Тренинг (Индивидуальное консультирование) по завершению ситуации травмы приемного подростка (проводит психолог).

Основная задача - восстановление естественной способности к саморегуляции.

В первую очередь это происходит через снижение локальных напряжений, которые являются отражениями травмы.

На основе метода можно строить значительную часть всей работы по психологической помощи при травматическом стрессе. Особенность работы заключается в акцентировании внимания исключительно на опущениях в теле, на актуальном телесном состоянии.

Первый этап - создание и активация ресурсов. Ресурсы в данном подходе - различные виды позитивных самоощущений на уровне тела.

Второй этап - работа с травматическим опытом, создание границ переживания.

Третий этап - сеансы релаксации.

Тренинг для подростков по завершению ситуации травмы состоит из четырех модулей (см. информационные материалы).

I модуль (1-3 занятия)

Цель: Развитие способности к установлению близких, доверительных отношений, способности к рефлексии.

Задачи:

Создание мотивации на совместную работу.

Создание мотивации на принятие других.

Развитие рефлексивных способностей и навыков.

Развитие способности к осознанию сильных сторон своей личности, симпатии к себе.

Повышение уверенности в себе.

II модуль (4-6 занятия)

Цель: Подготовка подростков к работе с чувствами, связанными с травматическим опытом.

Задачи:

Развитие способности к осознаванию и дифференцированию эмоций (своих и окружающих).

Выработка навыков выражения своих чувств в вербальной форме.

Обнаружение зависимости своего поведения от эмоционального состояния.

Выработка навыков решения внутренних конфликтов.

III модуль (7-9 занятия)

Цель: Нивелирование последствий травматических переживаний.

Задачи:

Осознание и отреагирование чувств, связанных с психотравмирующей ситуацией в обстановке понимания и поддержки.

Осознание своих границ и границ другого человека.

Осознание собственных возможностей и личностных ресурсов.

Развитие способности находить и принимать поддержку в референтной группе.

IV модуль (10-12 занятия)

Цель: Развитие способности к конструктивному взаимодействию с окружением.

Задачи:

Осознание положения вещей в своей семье, которое раньше могло сознательно не отслеживаться.

Определение возможности для изменения в своих семьях,

Развитие навыков самонаблюдения, определяющих собственную позицию в семье. Формирование позитивных моделей внутрисемейного взаимодействия.

V модуль (13-15 занятия)

Формирование представления о социальных ролях.

Осознание собственного ролевого поведения

Выработка навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Развитие способности к самоконтролю и избавлению от напряжения в конфликтной ситуации.

Развитие способностей к формирование временной перспективы, позитивного представления о будущем.

Экстренная психологическая помощь семье (подростку) -

- система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний семьи (ребенка). Основными целями экстренной психологической помощи являются стабилизация состояния, снятие или уменьшение острых симптомов дистресса и восстановление независимого функционирования.

Работа в рамках ЭПП направлена:

• на снятие острого стресса (дыхательные, телесные упражнения, организация сладких

перекусов, организация безопасного пространства для подростков (ограничение внешних контактов, пространства, постоянные взрослые, стабильный распорядок дня,

предсказуемость поведения окружающих), физическую активность (нагрузка на крупные группы мышц), выстраивание «границ» области напряжения (контейнирование), развитие саморегуляции;

выражение и отреагирование свои чувства, впечатления, реакции на случившуюся ситуацию (шесть шагов дебрифинга (разработанные Тиаги, 1980; http://trainingtechnology.nj/blog/20 08/11 /12/debrifing/

• завершение ситуации травмы (прошение с травматическим событием (шкатулка потерь, поминальная свеча);

Информационно - наглядные формы. Сетевое взаимодействие. Организует социальный педагог. Под сетевым взаимодействием понимается система связей, позволяющих обмениваться информацией, собственным опытом, осуществлять психологическую поддержку, помощь семьям в разрешении сложных ситуаций, совместно использовать различные ресурсы. Организация подобного взаимодействия может осуществляться как в очной, так и в дистанционной форме через специализированный сайт. Это позволяет включить в систему сопровождения большинство семей, проживающих в территории. Формами сетевых коммуникаций могут стать: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, очные встречи или форум заменяющих семей по обмену опытом и проблемным вопросам. В качестве модераторов форума выступают сами замещающее родители, волонтеры или специалисты службы. Сотрудники УО, привлеченные специалисты, опытные замещающее родители ведут дистанционное консультирование участников форума.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Базовый уровень сопровождения

Куратор семьи.

Назначается приказом руководителем службы из числа сотрудников.

1. Участвует в посещении семьи по месту проживания (в 3-дневный срок с момента получения копии заявления с просьбой гражданина о заключении договора о сопровождении семьи) совместно с органами опеки и попечительства с целью определения характера потребностей в сопровождении семьи и определения нуждаемости в услугах общего уровня сопровождения.

2. Сопровождает заключение Договора ООП с законным представителем приемного подростка о сопровождении.

3. Проводит телефонные переговоры с опекуном (при необходимости с членами семьи) о включении семьи в услугу, доведение до сведения семьи содержания услуги.

4. Проводит первичный прием либо всей семьи в целом, либо законного представителя приемного подростка вместе с подростком. Установление рабочего альянса с семьей, определение ее нуждаемости в диагностических процедурах, направление на диагностику к специалистам.

5. Обеспечивает доступ ЗС к диагностическим процедурам, координирование деятельности специалистов

6. Проводит анализ результатов комплексной первичной диагностики семьи, подготовка общего заключения для представления его на консилиуме.

7. Формирует команду сопровождения (заключение соглашений, договоров), планирует ее деятельность (составляет циклограмму).

8. Проводит конференции членов команды сопровождения (очно, дистанционно) с целью определения ключевой цели, задач сопровождения, последовательности их реализации при сопровождении, составление рекомендаций по включению семьи в различные мероприятия по сопровождению.

9. Составляет проект Индивидуальной программы сопровождения семьи, карты инфраструктуры сопровождения.

10. Представляет «Индивидуальную программу сопровождения семьи» на консилиуме, при необходимости корректирует программу.

11. Доводит до сведения и согласование с замещающей семьей (законным представителем приемного подростка) алгоритмов и процедур реализации Индивидуальной программы сопровождения семьи, при необходимости корректирует перечень мероприятий.

12. Заключает соглашение между членами семьи о правилах взаимодействия в семье

13. Заключает соглашение между наставником семьи и опекуном о содействии в сопровождении семьи (при необходимости и согласии).

14. Организует наставничество и курирует его деятельность

15. Курирует выполнения программы медицинской помощи (назначений врача) подростком

16. Курирует участие приемного подростка в программах наркологической реабилитации (при необходимости)

17. Проводит конференции со специалистами команды сопровождения по обсуждению хода реализации программы (очно, дистанционно)

18. Проводит ежемесячный опрос замещающих родителей по удовлетворенности ими хода

19. Проводит периодические замеры и оценку эффективности и результативности реализации Индивидуальной программы сопровождения семьи

20. Документирует ход и составление Итогового отчета о реализации мероприятий, предусмотренных Индивидуальной программой сопровождения семьи.

Социальный педагог.

1. Участвует в комплексной диатостике семьи. Проводит диагностик средового потенциала приемного подростка, потребностей семьи в конкретных мероприятиях по социально - педагогическому сопровождению.

2. Определяет мишени социально - педагогического сопровождения

3. Участвует в конференциях со специалистами команды сопровождения по обсуждению хода реализации программы (очно, дистанционно)

4. Готовит социально-педагогический раздел «Индивидуальной программы сопровождения семьи» для представления на консилиуме, при необходимости корректирует свой раздел программы

5. Проводит консультирование (выездное, дистанционное) педагогов образовательных организаций (помощь в интеграции приемного подростка в образовательной организации, рекомендации по условиям организации обучения)

6. Организует и поддерживает сетевого взаимодействие заменяющих семей, содействует включению в него заменяющей семьи

7. Обеспечивает доступ к программам дополнительного образования, спортивным секциям

8. Ведет программу подготовки к самостоятельной жизни приемного подростка

9. Организует трудовые пробы для подростков, при необходимости содействует трудовой занятости

10. Участвует в проведении периодических замеров и оценке эффективности и результативности реализации Индивидуальной программы сопровождения семьи

11. Документирует ход и составление Итогового отчета о реализации мероприятий, предусмотренных в социально - педагогическом разделе Индивидуальной программой сопровождения семьи.

12. Педагог дополнительного образования

13. Ведет работу «Низкопорогового клуба», организует праздники, фестивали, творческие конкурсы для замещающих семей с подростком

Психолог

1. Участвует в комплексной диагностике семьи. Проводит диагностику семейной ситуации, личностного потенциала приемного подростка, потребностей семьи в конкретных мероприятиях по психологической помощи

2. Обрабатывает результаты диагностики, составляет психологическое заключение, определяет мишеней психологической помощи

3. Готовит и представляет психологический раздел «Индивидуальной программы сопровождения семьи» на консилиуме, при необходимости корректирует программу

4. Участвует в конференциях со специалистами команды сопровождения по обсуждению хода реализации программы (очно, дистанционно)

5. Заключает соглашение между членами семьи о правилах взаимодействия в семье в зависимости от потребности заменяющей семьи с приемного подростка

6. Проводит Лекторий «Мой ребенок растет» («Школа воспитания»)

Ведет семейное консультирование Проводит группу психологической поддержки Проводит тренинг по развитию родительских компетенций

Проводит мотивационный тренинг (составление «жизненного проекта» подростка) Проводит коммуникативный тренинг для детей

Проводит тренинг профессионального самоопределения для подростков.

Ведет программы по профориентации

3. Проводит периодические замеры и оценку эффективности и результативности реализации психологического раздела Индивидуальной программы сопровождения семьи

4. Документирует ход и составление Итогового отчета о реализации мероприятий по психологической помощи, предусмотренных Индивидуальной программой сопровождения семьи.

Кризисный уровень сопровождения

Куратор семьи

Назначается приказом руководителем службы из числа сотрудников.

1. Участвует в посещении семьи по месту проживания (в 3-дневный срок с момента получения копии заявления с просьбой гражданина о заключении договора о сопровождении семьи) совместно с органами опеки и попечительства с целью определения характера потребностей в сопровождении семьи и определения нуждаемости в услугах общего уровня сопровождения.

2. Сопровождает заключение Договора ООП с законным представителем приемного подростка о сопровождении.

3. Проводит телефонные переговоры с опекуном (при необходимости с членами семьи) о включении семьи в услугу, доведение до сведения семьи содержания услуги.

4. Проводит первичный прием либо всей семьи в целом, либо законного представителя приемного подростка вместе с подростком. Установление рабочего альянса с семьей, определение ее нуждаемости в диагностических процедурах, направление на диагностику к специалистам.

5. Обеспечивает доступ ЗС к диагностическим процедурам, координирование деятельности специалистов

6. Проводит анализ результатов комплексной первичной диагностики семьи, подготовка общего заключения для представления его на консилиуме.

7. Формирует команду сопровождения (заключение соглашений, договоров), планирует ее деятельность (составляет циклограмму).

8. Проводит конференции членов команды сопровождения (очно, дистанционно) с целью определения ключевой цели, задач сопровождения, последовательности их реализации при сопровождении, составление рекомендаций по включению семьи в различные мероприятия по сопровождению.

9. Составляет проект Индивидуальной программы сопровождения семьи, карты инфраструктуры сопровождения.

10. Представляет «Индивидуальную программу сопровождения семьи» на консилиуме, при необходимости корректирует программу.

11. Доводит до сведения и согласование с замещающей семьей (законным представителем приемного подростка) алгоритмов и процедур реализации Индивидуальной программы сопровождения семьи, при необходимости корректирует перечень мероприятий.

12. Заключает соглашение между членами семьи о правилах взаимодействия в семье

13. Заключает соглашение между наставником семьи и опекуном о содействии в сопровождении семьи (при необходимости и согласии).

14. Курирует деятельность наставника

15. Курирует выполнение программы диспансеризации подростка

16. Проводит конференции со специалистами команды сопровождения по обсуждению хода реализации программы (очно, дистанционно)

17. Проводит еженедельный опрос замещающих родителей по удовлетворенности ими хода реализации программы (очно, дистанционно), разрешение конфликтных ситуаций

18. Проводит периодические замеры и оценку эффективности и результативности реализации Индивидуальной программы сопровождения семьи

19. Документирует ход и составление Итогового отчета о реализации мероприятий, предусмотренных Индивидуальной программой сопровождения семьи.

Наши рекомендации