Изучение состояния проблемы. Литературный обзор
Л.В.Куликов
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
методические рекомендации
по проведению
Санкт-Петербург
Рецензенты: д-р психол. наук, проф. И.П.Волков (Балтийская педагогическая академия), член-кор. РАО, проф. А.А.Реан (С.-Петербургский государственный университет)
Куликов Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: методические рекомендации по проведению Спб., Речь. 2001 — с.
В учебном пособии доктором психологических наук, профессором Санкт-Петербургского университета Л.В.Куликовым обобщен опыт собственных научных исследований и научного руководства квалификационными работами. Рассмотрены основные вопросы планирования и организации психологического исследования, его проведения, выбора методов и методик, организации сбора данных и их последующей обработки.
В первую очередь книга предназначена студентам, слушателям факультетов переподготовки, обучающимся в магистратуре или аспирантуре, всем, кому предстоит писать выпускную работу, магистерскую или кандидатскую диссертацию.
Она может быть полезна всем начинающим психологам и специалистам смежных областей, использующим психологические методы.
© Л.В.Куликов, 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
В настоящее время студенту и аспиранту нетрудно найти учебник, в котором изложены принципы и категории психологической науки. Есть хорошие книги по экспериментальной психологии, психологической диагностике, по отдельным методам. Издано немало сборников психодиагностических методик. Однако знаний, которые несут эти книги, для успешной работы психолога-исследователя недостаточно. В этом необычайно сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет и свою технологию. Без знания основ технологии современного психологического исследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провести даже небольшую научную работу.
Интерес к психологии в нашей стране продолжает стремительно возрастать. Все большее число людей обращается к ней и стремится использовать психологические знания в своей профессиональной деятельности. Ориентироваться в разнообразии подходов, средств, приемов не просто. Даже самое подробное руководство к той или иной методике мало поможет спланировать и грамотно провести собственное исследование и решить поставленные задачи — получить результаты, обладающие научной новизной, или решить практическую задачу.
Это учебное пособие для начинающих, поэтому я стремился к простому изложению. Многое дано без обстоятельных доказательств, с опорой на интуитивные суждения и приблизительные оценки. Сделано это с целью подать материал кратко и ответить на запросы тех, кто ищет советы.
В любом деле очень важно начало, первый шаг. Так же и в научной работе — для дальнейшего роста весьма желательно, чтобы уже первая работа была бы доведена до конца. Первые итоги могут значительно облегчить понимание предмета. Для уточнения и "дописывания полотна" в дальнейшем можно применить разные методы, в том числе и более мощные (обычно и более трудоемкие), но что и как уточнять становится яснее, когда есть, пусть приблизительное, но целостное представление о предмете изучения.
ОБЩАЯ СХЕМА И ЭТАПЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Общая схема исследования
Виды психологического исследования.В качестве основных можно выделить три вида психологического исследования: теоретическое, эмпирическое, прикладное. Термин "эмпирия" (эмпирика) происходит от греческого слова "empeiria" (опыт). Исходно он имел два основных значения: 1) человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств; 2) наблюдение, осуществляемое в обычных естественных условиях, в отличие от эксперимента.
Термин "эксперимент" происходит от латинского слова "experimentum" (проба, опыт) и понимается как научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов или данных, а не только данные, доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим (эмпирической частью) называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами — методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного или естественного эксперимента.
Разделять исследования — на теоретические и эмпирические, можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сторону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательской работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Если же в исследовании выделять, прежде всего, продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое или эмпирическое можно с еще большей условностью. В любом исследовании до сбора данных или отбора уже имеющихся данных психолог должен определить исследовательскую парадигму и теоретический базис своей работы. Этот этап работы является теоретическим.
С другой стороны, любая теоретическая работа, пусть опосредованно, но опирается на определенный массив фактов, явно или неявно делит данные на более достоверные и менее достоверные, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов их получения. Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование.
Основные этапы психологического исследования. Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги.
1) Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.
4) Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
5) Обработка данных.
6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими силами и не только).
Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.
Прикладная психология — общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся: применить принципы, открытия и теории психологии на практике в различных областях (промышленность, маркетинг, опрос общественного мнения, спорт и т.д.) и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. В первом подходе используется в основном то, что известно, в другом — стремятся к дополнительным знаниям и руководствуются целью практического применения.
Направления исследования — теоретическое, эмпирическое, прикладное — не являются взаимоисключающими. Более того, их сочетание (не всегда возможное) позволяет придти к более надежным выводам, способствует их принятию в более широких кругах ученых и практиков.
Изучение состояния проблемы. Литературный обзор