводился по принципу контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе проводились занятия с использованием пальчиковых игр. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Первый этап позволил нам определить имеющийся уровень развития мелкой моторики у детей средней группы. При реализации формирующего этапа эксперимента с детьми проводился комплекс занятий с использованием пальчиковых игр. Контрольный этап эксперимента позволил нам увидеть положительную динамику в развитии мелкой моторики детей экспериментальной группы. Для этого был проведен ряд моторных проб, идентичных первым. Но так как занятия проводились в течение набольшего периода времени, то динамика является небольшой.
Таким образом, согласно данным, полученным в результате эксперимента, нами была практически доказана эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.