Интерпретация результатов теста. На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля
На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.
Типы мотивационного профиля:
Прогрессивный – характеризуется заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) >= 5 баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Так же характерен для личности с социально направленной позицией.
Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.
Импульсивный – характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика – количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.
Экспрессивный – характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А. Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения.
Уплощенный – характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом.
Типы эмоционального профиля:
Стенический – характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами.
Астенический – характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.
Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля.
Смешанный астенический – характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.
При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей.
Пример. «Идеальный» профиль «Ж» имеет отчетливую тенденцию снижения от П к ОД, то есть имеет место превышение в общежитейской сфере поддерживающих мотивов над развивающими. И хотя сам учащийся поставил себя по ОД – общественной полезности – очень высоко, при обработке этот показатель пришлось скорректировать с 9 баллов до 4, так как по шкале коррекции он дал только один неубедительный ответ. Обращает внимание сильное недонасыщение по шкале «П» – поддержание жизнеобеспечения. При высоком «идеальном» показателе, отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок «реальный» показатель, означающий, что сам учащийся не прилагает в этом отношении никаких усилий. Высок показатель «К» – стремление к комфорту, – при этом «идеальное» значение совпадает с «реальным», что означает гармоничное насыщение.
Профиль, характеризующий учебную сферу («Р») имеет отчетливо сглаженный, упрощенный характер, при этом, по результатам шкалы коррекции показатель ДР здесь скорректирован с 7 до 4, а показатель ОД с 6 до 3. обращает на себя внимание пик на показателе «СР», что означает высокую самооценку школьника по своему реальному школьному статусу. Существенное различие между характером общежитейского («Ж») и учебного («Р») профилей говорит об определенной дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Характерно, что при суммировании соответствующих профилей, обобщенный профиль сходен с общежитейским в части П, К, С и с рабочим – в части Д, ДР, ОД. Это можно интерпретировать так, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов, а рабочая – в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер.
В эмоциональном профиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам – Э и Ф, что характеризует учащегося как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.
Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан)
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к принятию Вас окружающими людьми (СП) и страх быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.
ИНСТРУКЦИЯ: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+ 3 – полностью согласен
+2 – согласен
+ 1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
-1 – скорее не согласен, чем согласен
2 – не согласен
3 – полностью не согласен
Прочтите утверждения теста и оцените степень согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному вами ответу. Не тратьте времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как вы уже оценили предыдущее. Нив коем случае ничего не пропускайте. При обработке результатов производится обсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты. В тесте не предполагается хороших или плохих ответов. Свободно и искренне выражайте свое мнение.
Шкала СП.
- Я легко схожусь с людьми.
- Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.
- Если бы я должен был выбирать. То предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным. Чем общительным и дружелюбным.
- Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.
- Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто, чем редко и по особым случаям.
- От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.
- Мне нравится заводить как можно больше друзей.
- Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
- Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
- Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
- Излишняя откровенность с друзьями может повредить.
- Когда я встреча на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы парой слов, чем пройти просто поздороваясь.
- Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю прочим дружеским узам.
- Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
- Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями. Чем стану обдумывать его один.
- Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
- Я меня очень много близких друзей.
- Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.
- Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.
- Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем сердитые и сосредоточенные.
- Я скорее предпочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.
- Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности.
- Мне легче решать трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем когда обсуждаю ее с друзьями.
- Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
- Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
- Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.
- Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
- Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
- Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем попытаюсь с кем-то поделиться.
- Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.
Шкала СО
- Я стесняюсь идти в незнакомое общество.
- Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
- Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал бы противоречить мне при посторонних людях.
- Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада.
- Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.
- Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
- Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.
- Если я попрошу кого-нибудь пойти со мной, и он мине откажет, то я не решусь попросить его снова.
- Я осторожен в высказывании своих мнений. Пока хорошо не узнаю человека.
- Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.
- Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
- Мне трудно говорить людям «нет».
- Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.
- Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
- Если я не нравлюсь кому-то. То стараюсь избегать этого человека.
- Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
- Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
- Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
- Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
- Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
- Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
- Временами я уверен, что никому не нужен.
- Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразился в мой адрес.
- Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
- Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.
- После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
- Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
- Когда мне нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.
- Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
- Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
- Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем держусь в стороне.
- Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то другую вещь, занятую у меня на время.