Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».
«Невидимая рука» - это конкуренция. Она следит за тем, чтобы ни один предприниматель долгое время не мог получать неоправданные прибыли.
Последователей Смита современники называли либералами. Они были так очарованы своей идеей, что советовали государству не вмешиваться в экономические процессы.
В силу известных идеологических положений, господствовавших в нашем обществе, проблемы предпринимательства в отечественной психологии практически не изучались.
Несмотря на давний и постоянно растущий интерес ученых к проблеме предпринимательства, пока не существует общепринятого определения этого вида деятельности.
Для экономиста предприниматель – это тот, кто берет ресурсы, труд, материалы и другие активы и соединяет их в такие комбинации, которые увеличивают их первоначальную стоимость. При этом он также осуществляет какие-то перемены, внедряет новшества и создает новый порядок деятельности. Для психолога это человек, который находится под влиянием определенных сил, таких как потребность получить что-то или достичь чего-то, потребность экспериментировать и добиваться цели или, может быть, стремление избежать подчинения власти других.
Основателем системы социально-ориентированной экономики является Альфред Мюллер-Армак. Однако в политическую практику ее ввел Людвиг Эрхард, которого по праву чтят как создателя немецкого «экономического чуда». Этот особый экономический строй отличают в основном две идеи: во-первых, требование, чтобы государство создало основные условия для экономики, в остальном оно не должно вмешиваться в экономическое развитие. Во-вторых, правило, заложенное, например, в конституции Германии: «Собственность обязывает. Ее использование должно также служить всеобщему благу».
В принципе социально ориентированная рыночная экономика предполагает рынок, гарантирующий достаточное количество товаров по доступным ценам. Конкуренция между предпринимателями способствует экономическому, техническому и социальному прогрессу.
Но здесь государство сохранило за собой право на вмешательство. Если возникает опасность, что конкуренция между предпринимателями ослабнет (например, в результате договоренности или объединения), то государство должно вмешаться и помочь восстановить конкуренцию.
Свободная конкуренция, которая в условиях рыночной экономики призвана обеспечивать человека товарами и услугами в оптимальных количествах, базируется на странном противоречии: с одной стороны, экономическая система, основывающаяся на получении прибыли и извлечении личной выгоды, не только оправдывается, но и принимается как законный мотив предпринимательства. С другой – как раз конкуренция между предпринимателями должна способствовать тому, чтобы никто не назначал сверхвысокие цены и не получал длительное время слишком высоких прибылей.
Конкуренция предполагает, что может быть много производителей одного и того же товара, которые соревнуются друг с другом. Они, однако, собраться и договориться о том, чтобы не составлять друг другу конкуренции при назначении цен. Появляется ценовый картель. Самый известный пример обоих видов картеля – организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
В ФРГ после многолетней борьбы удалось только в 1957 г. принять т.н. закон о картелях. Контроль за слиянием фирм появился лишь в 1973 г. С помощью этого «Основного закона рыночной экономики» Федеральное ведомство по надзору за картелями в Берлине при содействии земельных ведомств следит за ситуацией во всех федеральных землях. Действующее картельное право принципиально запрещает соглашения, ограничивающие конкуренцию. В отдельных случаях некоторые картели получают право на существование. Например, объединения средних предприятий, образованные с целью отстоять себя в конкуренции с большими предприятиями. Но и они во избежание злоупотреблений подлежат контролю.
Классический предприниматель объединял в одном лице и собственника, и управляющего. Однако развитие и усложнение производства привело к разъединению этих функций, и появился особый класс менеджеров и управляющих со специфической психологией, особенности которой определяются тем, что, в отличие от собственника, менеджер является «человеком организации» и, следовательно, довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных любой организации и придающих ей бюрократический характер. Иногда менеджеры не хотят мириться с ограничивающими их рамками и пытаются действовать по-своему, то есть проявляют инициативу, изобретают новые способы решения старых задач, предлагают новые пути развития организации и т.д. В таких случаях менеджер в своей деятельности уподобляется предпринимателю. В этой связи на Западе появился даже новый термин – intrapreneurship, который можно перевести как «внутреннее предпринимательство», т.е. предпринимательство, осуществляемое менеджером внутри организации.
Говоря о предпринимателе, мы имеем в виду прежде всего предпринимателей-производителей, «организаторов производства», а не спекулянтов-перекупщиков. Как по своей функциональной роли в экономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собой ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых – желание быстро и легко обогатиться.