Тема 8. Управление поведением в организации
Методы изучения организационного поведения: формализованные и малоформализованные. Стратегия, тактика и технологии управления ОП.
Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студента по теме, изучение литературы выбираемой из предложенного списка рекомендуемой литературы и других источников, в подготовке к практическому занятию
Методические указания
Стратегическая реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, то есть управление их поведением.
Управление поведением сотрудников организации заключается в том, чтобы они эффективно работали, сочетая достижение собственных целей с задачами, стоящими перед организацией. Как правило, такое поведение проявляется в добросовестном исполнении ими своих должностных обязанностей, готовности принимать на себя дополнительные обязательства, выходящие за пределы их должностных обязанностей в случае производственной необходимости, проявлении творческой инициативы и т.д.
Для управления поведением персонала в нужном для организации русле используются различные методы и средства. К ним относятся, во-первых, подбор людей с определенными качествами, гарантирующими определенный тип поведения, и, во-вторых, воздействие субъекта управления на работника, заставляющего его изменять свое поведение в нужном для организации направлении.
Уясните в процессе самостоятельной работы, какие тактические приемы и технологии помогают менеджеру воздействовать на поведение его подчиненных.
Однако прежде, чем управлять поведением, его надо изучить. Для этого у руководителей есть целый арсенал методов, которые условно делятся на две группы: формализованные (психологические тесты и опросники, проективные техники, психофизиологические методы) и малоформализованные (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности). Прочитайте в специальной литературе возможности применения каждого из методов в исследовании поведения, обязательно ознакомьтесь с требованиями к их использованию.
Литература: [2] - [4], [9], [13] - [17]
Вопросы для самопроверки
1. Что значит «управлять поведением»?
2. Перечислите известные вам стратегии управления организационным поведением?
3. Какие тактики управления поведением вы знаете?
4. Какие технологии может использовать руководитель, управляя поведением работников?
5. Перечислите методы, позволяющие выявлять те или иные особенности, причины поведения человека или группы.
6. Как правильно организовать анкетирование среди сотрудников организации?
7. Составьте план наблюдения за поведением работника с целью определения его типа темперамента. На какие критерии вы будете опираться в своих выводах?
Тема 9. Организационное поведение и национальная культура
Деловое поведение в международном бизнесе. Факторы международной среды, влияющие на ОП. Национальная культура и деловое взаимодействие. Модели межкультурных различий.
Этические проблемы организационного поведения.
Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студента по теме, изучение литературы выбираемой из предложенного списка рекомендуемой литературы и других источников, в подготовке к практическому занятию
Методические указания
Глобализация мировой экономики, участие организаций в различных формах международной кооперации, стремление компаний к расширению границ своей деятельности и превращению в крупные мультинациональные корпорации выявили новые проблемы организационного поведения, связанные с различием культур. Стало очевидным, что эффективность международного бизнеса во многом зависит от понимания культуры других стран, культурных различий между нациями и способности адаптироваться к ним. В связи с этим возникла необходимость изучения особенностей национальных культур и их влияния на ОП и организационную культуру компаний, разработки подходов и методов повышения межкультурного взаимодействия, культурной адаптации.
Национальная культура - это совокупность экономических, политических и социальных ценностей, присущая другой нации. Сегодня в мире существует около трех тысяч наций и более двухсот суверенных государств. Для каждого этноса, государства, народа, нации характерен свой исторический и экономический путь развития, своя культура, свое поведение.
В международном бизнесе факторы культурной среды создают самые большие сложности. Именно поэтому корректная оценка различий национальных культур и адекватный их учет в процессе деловых контактов становятся все более и более важными.
При самостоятельном изучении этой темы необходимо получить знания по следующим вопросам: что такое глобальная организация; организационная мультикультура; модели межкультурных различий; качества российского работника.
Самостоятельно изучите факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний (юридические, национальные, политические, экономические, социальные, этические).
Заключительным моментом в изучении дисциплины «Организационное поведение» является рассмотрение проблем этики. Этические нормы поведения выступают одним из главных регуляторов человеческих отношений. В них выражены представления о добре и зле, правильности и неправильности поступков людей, справедливости и несправедливости.
Деловую этикуможно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение людей в процессе производственной деятельности.
Совсем недавно этика стала областью изучения в рамках Организационного поведения. В настоящее время существует понимание того, что этику поведения определяет не только индивиды и группы, но также ряд значимых факторов:
- культурные влияния (семья, окружение, образование, религия и СМИ);
- воздействие организации (ее политика и практика, кодекс корпоративной этики, ролевые модели, системы наказания и поощрения);
- внешние факторы (явления политической юридической и экономической жизни).
Эти факторы зачастую действуют взаимосвязано. Возникает много проблем и противоречий при определении того, какое поведение является этическим. Исследователи ОП выделяют следующие современные этические проблемы, касающиеся поведения членов организации: сексуальное домогательство, дискриминация в оплате труда и продвижении по службе, право на невмешательство в частную жизнь, неэтичное манипулирование людьми. Каждая из названных этических тем представляет собой проблему для современных организаций, в силу чего требует признания, внимания и тщательной проработки.
В процессе самостоятельной работы изучите международные этические нормы делового поведения.
Литература: [4], [5], [6], [9], [12], [13],[18]
Вопросы для самопроверки
1. В чем проявляется сущность международных отношений? Почему важно знать национальную культуру и особенности поведения представителей различных стран?
2. Перечислите параметры межкультурных различий. Опишите модели Г. Хофстеде, А.Клукхона и Ф. Стродбека.
3. Раскройте сущность понятий «этноцентризм», «культурный шок», «культурная адаптация».
4. Охарактеризуйте европейский, восточный и американский стили делового поведения.
5. Перечислите характерные особенности поведения представителей скандинавских стран.
6. Каковы особенности российской модели организационного поведения? С национальной культурой каких стран Россия имеет наибольшее сходство? Почему вы так думаете?
7. Какие этические нормы регулируют международные деловые отношения?
8. Перечислите основные этические проблемы организационного поведения. Сформулируйте собственные подходы к их преодолению.
11. В чем вы видите будущее Организационного поведения как науки и прикладной дисциплины?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Понятие «организационное поведение», междисциплинарные связи и значение данной дисциплины для менеджеров.
2. Предмет и цели организационного поведения. Элементы системы организационного поведения.
3. Модели организационного поведения: авторитарная, опекающая, поддерживающая, коллегиальная.
4. Теории поведения человека в организации (3 теории на выбор студента).
5. Роль руководителя в системе организационного поведения. Практическое значение организационного поведения для менеджеров.
6. Критерии результативности организации: индивидуальная и групповая результативность.
7. Влияние внутренней и внешней среды организации на поведение сотрудников.
8. Показатели эффективности работы организации, обусловленные поведением ее персонала.
9. Организационная культура, ее функции и типы.
10. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры.
11. Способы передачи организационной культуры сотрудникам.
12. Методы изучения организационной культуры.
13. Психологическая структура личности, ее проявление в индивидуальном поведении.
14. Социально-демографические характеристики сотрудников и их проявления в поведении
15. Теории типологизации личности, их практическое применение (3 теории на выбор студента).
16. Развитие личности в организации: сущность, значение, методы
17. Социализация личности в организации.
18. Психологические особенности управления карьерой. Моделирование оптимального карьерного роста.
19. Адаптивные возможности организации
20. Методы изучения индивидуального поведения.
21. Формирование групп и их структура, стадии развития группы.
22. Поведение неформальных групп и коалиций в организации.
23. Методы изучения группового поведения.
24. Понятие «команда» и «командная работа». Типы команд.
25. Этапы развития команды и командообразование.
26. Условия эффективной командной работы и проблемы, возникающие в командах. Самоуправляемые команды.
27. Мотивационная регуляция организационного поведения.
28. Мотивационные установки руководителей.
29. Методы изучения мотивации сотрудников в организации.
30. Особенности мотивации групповой деятельности.
31. Основные теории мотивации и их практическое применение.
32. Лидерство в организационном поведении.
33. Теории черт и поведенческие теории лидерства, их практическая ценность.
34. Ситуационные теории лидерства. Оценка и применение.
35. Теории харизматического и преобразующего лидерства.
36. Авторитет руководителя организации.
37. Основы власти и влияния в организационном поведении.
38. Стили руководства и организационное поведение.
39. Поведенческое формирование имиджа руководителя. Принципы создания имиджа.
40. Факторы эффективного поведения руководителя.
41. Стратегия управления организационным поведением
42. Тактика управления организационным поведением
43. Технологии управления организационным поведением.
44. Управление поведением в условиях интенсивных изменений.
45. Деловая игра как одна из технологий управления организационным поведением
46. Этика организации. Этические проблемы организационного поведения.
47. Методы изучения организационного поведения: формализованные и малоформализованные.
48. Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение.
49. Модели межкультурных различий.
50. Национальная культура организационного поведения (на примере одной из стран).
51. Российская культура на современном этапе и ее влияние на культуру отечественных фирм.
52. Деловое поведение в международном бизнесе.
53. Международные этические нормы делового поведения.
54. Будущее Организационного поведения как науки и прикладной дисциплины информационной эпохи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями в области «Организационного поведения» и является промежуточной формой контроля знаний.К ее выполнению необходимо приступить только после изучения всех тем курса.
Целью контрольной работы является овладение основами исследовательской работы, самостоятельное углубленное изучение проблем организационного поведения.
Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:
- изучить основную и дополнительную литературу по курсу, найти и использовать в контрольной работе необходимые материалы в соответствии с выбранной темой;
- полно и логически последовательно изложить материал по выбранной теме, раскрыть основные понятия;
- дать практические рекомендации по использованию в практике управления организационным поведением персонала тех или иных теоретических положений;
- сформулировать и изложить свое личное отношение к проблемам, затрагиваемым в контрольной работе, привести примеры из практической деятельности.
В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к проведению исследований и решению прикладных проблем, выдвигаемых практикой.
Ключевым требованием при подготовке контрольной работы выступает творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых рекомендаций и решений проблем, чётко и логично излагать свои мысли.
Контрольная работа состоит из следующих обязательных разделов: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
Титульный лист является первой страницей и оформляется согласно требованиям.
Содержание (план) контрольной работы включает названия параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны полностью соответствовать заголовкам параграфов в тексте работы. Каждый раздел контрольной работы следует начинать с нового листа.
Во введении излагается цель и задачи работы, формулируется проблема, кратко описывается структура работы.
Основная часть работы, разделенная на параграфы, должна содержать полную и конкретную информацию по данной теме. Она носит общетеоретический характер. При этом следует широко использовать статистическую информацию, аналитические материалы специальных агентств, данные конкретных организаций. Следует привести примеры, раскрывающие формулировку общих положений по конкретному вопросу, а также таблицы и схемы, поясняющие отдельные положения.
В заключении приводятся краткие выводы, характеризующие результат самостоятельного изучения темы. Желательно, чтобы студент четко выразил собственное мнение по рассматриваемым аспектам работы.
В конце работы приводится перечень использованной литературы, составленный в алфавитном порядке (около 8-10 литературных источников). Он должен быть оформлен в соответствие с общепринятыми библиографическими стандартами. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке контрольной работы и на которые имеются ссылки в основной части работы.
Приложения в контрольной работе (иллюстрации, графики, диаграммы, таблицы) должны содержать вспомогательный материал, не включенный в основную часть контрольной работы.
На последней странице студент проставляет дату окончания работы и подпись.
За содержание работы, достоверность приведенных данных, несёт ответственность ее автор.
При написании работы следует оставлять поля для замечаний рецензента. Страницы должны быть пронумерованы. Общая нумерация страниц контрольной работы начинается с титульного листа, однако номер на нем не ставится. Примерный объем работы – 15 - 20 страниц печатного текста формата А4.
Содержание работы оценивается по следующим основным критериям: грамотность, логика в изложении, критический анализ предлагаемого материала, наличие выводов, соответствие языкового оформления текста научному стилю изложения, самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников. Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок.
Сроки представления контрольной работы устанавливаются индивидуальным графиком.
В случае если контрольная работа не будет зачтена, её необходимо доработать, учитывая все замечания рецензента. Исправления следует выполнять на отдельных листах как приложение к контрольной работе. Не исключается возможность, в случае необходимости, повторного выполнения всей контрольной работы. Новый вариант выполненной работы представляется на рецензирование вместе с первоначальным вариантом.
Внимание! Студенты заочной формы обучения изучают дисциплину «Организационное поведение» в течение двух семестров, следовательно, выполняют Контрольные работы № 1 и № 2 (по одной в каждом семестре соответственно).