Тема 13. Национально-культурные особенности делового этикета

Необходимость понимания и учета национальных особенностей разных народов. Универсальность основных черт этикета. Важность знания правил международного этикета при общении с представителями разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры.

Проявление внимания и интереса к стране пребывания, уважения к местным обычаям и традициям – необходимое требование международного этикета. Наличие в этикете не только исторических, но и географических и этнографических особенностей.

Различия в использовании жестов, прикосновений, зрительных контактов, пространственном расположении собеседников в разных странах, относящихся к контактным и неконтактным культурам. Ритуалы преподнесения подарков в разных странах.

Некоторые из основных правил этикета в странах Запада: пунктуальность, консервативность одежды, приемлемые дистанции при контактах, улыбка, краткое и твердое рукопожатие, визуальный контакт и др.

Национально-культурные особенности делового этикета в отдельных странах Европы, Азии, Америки. Кавказский этикет.

Тема 14. Деловое общение на госслужбе: этикетные требования (деловые переговоры, встречи, беседы, приемы).

Деловое общение как форма организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Деловое общение – неотъемлемая часть управленческой деятельности госслужащих.

Функции делового общения: информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная.

Особенности делового общения. Этика делового общения как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Общие нормы морали – этическая база делового общения. Координация и гармонизация интересов – важнейший нравственный принцип делового общения.

Факторы детерминации поведения личности в деловом общении. Учет индивидуальных особенностей участников общения. Влияние темперамента участников на характер общения. Динамика человеческого поведения в процессе общения. Ролевое поведение в деловом общении.

Нравственные эталоны и образцы поведения в различных ситуациях делового общения.

Вербальные и невербальные средства делового общения.

Этикетные правила проведения деловых переговоров. Подготовка к переговорам. Организация переговоров. Методы ведения переговоров. Лексика участников переговоров. Этапы переговорного процесса.

Деловая встреча: этикетные требования. Подготовка к деловой встрече. Особенности плана подготовки. Оптимальность времени проведения встречи. Специфика «мелочей этикета» для успешности деловой встречи. Влияние обстановки в помещении на результаты встречи. Порядок представления участников. Невербальные средства общения и их влияние на характер деловой встречи.

Деловая беседа как речевое общение между собеседниками, имеющими необходимые полномочия для выработки конструктивного подхода к решению возникших проблем. Основные функции деловой беседы. Виды бесед. Этапы беседы: подготовительный, начало беседы, обсуждение проблем, принятие решения, завершение беседы. Этикетные правила проведения беседы. Правила хорошего тона, применяемые при отводе возражений и помогающие решать возникающие проблемы.

Деловой прием и его цели. Разновидности приемов. Подготовка приема. Приглашения на прием. Время прибытия на прием. Встреча гостей. Оформление стола. Правила рассаживания гостей за столом. Организация официальных завтрака, обеда, ужина. Правила поведения принимающей стороны и гостей на приеме. Организация обслуживания во время приема. Одежда для приема.

Наши рекомендации