Мин.) Упражнение на расслабление
Дети вытягивают руки вперед, затем медленно на вдохе поднимают их вверх и «роняют» руки, на выдохе произнося «А-а-а-ах».
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 22
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v развитие логического мышления;
v тренировка тонкой моторики.
Материалы:
- магнитофон, аудиозапись ритмичной музыки (лучше марша), колокольчик, наборы «Учись считать», магнитная доска с магнитами, длинный лист бумаги, фломастеры трех цветов, тетради, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра «Аист - лягушка — солдат»
Под аудиозапись ритмичной музыки или хлопки психолога дети маршируют по кругу. Услышав команду «аист», дети останавливаются в позе аиста - встают на одну ногу и вытягивают руки в стороны; по команде «лягушка» - садятся на корточки; «солдат»- замирают по стойке смирно.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 5 мин. ) Упражнение «Сравнение геометрических фигур»
Психолог раздает детям наборы «Учись считать», просит найти в них два квадрата - желтый и красный - и сказать, чем отличаются эти фигуры. Затем дети вынимают из коробки красный треугольник и отвечают на вопросы психолога:
- Чем отличается красный квадрат от красного треугольника? (Формой.)
-А чем они похожи? (Они одного цвета - красного.)
-А чем еще они похожи? Из чего они сделаны? (Из дерева или пластмассы.)
Аналогичная работа проводится при сравнении других пар фигур.
( 5-7 мин.) Упражнение «Что изменилось?»
На магнитной доске - длинный лист бумаги.
Психолог рисует на нем фломастером одного цвета круг и квадрат, ставит между ними стрелку и спрашивает детей:
- Что изменилось? (Форма.)
Затем психолог рядом с квадратом рисует квадрат другого цвета и задает вопрос:
-А теперь что изменилось? (Цвет.)
После этого психолог рисует маленький квадрат того же цвета и опять спрашивает, что изменилось. Дети отвечают -размер.
Следует помнить, что данная терминология может быть не знакома детям. В этом случае психологу следует самому дать определение. Задание можно усложнить, изменив сразу два или три признака фигур. Образец:
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 21)
( 4 – 5мин.) Игра «Пол - нос — потолок» (см. Занятие 2)
( 5 – 7 мин. ) Упражнение «Отличающаяся картинка»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради. Детям предлагается задание:
- Нарисуйте два квадратика и раскрасьте их так, чтобы они отличались только цветом. А теперь нарисуйте такую фигурку, которая отличалась бы от последнего квадратика только формой. И т.п.
Мин.) Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя!
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 23
Задачи:
v воспитание смелости;
v развитие умения ориентироваться в пространстве;
v развитие зрительной памяти;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие речи и мышления.
Материалы:
повязка на глаза, колокольчик, плакат, выполненный по рис. 15, тетради, простые карандаши, магнитная доска с магнитами, плакат «Фигурки из счетных палочек - 2» ( Демонстрационный материал), наборы счетных палочек.
Ход занятия
( 5 мин. ) Игра «Заяц и волки»
С помощью считалки выбирается водящий - «заяц», которому завязывают глаза.
Под счет «Раз, два, три - стоп!» остальные участники -«волки» - разбегаются по залу и останавливаются. «Заяц» осторожно ходит по комнате, стараясь не задевать «волков». Если он коснется одного из участников, выбирается новый водящий, игра возобновляется.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 2 - 3 мин.) Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка» (см. Занятие 10)
( 2-мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие 22)
( 5 мин.) Упражнение «Посмотрим, запомним, нарисуем»
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - тетради. На магнитной доске - плакат:
По сигналу психолога «Внимание!» дети рассматривают плакат в течение 3-5секунд, стараясь его запомнить.
После этого психолог убирает плакат и предлагает детям нарисовать в заданной последовательности все фигуры, которые они запомнили.
(3 -4 мин.) Упражнение «Один - много»
Психолог называет слова в единственном числе и просит детей поочередно произносить их во множественном числе, например: дерево - деревья, муха - мухи, дом - дома , город - города, фонарь - фонари, самолет - самолеты, круг - круги, помидор - помидоры и т.п.
Упражнение продолжается до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.
Мин. ) Физкультминутка
Рот, нос, голова,
Уши, щеки, лоб, глаза,
Плечи, локти, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Ноги: топ - топ,
Руки :хлоп - хлоп,
Раз - туда, два - сюда.
Это - нет, а это - да!
( 10 мин. ) Упражнение «Фигурки из счетных палочек»
Дежурные раздают счетные палочки. Психолог прикрепляет к магнитной доске плакат « Фигурки из счетных палочек - 2 ».
Детям предлагается выложить по образцу фигурки из счетных палочек.
Затем психолог дает следующие задания:
- Уберите из третьей фигуры две палочки так, чтобы получился один большой прямоугольник.
- В четвертой фигуре переложите две палочки так, чтобы получился флажок .
- В пятой фигуре переложите две палочки так, чтобы получились три одинаковых треугольника .
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 24
Задачи:
v развитие внимания и самоконтроля;
v тренировка слуховой памяти и пространственной ориентации;
v развитие речи и мышления.
Материалы:
два стула, две эстафетные палочки, колокольчик, знаки «Говорит один» и «Говорим хором», тетради, простые карандаши, наборы из четырех предметных картинок, разложенных по нескольким понятийным группам.
Ход занятия
( 5-7мин.) Игра «Кто быстрее?»
Психолог делит детей на две команды, которые выстраиваются в две колонны. Участники команд, стоящие во главе колонны, получают по эстафетной палочке. На расстоянии примерно 20 метров от каждого из них стоит стул.
По команде психолога они должны быстрым шагом (но не бегом!) дойти до стула, обогнуть его, вернуться к команде и передать палочку следующему участнику. Эстафета продолжается.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 4 – 5 мин.) Упражнение «Кто так говорит?»
Психолог, используя знаки «Говорит один» и «Говорим хором», задает вопросы:
- Скажите пожалуйста, кто так говорит: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция...». «Открой рот и скажи а-а-а...». «С вас сто двадцать рублей, пятьдесят копеек».
«А сейчас новости на первом канале...». «Сели все прямо, открыли тетради, взяли ручки...». «Убираем игрушки и одеваемся на прогулку». «Хорошо, я тебе почитаю, если ты быстро разденешься и ляжешь в постель». И т.д.
( 5 – 7 мин.) Упражнение «Слушаем и выполняем»
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - тетради. Детям предлагается выполнить следующие задания:
нарисовать большой круг над маленьким;
нарисовать маленькую палочку слева от большой;
нарисовать елку между двумя домами;
нарисовать двухэтажный дом справа от одноэтажного;
нарисовать треугольник под квадратом;
нарисовать квадрат под треугольником и т.п.
Мин.) Физкультминутка
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Руки за спину мы спрячем
И на двух ногах поскачем.
Мы скакали, мы скакали
И немножечко устали.
Все, пора нам отдохнуть,
Впереди далекий путь.
( 10 мин. ) Упражнение «Мое - не мое»
На столе психолога - наборы из трех предметных картинок, разложенных по нескольким понятийным группам.
На столе каждого ребенка - картинка, принадлежащая одной из понятийных групп.
Психолог поочередно показывает свои картинки и спрашивает:
- Кому отдать эту картинку? К чему она подходит?
Ребенок, чья картинка составляет одну группу с показываемой психологом, поднимает руку и называет обобщающее слово ко всей группе предметов.
По окончании игры можно разрешить детям встать и посмотреть, какие группы собрали другие участники.
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 25
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v развитие эмоционально-выразительных движений;
v развитие восприятия и мышления;
v тренировка тонкой моторики.
Материалы:
колокольчик, доска, мел, тетради, простые карандаши.
( 5 мин.) Психогимнастическое упражнение «Незнайка»
С помощью считалки выбирается водящий - Незнайка. Он становится в центр круга, образуемого остальными участниками.
Дети поочередно задают Незнайке простые вопросы (например: «Как тебя зовут?»}, на которые он должен отвечать: «Не знаю!», сопровождая свои ответы соответствующей мимикой и жестами - делать удивленные глаза, пожимать плечами и т.п.
Затем водящий меняется, упражнение повторяется.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 2 мин.) «Пальчиковая гимнастика»
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Колотушки колочу,
Приколачиваю,
Заколачиваю.
( 5 мин.) У п р а ж н е н и е «Какое слово лишнее?»
Психолог говорит:
- Сейчас я произнесу три слова. Одно из них не подходит к двум другим. Подумайте и решите, какое. Отвечать будет кто первым поднимет руку.
Ряды слов могут быть следующими:
колбаса, сыр, стол;
чай, компот, чашка;
кошка, собака, волк и т.п.
Следует помнить об уровне словесно-логического мышления детей данной группы, так как даже старшие дошкольники еще с трудом делают обобщения на вербальном уровне.
( 7 мин.) Задание «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми»
Дежурные раздают карандаши, психолог - тетради. На доске - пара рисунков, отличающихся друг от друга несколькими деталями:
Детям предлагается перерисовать их, а затем дорисовать так, чтобы они стали одинаковыми.
Руки в стороны, вперед. И направо поворот. Руки в стороны и вниз. И налево повернись. |
Мин.) Физкультминутка
Вместе весело шагаем
И колени поднимаем.
Пальцы мы в кулак сожмем
И за спину уберем.
(5-7 мин.) Упражнение «Угадай букву»
Психолог пишет на доске элементы каких-нибудь букв. Например:
Детям предлагается угадать буквы и написать их у себя в тетрадях.
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 26
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v развитие эмоционально-выразительных движений;
v развитие речи и мышления.
Материалы:
магнитофон, аудиозапись веселой музыки, колокольчик, доска, мел, тетради, простые карандаши.
(6 мин.) Игра «Раз, два, три — фигура замри!»
С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в центр круга.
Дети маршируют под музыку по кругу. Когда музыка стихает, ведущий говорит: «Раз, два, три - фигура тигра замри!». Затем каждый участник при помощи пантомимы изображает тигра или какого-нибудь другого зверя, названного ведущим.
Ребенок, который лучше всех изобразил животное, становится ведущим. Игра продолжается.
( 3 -4 мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
( 4 – 5 – мин.) Упражнение «Хорошо или плохо?»
Психолог задает детям вопрос:
- Как вы думаете, когда идет дождь - это хорошо или плохо?
Дети поднимают руки и отвечают, обосновывая свои ответы, например:
- Плохо, потому что нельзя пойти гулять, можно простудиться, становится грязно. И т.д. Или:
- Хорошо, можно пускать кораблики, голуби могут пить из лужи, вода нужна растениям. И т.д.
Психолог делает вывод о том, что одно и то же явление может быть с одной стороны хорошим, а с другой - нет.
( 8 -10 мин.) Логические задачи «Домики»
Психолог делает зарисовки на доске и объясняет: - Кружок и квадратик жили вот в таких домиках (показывает на доску):
Причем кружок жил в домике с таким окошком:
Можно ли сказать, в каком домике - в первом или во втором - он жил?Правильно, пока нет.
Известно так же, что квадратик жил в домике под номером 2. А теперь можно сказать, в каком домике жил кружок? Да, он жил в домике под номером 1.
Психолог делает на доске запись:
Затем диктует и «записывает» следующую задачу:
- Жили-были треугольник и ромбик, каждый из них жил в своем домике, а домики были вот такими:
Известно, что в домике треугольника трубы не было. В каком же домике - под номером 1 или 2 - жил треугольник?
По окончании можно предложить детям зарисовать задачи в тетрадях.
(2-мин.) Физкультминутка (см. Занятие 25)
(3-4-мин). Упражнение «Скажем ласково»
Психолог произносит слова, а дети поочередно называют их уменьшительно-ласкательную форму. Например: Оля -Оленька; книга - книжечка; стол - столик; мама - мамочка; папа - папочка; заяц - зайчик и т.д.
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 27
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v диагностика преобладающей мотивации - учебной или игровой;
v тренировка зрительной памяти; развитие речи и мышления.
Материалы:
колокольчик, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, тетради, плакат, выполненный по рис. 18.
Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра «Пропускаю только...»
Дети встают в шеренгу напротив психолога, который говорит:
- Пропускаю только тех, у кого есть белый цвет.
Дети, у которых есть в одежде названный цвет, переходят на другую сторону (пространство можно разграничить двумя ленточками). Участники, в одежде которых нет названного цвета, пытаются перебежать на другую сторону, психолог старается их поймать.
Пойманный участник выбывает из игры.
В роли ведущего может быть и один из детей.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 5 мин.) Диагностическое задание на выявление преобладания ученной или игровой мотивации
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - подписанные листы бумаги. Психолог объясняет:
- Вы будете рисовать на листах бумаги кружочки, пока не
услышите сигнал «Стоп!». Начали!
Дети выполняют задание. Психолог наблюдает, кто как работает: планомерно или разбросанно, медленно или быстро, как скоро происходит мотивационное истощение (ребенок перестает работать) или смена мотивации (ребенок рисует то большие, то маленькие кружочки или как-то по-другому пытается разнообразить деятельность).
Затем детям предлагается следующее задание:
- Переверните лист чистой стороной и представьте себе,что это зайкин огород, на котором нужно посадить как можно больше кочанов капусты. Ваша задача - нарисовать на листе как можно больше кружочков-кочанов. Начали!
По количеству кружков и их качеству можно судить о преобладающей мотивации ребенка - учебной (первое задание) или игровой (второе задание).
( 2 мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие 26)
(4 мин.) Игра «Да и нет не говорим»
Психолог задает каждому ребенку простой вопрос, на который он должен ответить, избегая использования слов «да» и «нет», например:
- Ты мальчик?
- Сейчас зима?
- Ты был в зоопарке?
- Ты сейчас в детском саду?
- Ты любишь мороженое?
- Ты любишь играть?
- Ты любишь борщ? И т.д.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 26)
( 3 мин.) Упражнение «Посмотрим, запомним, изрисуем»
Психолог раздает тетради. На магнитной доске - плакат:
По сигналу психолога «Внимание!» дети рассматривают плакат в течение 10 секунд, стараясь его запомнить.
После этого психолог убирает плакат и предлагает детям нарисовать в заданной последовательности все фигуры, которые они запомнили.
( 7 – 10 мин.) Логические задачи «Домики»
На доске запись логической задачи:
Психолог объясняет:
- Жили-были кружок и квадратик, каждый - в своем домике. Известно, что оба жили в домиках с окошками. А так то, что квадратик жил в доме с трубой. В каком домике жил квадратик, а в каком - кружочек?
Дети высказывают свои предположения. Психолог постепенно подводит их к правильному решению, которое можно записать в тетрадях в виде схемы.
Дальше можно решить следующую задачу:
Заключительный этап (см. Занятие 14)
литература
Айзман Р., Жарова Г. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. -М., 2006.
Андреева Е.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. -М., 1994.
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М., 2007.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. - М., 2005.
Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2007.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2006.
Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Н. Развиваем руки - чтоб и учиться, и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 1998.
Детские загадки в кроссвордах. - М., 1993.
Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. - СПб., 2006.
Картинный словарь. - М., 2007.
Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. -М., 2004.
Куликовская ТА. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М., 2008.
Куликовская ТА. Массаж лицевых мышц для малышей. — М., 2008.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб., 1996.
Модестова Г.В. Скоро в школу. Экспресс-программы подготовки и развития. - СПб., 2006.
Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 2004.
Павлова Т.И. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.,2006.
Петровский В А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. - М., 1993.
Пожиленко ЕА. Артикуляционная гимнастика. - СПб., 2006.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 1993.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М., 2005.